вторник, 7 октября 2014 г.

Неизгладимый СЛЕДователь

Как майор милиции выбивала долг

Героиня этой некрасивой истории — майор милиции, следователь, в отношении которого возбуждено уголовное дело. Она считает, что эту самую историю «раздули» из ничего, из-за того, что она работает в правоохранительных органах, в противном случае инцидент не вызвал бы такого общественного интереса. Суть претензии майора лично мне непонятна: преступление, совершенное человеком в погонах, — это всегда особый случай, абсолютно справедливо вызывающий резонанс и в обществе, и в СМИ. И не только потому, что от того, кто стоит на страже закона, априори не ждешь замашек дешевого гопника из подворотни. А еще и потому, что дела, возбужденные в отношении блюстителей порядка, как правило, заканчиваются ничем, что и позволяет им считать погоны или должность индульгенцией и на голубом глазу требовать от населения соблюдения законов, на которые им самим начхать.
Неизгладимый СЛЕДователь
Не ведая преград…
Все началось с размещенного в Интернете видео, на котором женщина и двое мужчин, ворвавшиеся в чужую квартиру, требуют у снимающей ее молодой семьи и у хозяйки документы на жилплощадь. Причем с разбушевавшейся троицей ничего не могут поделать два наряда милиции, приехавшие по вызову. На видео тщедушные «пэпээсники» безуспешно призывают к порядку весьма габаритную эже, но та успокаиваться не намерена: она, можно сказать, командует парадом — требует, чтобы все ехали с ней в отделение, где она «хочет видеть эту и эту» (испуганную молоденькую квартирантку и хозяйку жилья).
О том, что же конкретно произошло в тот день в квартире одной из многоэтажек 11 микрорайона, «МК» рассказала ее хозяйка, пенсионерка Наиля Сайфутдинова.
— 13 сентября я до позднего вечера работала за городом на даче, где и живу, — вспоминает Наиля Фоатовна. — Очень устала и собиралась уже ложиться спать, как вдруг звонит моя квартирантка Татьяна Иванова (имена и фамилии квартирантов изменены по их просьбе. — Е.А.), которая только въехала в квартиру с мужем Владимиром и четырехлетней дочерью, и взволнованным голосом спрашивает: «Наиля Фоатовна, у вас здесь жил Славик?». Я отвечаю: «Да, жил, а что случилось?» Она объясняет, что какие-то люди буквально выламывают дверь в квартиру и требуют Славика. Я ей говорю: «Так ты скажи им, что он там уже не живет!» А она в ответ: «Мы объясняли, это бесполезно, дверь просто ходуном ходит!» Тогда я посоветовала ей вызвать милицию и сама стала набирать 102…
В какой-то момент все утихло, и Ивановы успокоились, решив, что ломившиеся в квартиру люди наконец поверили, что разыскиваемого ими Славика там нет. Но не тут-то было: спустя немного времени, когда Владимир пошел принимать душ, в квартиру опять позвонили — кто-то спокойным голосом сказал: «Соседка, ты чего нас топишь». Татьяна доверчиво приоткрыла дверь (мало ли, в квартиру только въехали, осмотреться еще не успели, может, что-то где-то и протекает) — тут троица и вломилась.
Сделаем необходимое отступление. Славик, точнее, Вячеслав Прохоров (фамилия изменена. — Е.А.) действительно проживал в этой квартире с женой и ребенком до того, как ее сняли Ивановы. По словам Наили Фоатовны, расстались они из-за того, что Прохоровы постоянно задерживали оплату за квартиру.
— Часто бывало так, что мы договоримся об оплате, я бросаю все дела, приезжаю в город, а они на телефонные звонки и «эсэмэски» не отвечают, и я возвращаюсь на дачу, — рассказывает Сайфутдинова. — Я никак не могла донести до них, что так поступать некрасиво, терпела подобное отношение долгое время. В конце концов попросила их съехать, но расстались мы нормально: Прохоровы со мной рассчитались, претензий у меня к ним нет. И я даже не подозревала, что у них такие проблемы с долгами…
А долги, по обывательским меркам, действительно были не маленькие: пока Сайфутдинова с сестрой добирались до города, чтобы выяснить, что же происходит, Татьяна перезвонила ей раза четыре, сообщив, что незнакомцы требуют у них 10 тысяч долларов! Причем ворвавшаяся в квартиру женщина вырвала из рук плачущей Татьяны «мобильник», когда та в очередной раз позвонила Наиле Фоатовне, и заявила: «Тварь, быстро приезжай!».
— Одна из реплик Татьяны вызвала у меня серьезные подозрения, что все это подстроили сами квартиранты, — продолжает Наиля Фоатовна. — Когда она сказала, чтобы я обязательно прихватила с собой документы на квартиру, поскольку их требуют ворвавшиеся, я подумала, что это, простите, какой-то мошеннический «развод». Уже позже, когда все закончилось, мы с Татьяной поговорили, и оказалось, что она подумала то же самое обо мне: что я взяла оплату за квартиру, а потом подослала каких-то бандитов, чтобы те вынудили их съехать…
 
www.youtube.com/watch

www.youtube.com/watch
«Налет» как продолжение банкета
Поднявшись на нужный этаж и едва выйдя из лифта, Наиля Фоатовна была обескуражена тем, что незнакомая тучная женщина, угрожавшая ей по телефону, буквально кинулась к ней с криком: «Ах ты тварь!». Тут же к Сайфутдиновой подскочил, как позже выяснилось, муж грозной дамы.
— Дверь квартиры была нараспашку, — вспоминает потерпевшая, — все ходили туда-сюда обутые, эта женщина материлась, курила прямо в квартире… Тут же находились два наряда милиции. Столько милиционеров, и никто не мог с ней сладить! Я обращалась к правоохранителям с просьбой успокоить ее, потому что каких только угроз не услышала в свой адрес — и порвать меня обещали, и на куски порезать, и сделать то, о чем в газете даже писать неприлично. Они вроде как пытались оттеснить ее от меня, уговаривали «остыть», но все это было совершенно бесполезно. Ее внешний вид меня очень испугал — высокая, тучная, пьяная, да еще и угрожает; милиция вроде есть, но ее наличие никак не влияет на ситуацию. Эта женщина только двинула меня рукой, и я сразу села, точнее сказать, осела в кресло. А она заявила: «Гони мне документы на квартиру, она теперь моя!» Я до сих пор вспоминаю эту ситуацию с содроганием. Помню, как она пнула стоявший на полу детский горшок, и он «поехал» по комнате, как скидывала вещи квартирантов с дивана на пол… Да, горшок не перевернулся, и среди вещей не было ничего такого, что сломалось бы или разбилось, но, понимаете, сама картина была страшной, как и ощущение своей беззащитности перед этими людьми, когда ты, законопослушный гражданин, ни разу не совершивший никакого правонарушения, чувствуешь, что ты здесь никто и звать тебя никак, а эти вот совершенно незнакомые люди и есть хозяева твоей собственности. Весь этот ужас продолжался больше двух часов. Квартиранты были совершенно деморализованы. Татьяна металась между непрошенными гостями, уговаривая их не пугать ребенка, но все было бесполезно...
В Октябрьском РУВД, куда все — устрашающая троица, хозяйка квартиры и Владимир Иванов, который вынужден был оставить перепуганных жену и дочку одних, — поехали разбираться по команде разбушевавшейся дамы, Сайфутдинова узнала фамилии «налетчиков» (оформляли заявление, по словам потерпевшей, очень долго — тянули резину до трех часов ночи).
— За фамилии спасибо одному из милиционеров, — говорит Наиля Фоатовна. — Женщина ведь унижала не только меня и квартиросъемщиков, но и стражей порядка, прибывших по вызову. Один из них и принес мне клочок бумаги, на котором были написаны три фамилии: майор милиции, следователь Первомайского РУВД Назгуль Рузиева, ее муж Дмитрий Близнецов и некто Азамат Бейшенов.
Последний, кстати, тоже вел себя совершенно по-хамски: грубил, матерился и даже позволил себе ударить Владимира Иванова, снимавшего происходящее в квартире на камеру мобильного телефона.
— Думается, несмотря на алкогольное опьянение, «налетчики» прекрасно понимали, что делают: у них был пакет с бутылками, который они поставили на диван и не забыли забрать, — отмечает Сайфутдинова. — Они также прекрасно знали, что люди в квартире — не их должники, что я как хозяйка не в курсе того, что у предыдущих жильцов были большие финансовые проблемы.
— Почему вы в этом так уверены?
— Да потому что должники и не прятались от них, постоянно звонили. Созванивались они и в тот вечер, об этом мне позже рассказал сам Славик. Когда мы уже были в РУВД, он тоже туда приехал. Причем сам позвонил мне и спросил: мол, что у вас там случилось? От кого бы он узнал о происходящем, если не от Рузиевой? Я ему и отвечаю: «У тебя какие-то долги, которые почему-то требуют с меня и моих квартирантов». Тут кто-то из милиционеров, услышав наш разговор, сказал мне: «Дайте трубку!». Я дала, и он велел Славику приехать в РУВД. Тот приехал, следователь стал задавать ему вопросы. Славик объяснил, что занял деньги у матери Рузиевой под высокий процент, каждый месяц отдавал проценты и вернул часть долга, но в последнее время дела пошли плохо, расплатиться он не мог. Ну, и я тоже спросила у него: «А что, Рузиева не знала, что ты выехал из моей квартиры?» Он ответил: «Да все она знала. Она как раз звонила мне сегодня и сказала, что они сидят в кафе в 11-м микрорайоне и им не хватает денег оплатить счет — быстро, дескать, вези три тысячи сомов. Я позвонил жене, та — своей подруге, которая как раз живет где-то в 11-м микрорайоне. Много денег у подружки не было, но тысячу она в кафе отнесла».
Что было дальше — неизвестно, как Рузиева и Близнецов расплатились по счету — тоже. Но именно после этого банкета они пошли в квартиру Сайфутдиновой и устроили, натурально, шабаш. Татьяну Иванову назвали «Славкиной подстилкой», а ее четырехлетнюю дочь испугали настолько, что та до сих пор с ужасом вспоминает «тетю с большим животом». Неудивительно, что семья сразу же выехала из квартиры, которую только что сняла.
Соврем — недорого возьмем
В соцсетях, кстати, появилось корявое объяснение произошедшего, оставленное Дмитрием Близнецовым (орфография и пунктуация автора сохранены): «Здравствуйте люди, по поводу того инцедента произощедщего на конуне (вероятно, накануне. — Е.А.) хочу принести свои извенения, дело втом что в этой кв. действительно проживал мой должник и уже с апреля месяца я без ответно хожу в эту кв. там также не открывали дверь. Ну просто накипело и под тем делом вспомнились обиды, эти люди не причем, как выяснилось позже мой должник съехал и естественно я не знал об этом. Все мы не без греха, не судите строго. Я чесно подумал, что его скрывают, и по этой причине зашел к ним домой».
Обратите внимание на одну деталь: из этой «явки с повинной» следует, что Близнецов знал — квартиру его должники снимали. А Назгуль Рахимджановна уверяет, что находилась в полной уверенности, будто данное жилье является собственностью Вячеслава Прохорова.
— Я работаю в системе МВД… Вот они сейчас пишут, что я ворвалась к неизвестным мне лицам, вымогала 10 тысяч долларов, пугала, что заберу у них квартиру… Я что, дура — прийти к неизвестным и вымогать деньги? — заявила Рузиева «МК».
— Но я просмотрела видео…
— Видео — да, есть. Вот смотрите, я пришла… да, я реально пришла туда, потому что там проживал мой друг, который брал в долг деньги у моей мамы.
— Это Вячеслав?
— Да, он. Раньше он работал у нас участковым, потом оперативником, потом женился и ушел «на гражданку». У нас с ним хорошие отношения были. Но в последнее время он как-то потерялся, а деньги, которые получил в долг, моя мама заняла у других людей. Эти люди приходят к ней и требуют вернуть долг. А как мама отдаст, если Славик их не возвращает? Потому я и пошла в эту квартиру…
— Вячеслав утверждает: вы знали, что он съехал оттуда.
— Если бы я знала, что он съехал, какой мне был смысл идти туда и рассказывать об этой проблеме посторонним людям?
— Вы сидели в кафе, выпивали, у вас не хватило денег заплатить по счету…
— Здра-а-асьте! Я пошла в кафе и у меня не хватило денег?
— Да, вы позвонили Славику и потребовали принести недостающую сумму. Он позвонил супруге, та — какой-то своей подруге, и она принесла вам тысячу сомов. После этого вы решили пойти забрать долг.
— Здра-а-асьте! Там не три тысячи сомов долг, там 10 тысяч долларов. А если хорошо посчитать, то и больше. В общем, я пошла в квартиру, нам сказали: «Здесь такой не проживает». Но я-то знаю, что это его квартира, как не проживает?
— Но он ее снимал, это не его квартира...
— А я откуда могла знать? Я была уверена, что эта квартира — его собственность. Он сам мне так сказал. Я не проверяла, мы же все-таки друзьями были.
— Получается, Вячеслав ввел вас в заблуждение?
— Получается, так.
— Ну, хорошо, вы вошли в квартиру и убедились, что Вячеслава там нет. Почему вы стали требовать деньги и документы на квартиру у совершенно незнакомых людей?
— Я не у них требовала, я сказала им, что мне Славик должен. И хозяйку попросила показать документы, чтобы убедиться в том, что это ее квартира, а не Славика. А потерпевшая раздула ситуацию, как будто я ворвалась, говорила, что если она не отдаст 10 тысяч долларов, я заберу у нее квартиру. Я что, совсем с ума сошла? Единственное, мы все там реально говорили на повышенных тонах...
— Вы находились в состоянии алкогольного опьянения?
— Нет.
— Поставлю вопрос иначе: вы были абсолютно трезвы?
— Да.
— Третье лицо, Азамат Бейшенов — тоже сотрудник правоохранительных органов?
— Нет, он приезжий парень, мы случайно его встретили, сидели, разговаривали и по пути зашли в квартиру. Бейшенов ни за что ни про что «попадает» из-за моих проблем.
— Я смотрела видео: он использует в своей речи жаргонное милицейское словечко — «терпила». Так в милиции называют заявителей.
— Нет-нет, вы можете быть на сто процентов уверены, что этот парень ни при чем, сейчас каждый второй использует в речи жаргон. Парень просто оказался не в то время не в том месте.
— Я не поняла, вы попросили его пойти с вами и помочь?
— Что помочь? Зачем помочь?
— Но он же оказался в квартире, снимал происходящее на видео, ударил квартиранта…
— Мы просто вместе были, решили прогуляться.
— И вместе пошли в квартиру?
— И вместе пошли в эту квартиру. Если бы я знала, что это не Славика квартира, я бы не пошла туда.
— Ваша позиция ясна.
— Я думаю, историю раздули из ничего, из-за того, что я являюсь сотрудником органов. А если чисто по-человечески рассудить, я что, не могу пойти и потребовать возврата долга? Что я должна была делать?
Согласитесь, доводы Рузиевой звучат малоубедительно, а местами просто анекдотично — в особенности там, где малознакомый Азамат отправился с супругами в чужое жилище, звонил в квартиры к соседям, которых зачем-то требовала «подтянуть» Рузиева, вел, так сказать, оперативную съемку, ударил квартиранта, а потом катался с Назгуль Рахимджановной и Близнецовым по милициям… Тут одно из двух: либо Азамат, простите, круглый идиот, либо Рузиева лжет. Выбирайте, кому какая версия больше нравится.
Поговорить с самим Вячеславом мне не удалось — на звонок ответила его супруга.
— Мы с Рузиевой все вопросы решили, конфликт уладили, — заявила она. — И Наиля Фоатовна с Рузиевой, думаю, тоже все уладят.
— Я говорила с Рузиевой, она считает, что в ситуации повинен Вячеслав, который не только должен деньги ее матери, но еще и ввел майора в заблуждение, заявив, что квартира, которую вы снимали у Сайфутдиновой, якобы принадлежит ему. Это правда?
— Неправда! Она прекрасно знала, что квартиру мы снимали, просто ей нужно оправдаться, поэтому она в любом случае будет говорить так, и я ее понимаю. А насчет того, что она пришла в квартиру и «дизелила» там, будучи в нетрезвом состоянии… Я признаю, что это наша ошибка, мы должны ей деньги, и эти долги довели ее до такого состояния. Но в любом случае мы не должны отвечать за ее действия.
Наконец, относительно алкогольного опьянения, которое Рузиева отрицает. В постановлении о возбуждении уголовного дела, которое имеется на руках у Сайфутдиновой, указано: «Проведенной проверкой установлено, что 13 сентября 2014 года примерно в 20.45 Д. Близнецов, Н. Рузиева, А. Бейшенов,будучи в нетрезвом состоянии, предварительно сговорившись, грубо нарушая общественный порядок, представившись соседями, которых якобы затопило, незаконно, против воли проживающих, проникли в квартиру, принадлежащую вам. И даже убедившись в том, что в этой квартире уже не проживает гражданин Прохоров, который взял в долг у матери Рузиевой 10 тысяч долларов, стали требовать деньги у незнакомых им Ивановых, а позже и у вас , при этом угрожали физической расправой…».
Согласно данным ГУВД, Рузиеву доставили в наркологический центр, где было установлено, что она находится в состоянии алкогольного опьянения. Правда, при заполнении документов следователь указала вымышленные личные данные. А когда ее личность установили, женщина отказалась от повторного медицинского освидетельствования.
Сообщение Дмитрия Близнецова, размещенное в «Одноклассниках».
 
Комментарий сестры Н.Рузиевой на замечание одного из пользователей.
«Характер стойкий, нордический»?
Уголовное дело, которое расследуют в УВД Октябрьского района, возбуждено по двум статьям УК — 137 ч. 2 («Нарушение неприкосновенности жилища, совершенное с применением физического насилия или угрозы его применения»; наказывается штрафом в размере от 100 до 200 расчетных показателей либо лишением свободы на срок до 3 лет.) и 234 ч. 2 («Хулиганство, совершенное группой лиц по предварительному сговору»; наказывается штрафом в размере до 100 расчетных показателей либо общественными работами на срок от 120 до 180 часов, либо лишением свободы на срок до 2 лет).
На работе Рузиеву (другого я, честно говоря, и не ожидала,) характеризуют только положительно. Заместитель начальника Первомайского РУВД по кадрам, подполковник милиции Абдувахаб Хажиматов заявил «МК», что Назгуль Рахимджановна — лучший следователь в УВД.
— Она отлично выполняет свою работу, нареканий и замечаний со стороны руководства не имеет, уголовные дела расследует в срок, психологически характеризуется как уравновешенный, спокойный человек, в коллективе пользуется уважением, — перечислил достоинства Рузиевой Абдувахаб Абдуманапович. — У нас есть молодые сотрудницы, она выступает как их наставница. На момент инцидента Назгуль Рахимджановна находилась в трудовом отпуске, но сейчас уже вышла на работу.
На этом фоне вполне понятны опасения Сайфутдиновой, выражающиеся известным утверждением о том, что ворон ворону глаз не выклюет, и хорошо было бы, если бы дело расследовало не РУВД, а прокуратура. Зампрокурора Октябрьского района Курсантбек Каримов, к которому я обратилась с вопросом, что делать потерпевшей, если она не доверяет следователю РУВД, заявил: «Органы прокуратуры расследуют только должностные преступления. Да, Рузиева — должностное лицо, но вменяемые ей статьи («хулиганство» и «нарушение неприкосновенности жилища») не относятся к должностным преступлениям. Здесь правильно было бы, если бы потерпевшая написала соответствующее заявление, в котором указала бы, что не доверяет следователю Октябрьского РУВД, поскольку Рузиева является действующим сотрудником органов, в связи с чем хотела бы, чтобы данное уголовное дело расследовала прокуратура».
Не верит потерпевшая и тому, что майор милиции искренне раскаивается в содеянном.
— Рузиева мне звонит, но я сбрасываю звонки, тогда она пишет «эсэмэски»: мол, не губите меня, давайте встретимся, поговорим, — признается Наиля Фоатовна. — Однако извинения из ее уст звучат для меня как пошлость, я не могу воспринимать ее иначе после того, что было, после всей этой базарной ругани, матов, унижений, оскорблений. Я представляю ее только так: в одной руке она держит сигарету, другой пишет извинительные SMS, при этом матерится, может быть, пересмеивается со своим мужем… И потом, как я понимаю, в их семье изначально было принято такое поведение. Знаете, в РУВД ведь приезжала и сестра Рузиевой. Сунула на руки пьяному Близнецову их двухлетнего ребенка, позже подошла ко мне и заявляет: «Ну, может, по-хорошему договоримся?». Я сказала: «Нет, все будет по закону». Она повернулась и ушла. А потом был такой момент, когда Рузиева в этом же УВД при начальстве обложила меня и квартиранта матом, заявила, что нам обоим не жить, и когда я сказала: «Вы видите, она угрожает, все будете свидетелями», ее сестра, слышавшая это, тоже грязно выругалась в мой адрес. Если до того момента я думала, что виной всему алкоголь, что Рузиева протрезвеет и сама ужаснется своему поведению, то после поступка ее сестры, совсем молодой девушки, я поняла, что для этих людей такое поведение — абсолютная норма, и ждать раскаяния не приходится. После этого я твердо решила, что пойду до конца.
Мне остается спросить Хажиматова: если так ведут себя лучшие, уравновешенные, пользующиеся уважением коллектива следователи УВД, чего же простым смертным ждать от остальных, не лучших и не совсем уравновешенных? Которые, используя лексику Близнецова, приняв «на конуне» на грудь, «под этим делом» вспомнят какие-нибудь обиды и долги и отправятся кошмарить совершенно незнакомых людей, просто потому, что у них где-то чего-то там «накипело», а потом будут просить понять их «чисто по-человечески». А где здесь человеческое?

Комментариев нет:

Отправить комментарий