понедельник, 13 октября 2014 г.

Единожды солгав или Что на самом деле происходит в «Вечернем Бишкеке»

«Почему  молчишь?» — как только вокруг газеты «Вечерний Бишкек» разгорелся скандал,  многие знакомые и даже незнакомые потребовали высказаться, как –то прокомментировать происходящее.  Честно говоря, не собиралась. Вечеркинская страница в моей жизни давно закрыта.
  Пусть даже я до сих пор являюсь формально  акционером газеты,  — но до сего дня я была уверена, что мое дело – сторона и в драчку я не полезу. Буду вся в белом и не фиг мне пачкаться.. . Но тут мне подсунули так называемую «редакционную статью» Вечерки – и стало ясно:  промолчать – не получится. Это значит нарушить сам принцип нашего «Паруса» -  у каждого есть право знать.  Знать правду, а не только то, что пытаются подсунуть вместо нее. А главное – нельзя равнодушно наблюдать, как обливают помоями людей, которые к этой истории не имеют отношения.
Вечеркинское начальство не хочет обтекать. Предпочитает разбрызгивать субстанцию вокруг.  Это страх.  И паника. Потому и вопли о рэйдерском  захвате. Хотя на самом деле все просто – господина Кима всего лишь попросили вернуть ту часть бизнеса, которую он незаконно прихватил десять лет назад. Но фишка в том, что сегодня мало кто знает, а кто-то уже и не помнит, что  происходило  в Вечерке на стыке акаевского и бакиевского режимов. И я вот тоже, как та одесская бабушка, давно уже забыла т, чего они еще не знают.  Но промолчать будет неправильно…
Сначала предыстория – для полного понимания ситуации. «Вечерний Бишкек»  -  раскрученную городскую газету  «акционировали», а проще – прибрали к руками в 1991 году двое – Александр Ким и Александр Рябушкин. Просто так, потому что оказались наглее и ловчее других.   Контрольный пакет акций издания они записали на рекламную фирму «Рубикон», которую в свою очередь поделили поровну. Редакцией заправлял Ким.  Рябушкин предпочитал долгие годы оставаться  праздным получателем дивидендов. Но в 1999 году грянул гром.
До их пор, мне лично, так и не ясно – зачем Ким полез в политику.  В грязную политику. О его тяге к «справедливости» речи не было и нет – он всегда делал только то, что ему выгодно. Гулявшая в то время версия о «шерше ля фамм», которая якобы заставила его рискнуть всем, что было, меня тоже не слишком убедила -  по той же самой причине. Ким – прагматик и циник, какая уж там «фамм»…  В общем, случилось то, что случилось:  Ким ввязался в политику на стороне Кулова, — котором как раз в то время пытались присадить.  Вечерка, которая до этого времени, придерживалась разумной и взвешенной почти нейтральной политики,  вдруг резко «полевела» и стала  исходить визгом о том, как честного Кулова, немножко, правда, прихватившего вагоны спирта,  чуть-чуть продавшего военные вертолеты и тд,  преследуют по политическим мотивам.
Таким  креном Ким поставил под угрозы не только свой бизнес, но благополучие  многих в редакции. И Рябушкин напомнил ему, что бизнес вообще-то общий и решения такого рода тоже надо принимать, посоветовавшись  к компаньонами… Скандал разразился грандиозный. В итоге часть  старых вечеркинцев во главе  с замредактора Владимиром Козлинским и обозревателем Кабаем Карабековым редакцию демонстративно покинула, а Рябушкин был призвал в главные редакторы, чтобы как-то смягчить конфликт.
Однако произошло и нечто худшее – своим неумным поведением Ким привлек внимание акаевского зятя Абдиля Тойгонбаева, который как раз вовсю разворачивал по стране свои захватнические операции.  И он попер на Вечерку…
Рябушкин, действительно,  уступил свои акции первым – он вообще всегда старался избегать сложных  для себя ситуаций.  И напрягаться он тоже не любил – предпочитал жизню тихую и спокойную.  Тойгонбаевцы  предложили ему, насколько нам  стало известно, обмен:  акции Вечерки – на акции компании «Датка», занимавшейся тогда ГСМ.  Что произошло дальше – остается тайной участников, но только буквально  сразу глава  «Датки» скончался при загадочных обстоятельствах  и фирма, которая была на тот момент  почти монополистом на рынке ГСМ, перестала существовать.  А ее «поляну», кстати, занял небезызвестный Бабанов,  и быстро начал подминать рынок ГСМ под себя… Рябушкин остался ни с чем.    
Ким же оставался в Вечерке еще год – деля ее в тойгонбаевцами, — подстраиваясь под них.  Об этом времени я вообще не хочу вспоминать.  Он тогда как с цепи сорвался -  тойггонбаевцы нагибали его, он и его «команда» — Приживойт, Кузьмин,  Темирбаев отыгрывались на корреспондентах, нагибали их. В редакции невозможно стало дышать – интриги, доносы,  открытая вражда и ненависть, недобросовестная конкуренция, несправедливое распределение зарплаты… В 2001 году газета полностью перешла к тойгонбаевцам  нам сообщили, что Ким свою долю продал и его компашка покинула редакцию, открыв свою газету под покровительством амеровских организаций, которые уже к тому времени начали готовить  анти-акаевский  переворот.
Однако главные события развернулись в 2005-м. На следующий день после переворота все кимовцы толпой нагрянули в Вечерку. Угрожали,  визжали, рыскали кабинетам. У меня пропал шоколадный батончик… и через полгода по суду Ким вернул себе права собственности на Вечерку.  Продажи не было! – заявил он всем. Сначала версия была такая, что его подпись на документах и продаже  подделали. Потом, видимо, экспертиза подкачала и пошла гулять версия, что его вынудили подписать бумаги под угрозой физической расправы.  Бакиев отблагодарил тех, кто привел его к власти, — суд вернул акции, записанные к тому времени на левую тойгонбаевскую фирму, снова «Рубикону». «Да, по-мотуевски!» — цинично признал тогда и сам Ким. И…
И он не учел в этот момент одного:  если все отматывается назад, то Рябушкин автоматически восстанавливается в своих правах. Он снова становится совладельцем  Рубикона – и Вечерки, — как оно и было до вмешательства тойгонбаевцев. Впрочем, может, Ким это понимал, но надеялся, что власть Бакиева пришла на века – и покровитель не позволит кому бы то ни было претендовать на газету, которая поддерживала его режим целиком и в присядку…
Вот такова история как она есть.  Я ее наблюдала, что называется, своими глазами.  Из Вечерки я ушла в октябре 2005 года. И  спасибо Киму:  если бы не он, — разве я была бы сегодня в таком шоколаде!
…То, что суд вернул Рябушкину половину издания – это нормально. Это законно. Так оно и должно быть.  Реакция Кима – «караул, захватывают!» — тоже понятна. Но он явно перегнул палку, когда обвинил в «захвате» советника президента в компании с самим президентом! Это было бы смешно, — если бы не было так противно. Взяли – ни за что оболгали Ниязова, да еще и походя пнули Атамбаева… а ну да, да! – «Кто ни с нами, тот против нас!»  Любимый лозунг Кима… «Не понравилось кино, наступили вы в г..но – у любого катаклизма объяснение одно!…       
Вообще-то Атамбаева можно обвинять в чем угодно, — но только не в крохоборничанье. Вечерочный «бизнес» для него – тфу, крохи! Он мужик широкий – это всем известно. И мелочиться и пачкаться не станет.  А про пресловутое политическое влияние Вечерки – так и вовсе не смешите мои тапочки!  Газета давно превратилась в унылое, серое нечто. В «Народном» мне ее бесплатно суют в пакеты – выбрасываю, не раскрывая,… Вижу же – кто там и что там.  У власти кучка пенсионеров, которая так до сих пор компьютер не освоила! Что там они там забойного написать могут!  — перышком скрипя… Частные объявления  – это бизнес, да, но как политический игрок, Вечерка, увы, не пляшет. В Интернете не котируется вообще – типа  «молодняк», которому доверен этот участок, тоже никак не тянет… К тому же Атамбаеву вообще фиолетово, что там строкают про него оппозиционные листки.  Поверьте мне! Это такой характер. Это не Максимка Бакиев и не Омурчик Бабанов – и до потолка он подскакивает, он вообще не обращает внимания на газетную грязь…   
Так какого же рожна Вечерка вызверилась на  Фарида Ниязова? – типа, это он ночи не спит, только и видит, как ее, такую ценную, захватить?.. Могу предположить. Очевидно, Фарид просто отказался вмешиваться в судебный процесс, отказался Киму помогать – вот и все объяснение! Он вообще принципиально и старательно дистанцируется  от любых корпоративных  разборок – и это отлично известно в политических кругах.  А нынешний судебный процесс Вечерки – это именно то и есть:  мелкая драчка  за бабло, а вовсе никакая не большая политика…
Только этот простой и правдивый тезис  я и решила нынче донести до бишкекчан, наших читателей. Нету того образа врага, который так старательно лепит Вечерка! Не надо дурачить людей -  и выдавать свою личную шерсть  за политическую дойку…. Фарид Ниязов не станет же бить себя в грудь и доказывать, что он тут рядом не стоял, а вот я вполне могу сказать как есть.  А есть оно так. Если человек раз сделал подлость – ему уже не остановиться. Раз солгал – дальше лжет, как дышит… Рябушкин, я вам скажу, —  тюфяк и непрофессионал, он ничего хорошего Вечерке не судит. Но и Киму веры нет – и быть не может!
Бог не Ерошка! Рано или поздно приходит расплата – за то, что сделал подлого. Хапал чужое – отдашь! Унижал людей – тем же концом получишь!  Киму пора сегодня подумать о Душе…И ему простится…  Вот как-то так…
Елена Авдеева

Комментариев нет:

Отправить комментарий