среда, 29 октября 2014 г.

Милиция Узбекистана: «псы» режима или жертвы системы?

Отставные правоохранители считают, что порядочных людей в милиции почти нет, правозащитники жалуются на их жестокость, но жалеют за бесправие.


25 октября органы МВД Узбекистана отметили профессиональный праздник. Президент Ислам Каримов наградил отличившихся сотрудников орденами и медалями.

Как оценивают эту работу граждане Узбекистана? С этим вопросом корреспондент Uznews.net обратился к простым гражданам, правозащитникам и ветеранам МВД. 

«Милиция калымит даже на убийствах»

О происходящем в правоохранительных органах нелестно отзываются отставные офицеры милиции, просившие при публикации изменить их имена. 

«Раньше, при Советском Союзе, в МВД было 90%, кто работает, и только 10% тех, кто «гоняют балду». Сегодня – в точности наоборот», - говорит Эркин, подполковник в отставке из Ташкента.


По его словам, «раньше на тех, кто брал взятки, показывали пальцем, а теперь коррупция – в порядке вещей. Многие поступают в милицейские учебные заведения за взятки, и учатся в них за взятки, а чего ждать от таких «инкубаторских» милиционеров?» - рассуждает отставник

С ним согласен его коллега Махмуд - бывший подполковник из Кашкадарьи. 

По его словам, «сотрудники милиции стали калымить даже на убийствах, выискивая в качестве подозреваемых людей побогаче и раскручивая их на большие деньги».

«Били так, что стал харкать кровью»

У многих из тех, кому пришлось столкнуться с работой милиции, воспоминания остались не лучшие.

«У меня обокрали квартиру, но милиция не нашла ни пропавших ценностей, ни преступников, а дело повернула так, как будто я сам себя обворовал», - говорит 35-летний Акрам из Ташкента.

Молодой парень по имени Михаил утверждает, что три года назад был задержан по подозрению в ограблении:
«Били так, что потом неделю харкал кровью - заставляли дать признательные показания».

Михаилу тогда повезло - признания он не подписал, настоящие преступники нашлись, парня выпустили. 
Но нередко на основании «выбитых» таким образом признаний в Узбекистане выдвигаются серьезные обвинения и присуждаются реальные сроки.

«Боятся не бандитов, а милиции»

Милиционеры отбирают у жительницы Ташкента Саёры Хакимовой плакат, с которым она собиралась выйти на пикет в защиту незаконно арестованного сына. Фото: ПАУ

У правозащитников, которые находятся под пристальным вниманием правоохранителей, опыт общения с ними – крайне негативный.

«Работают через пень-колоду. Как ни придешь, смотрят телевизор. Начинают что-то делать только, когда напишешь на них жалобу», - говорит правозащитница Татьяна Довлатова.

Критикует милиционеров и лидер Правозащитного Альянса Узбекистана Елена Урлаева, которую они неоднократно задерживали и обыскивали. 

«Подозреваемых в милиции бьют и пытают. Милиционеров у нас боятся больше, чем бандитов – они страшнее и наглее», - говорит правозащитница.

Это мнение разделяет и правозащитник Шухрат Рустамов, называя милицию «настоящими псами высокопоставленных чиновников».

«Им скомандуют «фас» и они бросаются выполнять приказ, не думая о том, законно это или нет», - говорит он.

За что жалеть милиционеров?

В словах правозащитников звучит и сочувствие в адрес рядовых милиционеров. Рустамов признает, что видит, как неловко участковому, которому приходят для разбирательства его жалобы на Генпрокурора и председателя Сената.

Нет к простым милиционерам претензий и у его коллеги Аделаиды Ким, которая не раз жаловалась на незаконные задержания. «У меня вопросы к тем, кто отдавал эти приказы, а не просто их выполнял», - говорит правозащитница.

Правозащитники сходятся во мнении, что одна из причин милицейского произвола - отсутствие в Узбекистане закона о милиции.

«Был бы такой закон – каждый сотрудник заключал бы договор, где четко прописано, чем он должен, а чем не должен заниматься», - говорит руководитель ИГНПУ (Инициативной группы независимых правозащитников Узбекистана) Сурат Икрамов. 

«Вежливые и обходительные»

Интересно, что те, кто сам не сталкивался с органами правопорядка, нередко положительно отзываются об их работе.

Милиция выслушивает историю пострадавшей из Намангана

«Помню времена, когда на улицах Ташкента ходила толпами пьяная шпана. Сейчас такого, Слава Богу, не увидишь, везде порядок», - говорит пенсионерка Ирина Петровна, чье мнение поддерживает ее подруга Альфия Хафизовна, называя милиционеров «вежливыми и обходительными»

30-летний житель столицы по имени Бекзод утверждает, что после кражи в доме его соседа милиция за три часа нашла преступников и украденное.


Uznews.net

Комментариев нет:

Отправить комментарий