Два уголовных дела в отношении мусульманских религиозных деятелей, обещавших людям чудесное исцеление, заостряют внимание на таком получившем распространение в Таджикистане явлении, как исцеление верой. Упомянутые случаи произошли с «бесноватым» юношей, которому сделали кровопускание и забили до смерти, и желающей излечиться от бесплодия женщиной, подвергшейся сексуальному домогательству.
По словам специалистов в области здравоохранения, на фоне резкого падения уровня образования с момента распада СССР в 1991 году в Таджикистане создалась благодатная почва для нетрадиционного, по большей части ничем и никем не регулируемого, знахарства и целительства.
Сложившаяся тенденция провоцирует трагедии и скандалы. В одном из случаев, получивших большой резонанс, правоохранительные органы Пянджского района близ афганской границы задержали 15 ноября имама в связи с гибелью 19-летнего умственно отсталого молодого человека в процессе предполагаемой процедуры по изгнанию из него злых духов. По имеющимся подозрениям, Абдулвохид Кодыров избивал своего пациента деревянной палкой и сделал на его теле ряд надрезов с целью кровопускания. По заключению врачей, молодой человек скончался от нанесенных ему травм и большой кровопотери, сообщают местные СМИ.
А за месяц до этого 46-летний мулла Асадулло Иброгимов из одного из пригородов Душанбе был найден виновным в сексуальном домогательстве по отношению к женщине, пришедшей к нему за помощью по поводу неспособности зачать ребенка. Он был приговорен к семи годам лишения свободы. 27 ноября апелляционный суд г. Душанбе, поддержал решение суда первой инстанции, сообщает информагентство «Азия-Плюс».
Власти же, похоже, не намерены форсировать решение проблемы подобного «целительства». По словам зампреда государственного комитета по делам религии Мавлона Мухтора, количество самозваных вероцелителей сейчас на подъеме. Правда, ведомство не ведет учета преступлений, совершенных на почве подобных обрядов, добавил чиновник. Он также признал, что не слышал о деле Кодирова, в котором имам обвиняется в нанесении побоев, приведших к гибели молодого человека.
«Нам известно о наличии большого количества самозванцев, наживающихся на людском невежестве, – сказал EurasiaNet.org Мавлон Мухтор, добавив, что его ведомство ведет работу по повышению информированности населения. – Мы публично рассказываем об этом на телевидении и во время встреч с гражданами, мы просим их не поддаваться на неправомерные призывы безграмотных людей, не обращаться к этим людям».
В целом же жалобы на действия целителей и применяемые ими методы являются делом правоохранительных органов, отметил он.
Президент республики Эмомали Рахмон не замедлил связать эту проблему с быстрым возвращением ислама вкупе с ростом радикальных воззрений в Таджикистане. «В прошлом, когда в стране практически не было центров религиозного обучения, уровень взаимопонимания и терпимости в обществе был выше, дети любили своих родителей, младшие всегда с уважением относились к старшим», – сказал в июле глава государства.
Сегодня же «при наличии 4 тыс. мечетей…в обществе растут экстремизм и фанатизм, – продолжил он в выступлении, размещенном на президентском веб-сайте. – Строительство мечетей и молебен в каждом квартале может увеличить вероятность возникновения ненужных споров и разногласий среди мусульман, нарушить единство и стабильность общества, что противоречит объединяющей сущности и миссии ислама и других религий».
Некоторые обозреватели полагают, что президент преувеличивает угрозу исламского раликализма с целью оправдания нарушений прав человека и упрощения для своей администрации задачи заручиться содействием зарубежных государств в сфере безопасности. Другие предполагают, что глава государства, возможно, пытается использовать религию как прикрытие для недостатков собственной администрации. Эти критики указывают на то, что за 21 год пребывания у власти Рахмон практически ничего не сделал для повышения уровня образования и расширения возможностей трудоустройства – двух факторов, играющих, по мнению многих, немалую роль в радикализации населения и распространении вероцелителей.
Хотя статистические данные на сей предмет отсутствуют, вероцелители и гадалки получили широкое распространение в Таджикистане. «Люди погрязают в грехах по причине своего невежества. Образованный человек не должен ходить ни к каким знахарям», – сказал EurasiaNet.org мулла небольшой мечети 11-го микрорайона Душанбе Домулло Ильхом.
Одной из существенных составляющих данной проблемы является подрыв доверия населения к системе общественного здравоохранения. Как рассказал EurasiaNet.org на условии анонимности один профессиональный психотерапевт, в результате падения уровня образования многие недавние выпускники медицинских вузов «не способны отличить психологию от психиатрии». Неудивительно, что в сложившихся условиях на услуги знахарей возник такой спрос, добавил этот специалист.
Как поведала EurasiaNet.org одна вероцелительница, называющая себя Апай Нилуфар (тетушка Нилуфар), к ней ежедневно приходит около десятка человек.
«Некоторые из моих посетителей нуждаются лишь в добром слове, другим нужна реальная помощь – очищение, как физическое, так и духовное. Почти в каждом случае я настойчиво рекомендую людям, которые ко мне приходят, пойти в церковь, мечеть или синагогу, – рассказывает тетушка Нилуфар пятидесяти с лишним лет от роду, принимающая своих пациентов в скромной квартирке на окраине Душанбе. – Некоторые из моих посетителей признаются, что обращались к черным магам, желая обрести успех в делах или отомстить своим соперникам».
Комментариев нет:
Отправить комментарий