среда, 23 октября 2013 г.

Разговор с Санжаром Умаровым

Докторант университета Калифорнии Уилл Райт говорит с лидером “Солнечной коалиции” и бывшим политузником Узбекистана Санжаром Умаровым о стратегии оппозиции в отношении каримовского режима.  

 
- Вы и группа других узбекских бизнесменов и интеллектуалов создали "Солнечную Коалицию" весной 2005 года. Пожалуйста, расскажите мне историю этой коалиции. Что подтолкнуло к формированию коалиции?

Какую деятельность коалиция проводила для реализации своих целей? Что такое Солнечная Коалиция сегодня? На что вы надеетесь, какую роль вы и коалиция будут играть в политическом будущем Узбекистана?

 
Умаров: После приобретения независимости в 1991 году и вплоть до 1996 года Узбекистан демонстрировал довольно впечатляющие экономические успехи, а также переход от административно-командной к свободно-рыночной экономике.

В страну хлынул иностранный капитал, были созданы нормальные условия работы для малых и средних предприятий, как отечественных, так и иностранных. 

Начиная со второй половины 90-х годов правящий режим определил новое направление в продвижении экономических реформ, где основная ставка делалась на чиновничью бюрократию, а не на бизнесменов и предпринимателей. 

Это, я считаю, был ошибочный шаг: чиновничья бюрократия начала вновь отвоевывать ключевые и определяющие позиции. В результате мы имеем то, что имеем.
 
Усиление госаппарата в итоге привело к усилению коррупции, неэффективности производства, ограничению свобод, в том числе и свободы слова, деградации принципа верховенства закона и репрессиям, двузначной инфляции, к попранию частной собственности, и т.д.

К середине нулевых годов отрицательные последствия такой политики начали проявляться во всех отраслях экономики и во всех слоях общества.
 
Целью создания Солнечной Коалиции являлось объединение единомышленников, представителей частного сектора и интеллигенции, для того, чтобы обеспечить платформу проведения конструктивного диалога с правящим режимом по продвижению рыночной концепции социально-экономических реформ. 

После трагических Андижанских событий усугубился политический кризис, к нам стало приходить много людей недовольных действиями властей. Достоверная информация о причинах и последствиях тех событий отсутствовала. 

Позиция, которую мы старались довести до властных структур и силовиков, заключалась в абсолютной недопустимости стрельбы по мирным, безоружным людям.
 
Вскоре начались проверки коммерческих структур, имевших отношение к нам. Давление на нас усиливалось, гонениям были подвергнуты наши близкие, партнеры и единомышленники.

Были фальсифицированы уголовные дела. В тот год власть полностью разоблачила себя, проявив свою недемократичность, более того - сознательное проведение антинародной политики.
 
- Резня Андижана произошла в мае 2005 года, вскоре после основания Солнечной Коалиции. Какое значение у Андижана есть для прошлой и будущей политической оппозиции в Узбекистане?
 
Умаров: Пользуясь случаем, хотел бы выразить большую благодарность членам Конгресса США, сотрудникам обеих администраций и Конгресса, правительствам стран, приютивших беженцев из Узбекистана. Спасибо всем лицам в Вашингтоне, Бишкеке, а также в Аризоне и Теннеси, оказавшим содействие в этом!
 
Значение Андижанских событий весьма велико. Как властью, так и различными силами оппозиции, сделаны принципиально важные выводы, правда, не однозначные. 

Реальное руководство страны, учитывая международную осуждающую реакцию, сделало для себя вывод, что стрельба из БТРов по собственному народу, может обернуться против него самого, что такие античеловечные деяния, рано или поздно, приведут его на судебную скамью, либо к неконтролируемому возмездию со стороны народных масс. Примеров тому множество!
 
Поэтому, власть делает всё, чтобы предотвратить повторение кровавых столкновений, но не путём решения насущных проблем, а путём скрытого подавления очагов недовольства, путём всеохватывающего и полного контроля над жизнью людей. 

В том числе и через замену всех чиновников, занимающих ключевые позиции - глав областей, городов, районов и местного самоуправления - на представителей силовых структур, слепо выполняющих любые указания и поручения высшего руководства.
 
Конечно, в сегодняшних реалиях нельзя полностью исключать того, что если народ опять выйдет на улицу с требованиями изменений, возможны провокационные призывы и действия, и тогда вновь поступит приказ от политического руководства на применение огня. 

Я очень надеюсь, что среди старшего офицерского состава начинает пробуждаться сознание невозможности использования экстремальных мер, в результате которых могут погибнуть невинные люди. Или, хотя бы страх перед будущим судом возмездия. 

Для предотвращения социального взрыва крайне необходим диалог властей с демократической оппозицией, но, к сожалению, руководитель республики на это не идет. Это чревато усилением радикальных настроений.
 
 - В марте этого года появились слухи, что Ислам Каримов страдал от сердечного приступа. Правительство отрицает это, но факт остается фактом, что Каримову уже 75 лет.

Как по-вашему будет происходить предстоящий переход власти? Думаете ли Вы, что уход Каримова предоставит возможность для реальных политических изменений? Или есть опасность, что другой диктатор будет просто заменой ему, как произошло в Туркменистане в 2006-ом году? 


Умаров: Не уверен в плачевном состоянии его здоровья. К тому же, 75 лет - это далеко не критический возраст. Ему никак не хочется на покой. 

Он будет делать всё, чтобы любыми путями, напрямую или опосредованно, сохранять своё главенствующее положение. 

Если даже предположить внезапную или полную потерю его дееспособности, то весьма вероятна силовая или конфликтная разборка властных групп, что может привести к временной дестабилизации обстановки. Конечно, в дальнейшем потребуется время для нормализации ситуации.
 
- Вы сказали на Uznews.net, что невозможно, на ваш взгляд, организовать настоящую деятельность оппозиции в Узбекистане, потому что режим убивает или заключает в тюрьму каждого видимого противника.

Итак, вы утверждаете, что оппозиция должна оказывать влияние на Каримова через западные правительства и неправительственные организации. Вы можете объяснять эту стратегию подробнее? Какую роль вы видите для себя и Солнечной Коалиции в такой стратегии? Вы надеюсь на то, что Вашингтон будет готов усилить давление на Каримова после ухода США из Афганистана?

 
Умаров: Говоря так, я исходил из своего собственного опыта. Как мы помним, действия властей Узбекистана в Андижане подверглись жестокой критике со стороны международного сообщества, в том числе западных властей и NGO. 

К 12-ти высокопоставленным чиновникам ЕС применил санкции, а США ввел ограничения на военное сотрудничество. На тот момент существовала реальная ситуация для кардинальных изменений, однако не включение главного лица в список создало неопределенность... Затем, ситуация в регионе стала изменяться, и возникла необходимость в альтернативном маршруте снабжения, а теперь и вывода войск из Афганистана.
 
Новая геостратегическая реальность требует новой политической стратегии. Члены Солнечной Коалиции сейчас работают над созданием новой стратегии, которую мы представим представителям властей Узбекистана после того, как станет ясно, какой будет позиция США в Афганистане. 

Никто не знает сейчас, какой она будет, поэтому мы должны дождаться прояснения этого важного для всего региона вопроса. Eсли все же свершится вывод американских войск из Афганистана, то многое изменится...
 
- Я недавно брал интервью у Баходира Чориева, лидер Бирдамлика. Вы считаете, что у его плана вызвать ненасильственное свержение режима Каримова есть потенциал? Существуют ли другие узбекские оппозиционные силы, группы или лидеры, которые имеют реальный потенциал на ваш взгляд?
 
Умаров: У любой здоровой идеи есть потенциал. И члены Бирдамлика делают много хороших дел. Бирдамликовцы, также как и другие оппозиционные объединения, подвергаются суровым преследованиям. 

Недавний арест и суд над его отцом Хасан-ака Чориевым наглядный тому пример. Несмотря на разные позиции Бирдамлика и других оппозиционных сил, таких как Бирлик, Озод дехконлар (Свободные крестьяне) и Эрк-НДУ, и др., очень важно научиться не только критиковать друг друга, но и искать возможности кооперации.
 
- Еще одна осень значит еще один сбор хлопка в Узбекистане, где режим использует принудительный детский и взрослый труд, чтобы собрать ценный экспортный товар.

Однако, международное осознание этого современного рабства увеличилось в последние годы и международное давление поднялось, во многом благодаря усилиям "Хлопковой Кампании".

Вы думаете, что миссия наблюдателей из МОТа в этом году приведет к каким-нибудь позитивным изменениям? По вашему мнению, как международное сообщество может более эффективно действовать, чтобы прекратить использование принудительного труда на хлопковых полях Узбекистана?

 
Умаров: Принудительный детский и взрослый труд на хлопковых полях Узбекистана является позорным проявлением современного рабства, которое мы последовательно и остро критикуем. 

И я очень рад, что крупные организации и компании объединились в 'Cotton Campaign' для того, чтобы усилить давление на власти Узбекистана. Допуск наблюдателей МОТ, безусловно, заслуга, в том числе, и этой международной акции, но это не должно усыплять нашу бдительность, ибо власти имеют богатый опыт встреч и проводов различных комиссий соответствующим образом! 

Люди знакомые с постсоветской реальностью понимают, что я имею в виду. Главный вопрос здесь - это, используя различные рычаги, добиваться комплексных, не только сельскохозяйственных, реформ, и при наличии политической воли со стороны властей на установление конструктивного диалога, гражданское общество, включая предпринимателей, может внести свой вклад в решении этой и других проблем, усложняющих жизнь граждан Узбекистана.

Уилл Райт (Will Wright) - докторант университета Калифорнии UCLA для Uznews.net 

Страница в Твиттере - @rubcacente
Сайт - http://www.rubcacenter.com

Комментариев нет:

Отправить комментарий