Готовясь к выводу своих войск из Афганистана, Вашингтон не желает уходить из региона и намерен перенести свою военную базу из киргизского аэропорта Манас в казахский порт на Каспии Актау. Казахстан рискует стать одной из сотни стран, где американцы утвердили свое военное присутствие.
В настоящее время оборонное сотрудничество Казахстана и США уже приняло долгосрочный характер и ведется на основе пятилетнего планирования. Пятилетний план сотрудничества на 2013-2017 годы был подписан в Вашингтоне в ноябре 2012 года. О дислокации военных баз на казахской территории в нем, правда, не говорится – американо-казахское военное сотрудничество, согласно плану, ориентировано на взаимодействие в таких сферах, как военное образование и миротворчество. Только вот примеры американского миротворчества по всему миру найти очень трудно - нельзя же считать военные операции США в Ираке и Афганистане миротворческими.Как известно, Америка тратит на армию и вооружение почти столько же, сколько все остальные государства планеты, вместе взятые. На 2014 финансовый год Пентагон запрашивает у конгресса 526,6 млрд. долларов, реально Министерство обороны США может получить около 475 млрд. долларов. Значительная часть этих расходов предназначена для финансирования разветвленной сети постоянных американских баз, охватывающей все континенты, как будто США собираются воевать со всем миром. Пентагон выступает владельцем или арендатором сотен военных баз за рубежом во всех частях света, за исключением пока Антарктиды. Американские военные, один раз ступив на иностранную территорию, крайне редко затем ее покидают по своей воле; они остались даже в Германии после ее объединения. Киргизский аэропорт Манас войдет в историю как пример эвакуации американцев вопреки их желаниям.
Американская военная авиация должна покинуть Манас 11 июля 2014 года. Соответствующая нота Министерства иностранных дел Кыргызстана с официальным уведомлением о прекращении деятельности базы была вручена на прошлой неделе послу США в Бишкеке. Напомним, что авиабаза Манас начала действовать в декабре 2001 года, практически одновременно с началом операции международной коалиции в Афганистане. В 2009 году тогдашний президент Кыргызстана Курманбек Бакиев собирался закрыть базу, его решение было одобрено парламентом. Однако вскоре американцы увеличили арендную плату почти в пять раз, и авиабаза осталась, сменив вывеску на более презентабельное наименование "Центр транзитных перевозок". Сейчас Вашингтон в попытках сохранить свое лицо говорит о нецелесообразности содержать военные перевозки в том же объеме после вывода войск США из Афганистана в 2014 году, но при этом Штаты активно ищут новое место для своей военной базы в Центральной Азии. Так что получение американцами согласия на использование под базу Актау является одной из возможных компенсаций потери ими базы в Кыргызстане. Перелетев из Манаса в Актау, по расчетам американцев можно не только получить наиболее короткий маршрут перевозок, но и пошатнуть позиции России в регионе, способствовать ослаблению ШОС, ОДКБ, Таможенного союза.
Еще в апреле 2013 года на конференции министров иностранных дел Стамбульского процесса по Афганистану Нурсултан Назарбаев, заявил, чтоКазахстан готов открыть порт Актау для грузов НАТО для завершения миссии "Несокрушимая свобода" в Афганистане. До окончательного решения о прекращении американского присутствия на базе в Манасе тема использования порта Актау потом не поднималась. Подпись президента Казахстана под Соглашением о сотрудничестве в сфере безопасности на Каспийском море, достигнутом лидерами пяти прикаспийских государств 18 ноября 2010 года в Баку, в принципе, должна исключать согласие Астаны на предоставление своего порта Актау для дислокации в местном аэропорту военной базы США. В первой же статье этого ратифицированного Казахстаном документа определяется, что "обеспечение безопасности на Каспийском море является прерогативой прикаспийских государств". Астана из этого Соглашения не выходила, но даже если бы и собралась это сделать, то обязана придерживаться взятых на себя обязательств до истечения 12 месяцев после уведомления о таком решении. К этому времени американцев в Афганистане не должно быть. По крайней мере, те, кому надлежит быть эвакуированным, уже будут далеко и от Актау, и от Центральной Азии вообще.
Если взглянуть на график вывода американских войск из Афганистана, то станет абсолютно очевидно, что после июля 2014 года, когда будет прекращен срок аренды авиабазы Манас, у США потребности в перевозке грузов через Актау не останется, основная часть контингента антитеррористической коалиции к тому времени должна покинуть Афганистан. Поэтому последние заявления чиновников из Министерства обороны Казахстана об участии в содействии миротворческим силам в целях поддержания мира и порядка в Афганистане не очень понятны - речь может идти о поддержке планируемого продолжения военного присутствия США в ДРА на девяти базах с численностью остающегося контингента 10-12 тысяч человек… И, разумеется, на этом этапе американской оккупации Афганистана войска США решать миротворческие задачи не собираются, они будут воевать за сохранение влияния Америки. Получается, что казахские военные, предоставив в их распоряжение Актау, станут им в этом помогать? Зря начальник управления Центра военно-стратегических исследований Министерства обороны Казахстана Рафик Таиров успокаивает общественность заявлениями о том, что присутствие американцев в Актау означает лишь переброску не боевых грузов, а в основном стройматериалов, мебели и кухонной утвари. Как не выдерживают критики и уверения казахских генштабистов в том, что база в Актау не затрагивает интересы России в Центральной Азии.
В документах Шанхайской организации сотрудничества нетрудно найти требование прекращения использования авиабазы Манас. Этот вопрос присутствует и в решениях ОДКБ. Всем членам обеих организаций хорошо известно, что закреплять право военной аренды американцами аэропорта Манас на вечные времена никто не собирался. В Кыргызстане есть еще российская авиабаза – в Канте, где базируются штурмовики ВВС РФ, входящие в коллективные силы безопасности, где представлены и казахские вооруженные силы. Пентагону оставаться в Киргизии и после вывода своих войск из Афганистана значит бросить прямой вызов интересам России.
По утверждению посольства США в Астане, сотрудничество НАТО и Казахстана имеет сугубо коммерческий характер, при котором подрядчики производят транспортировку грузов для американских войск по Северной распределительной сети. При этом из Афганистана через Актау сейчас вывозится менее 1% грузов. Так в чем тут коммерческий интерес?
Заверения Вашингтона в том, что американцы ограничатся созданием в Актау транзитного центра, выглядят, скорее, как прикрытие для решения другой задачи - обеспечения военного присутствия США непосредственно у границы с Россией. Расстояние от Актау до Астрахани 363 км, 40 минут полета на пассажирском самолете. Размещение здесь контингента вооруженных сил США стало бы беспрецедентным шагом. Американцы очень хотели бы таким образом продемонстрировать всему миру свое пренебрежение к роли России в Прикаспийском регионе и сделать попытку получить доступ к нефтегазовым ресурсам Каспия. Зашатается и без того хрупкая архитектура региональной безопасности. И что означают в этих условиях высказывания министра обороны Казахстана Адильбека Джаксыбекова, который на недавней встрече со своим американским коллегой Чарльзом Хейгелом указывал на общее у Астаны с Пентагоном понимание вопросов укрепления мира и стабильности?
Россия как правопреемница СССР взяла на себя ответственность за стабильность в Центральной Азии не только в связи с угрозами, исходящими из Афганистана. Региональная гегемония США и НАТО в Центральной Азии и безопасность России - вещи несовместные. Речи об установлении какого-либо "паритета" в военном балансе между Россией и Западом в этом регионе быть не может. За 12 лет присутствия НАТО в Афганистане можно было уже понять, что американская внешняя политика в этом районе мира, пренебрегающая интересами соседних с Афганистаном Индии, Ирана и России, провалилась. У этой стратегии нет будущего и в Центральной Азии.
Николай БОБКИН | 19.11.2013 |
Источник - Фонд стратегической культуры |
Комментариев нет:
Отправить комментарий