Проблема политического будущего Узбекистана экспертов по Центральной Азии и политологов занимает все больше и больше. В этой республике в последнее время предвыборная интрига закручивается нешуточная. Периодически, в начавшейся дележке «шкуры неубитого медведя», казалось бы, преуспевает старшая дочь узбекского лидера - Гульнара Каримова. Оно и не удивительно.
После Ислама Каримова только она имеет значительные административные и финансовые ресурсы. К ее услугам государственный бюджет и собственные СМИ, которые она в настоящее время активно эксплуатирует. Впрочем, не настолько активно, чтобы это стало известно ее отцу. У других называемых претендентов – Рустама Азимова и его нынешнего патрона Шавката Мирзияева, казалось бы, людей в высшей степени влиятельных, административный ресурс отсутствует, поскольку им в Узбекистане распоряжается исключительно один человек – Ислам Каримов. Финансовый ресурс указанные претенденты имеют, но вкладывать его в столь рискованное предприятие, как получение власти, слишком рискованно. Остается выжидать.
На протяжении своего президентства Ислам Каримов активно боролся с таким явлением, как клановость. Казалось бы, в настоящее время данный вопрос утратил свою актуальность. Однако, следует понимать, что веками функционировавшее такое социальное явление, как клановость, за какие-то 20 лет никуда не исчезнет. Этого вопроса мы коснулись неспроста. В политической борьбе на данный момент участвуют представители ташкентского и самаркандско-джизакского кланов. Однако, многие эксперты упускают из виду и другой мощный клан – ферганский (Фергана, Наманган, Андижан), который по своим финансовым показателям, на самом деле, превосходит все другие кланы вместе взятые. Выставить в президентской гонке своего претендента - вопрос дальнейшего процветания. Самый яркий и сильный представитель ферганского клана – Генеральный прокурор Рашид Кадыров. Без сомнения он обладает колоссальными финансовыми средствами. Помимо этого, руководит хорошо отлаженным репрессивным инструментом – прокуратурой. Его информационный ресурс несколько иной, чем у Гульнары Каримовой. Это огромный массив компрометирующего материала на всех реальных и потенциальных «преемников», в том числе и на старшую дочь узбекского лидера. Настанет время, когда Рашид Кадыров этим ресурсом воспользуется.
Если учесть, что Кадыров имеет влияние в МВД и МЧС, то в какой-то степени, можно говорить и о силовой поддержке. Открыто своих президентских амбиций он не демонстрирует – слишком рано. На данном этапе Каримов может «стереть его в порошок». А пока он умело строит отношения с Гульнарой Каримовой, Мирзияевым и Азимовым, талантливо играя при этом роль «верного пса» и «карающего меча» Ислама Каримова. О финансовых возможностях Рашида Кадырова в Сети сообщается довольно много. Судя по всему, информация о том, что Рашид Кадыров является одним из богатейших людей Узбекистана, соответствует действительности. По данным источника в Государственной земельной службе Латвии, в которой регистрируются все сделки с недвижимостью, семья Кадырова владеет многочисленными объектами класса люкс – жилыми домами, коттеджами в Риге, отелями в Юрмале. На подставных лиц открыты десятки счетов в Latvijas Hipotēku un Zemes banka, Nordea Bank и Swedbank. Имеются счета и на зятя Рашида Кадырова – Тимура Керимова. Достоверно известно, что аналогичные вложения семьи Генпрокурора имеются в Швейцарии, Австрии, Лихтенштейне, Чехии, ОАЭ, на Кипре и в России. В качестве подтверждения можно привести пример срочного выезда Тимура Керимова на Кипр, когда в этой стране грянул банковский кризис. Политические амбиции Рашида Кадырова так и оставались бы в тени, если бы не его слишком близкие взаимоотношения с российским олигархом узбекского происхождения Алишером Усмановым. Они оба являются выходцами из Наманганской области, имеют родственную связь.
Структуры Алишера Усманова управляют и приумножают активы семьи Кадырова. В то время, когда узбекская прокуратура вынужденно громила «дочку» МТС в Узбекистане, Генпрокурор лично передавал информацию Алишеру Усманову по данному делу. В целом же, связь между Алишером Усмановым и Рашидом Кадыровым, планирующих реализовать проект под названием «Преемник», поддерживается через сына узбекского прокурора - Алишера Кадырова. Так надежней. Как уже отмечено выше, явные претенденты на лидерство – Гульнара Каримова, Шавкат Мирзияев и Рустам Азимов имеют определенные ресурсы и инструменты, которые они будут использовать в президентской гонке. Однако, лишь у неявного претендента – «темной лошадки» - Рашида Кадыров, имеется весь набор ресурсов и инструментов, необходимых для победы. В его распоряжении также огромный потенциал т.н. социальных сетей – Facebook, Twitter, «Одноклассники» и «ВКонтакте», а также российские СМИ, которые контролирует Алишер Усманов. Если учесть, что в настоящее время социальные сети стали одним из основных средств создания и распространения информации в мире, способных управлять сознанием масс, то следует признать – в президентской гонке вырисовывается фигура очень серьезного претендента. В этих условиях, Гульнара Каримова, слишком рано начавшая «мочить» своих конкурентов, играет на руку олигарху Усманову и его протеже Кадырову. Она расчищает для них финишную прямую. Хотя, кто знает, возможно, вся эта возня не что иное, как политический пасьянс, разложенный самим Исламом Каримовым. Алексей Колмогоров
www.zamondosh.com
Комментариев нет:
Отправить комментарий