Свои версии по этому поводу выдвинули политолог Досым Сатпаев, экономист Петр Своик и политик Амиржан Косанов
Forbes.kz уже сообщал, что рано утром 17 ноября на рынке «Кулагер» в Алматы начался пожар, во время которого выгорело почти 4 тыс. кв. м. При пожаре пострадал один человек: он сломал ногу. Причины возгорания сейчас выясняет специально созданная следственная группа. Чуть более двух месяцев назад, 13 сентября, на алматинской барахолке также произошел крупный пожар: площадь возгорания на четырех рынках составила 5400 кв.м.
Почему «красный петух» зачастил к торговцам? На этот вопрос мы построили ответить директора Группы оценки рисков, политолога Досыма Сатпаева, экономиста Петра Своика инезависимого политика Амиржана Косанова.
«Барахолка - это сухой порох, который будет постоянно вспыхивать»
Алматинская барахолка всегда считалась «теневой дырой», где крутятся неучтенные деньги (по данным Всемирного банка, годовой оборот алматинской барахолки составляет$1млрд 742 млн). А наличие большой теневой зоны предполагает наличие теневых игроков, которые постоянно ведут борьбу за контроль над «сумеречной зоной», сказал в интервью Forbes.kz Досым Сатпаев.
- Одна из причин возникновения пожаров на барахолке может быть связана с конкуренцией между группировками, в том числе криминальными и полукриминальными, которые, возможно, крышуются представителями власти. Потому что сам факт существования в течение десятилетий «теневой дыры» в Алматы говорит о том, что в этом была заинтересованность со стороны влиятельных лиц в казахстанской власти, которые активно поддерживали жизнь этой теневой зоны, - предположил Сатпаев.
По его наблюдениям, пристальное внимание к барахолке со стороны обитателей казахстанского олимпа привело к тому, все попытки акимов южной столицы навести порядок на рыках (практически каждый глава Алматы грозился это сделать) проваливались.
- Вторая причина - это низкий уровень противопожарной безопасности. Раз барахолка - это государство в государстве, то там существуют внутренние законы. Один из главных законов состоит в том, чтобы больше получить и меньше тратить на развитие инфраструктуры, в том числе на усиление противопожарной безопасности. Люди, работающие на базарах в пригороде Алматы, платили за противопожарную сигнализацию, но, как оказалось, это деньги были потрачены не по назначению. Барахолка, с точки зрения противопожарной безопасности, - это оголенный провод. Без наведения порядка в этой сфере пожары будут происходить и в дальнейшем, - предупредил политолог.
Для существования указанных двух факторов - теневой конкуренции и наплевательского отношения к противопожарной безопасности - на барахолке созданы благоприятные условия.
- Это сухой порох, который будет постоянно вспыхивать, если государство не наведет там порядок. Прядок с точки зрения государственных интересов, а не с точки зрения чиновников, которые хотят заняться переделом денежных потоков, - сказал директор Группы оценки рисков.
Досым Сатпаев считает, что у нас в стране наблюдается интересная ситуация. У государства гигантский арсенал инструментов для достижения цели: оно может закручивать гайки, может вносить поправки в законодательство, вводя новые правила игры, и так далее. Но этим инструментарием пользуются весьма избирательно: в одних сферах его включают на полную катушку, в других - больше любят болтать, а не делать.
- У государства на самом деле есть серьезные полномочия, чтобы представителей теневого бизнеса, которые работают на барахолке, заставить выйти на свет, - уверен собеседникForbes.kz. - Но для этого нужны политическая воля и искреннее желание, также нужно, чтобы учитывался фактор коррупционной борьбы. При этих условиях порядок на барахолке можно навести достаточно быстро.
«Порядок нужно наводить без кавалерийских наскоков»
Мы напомнили Досыму Сатпаеву, что в Шаныраке тоже пытались «достаточно быстро навести порядок», и все это привело к столкновению местного населения и представителей силовых структур, к человеческим жертвам. Не добьемся ли мы тех же результатов, проводя «генеральную уборку» на барахолке?
- Нужно понимать, что алматинская барахолка - это крупный работодатель. Многие люди, приехавшие сюда из регионов Казахстана и стран Центральной Азии, не платят налогов и пенсионных взносов, потому что они просто выживают. Их можно понять: государство не создало в свое время условия, чтобы они смогли найти работу. Надо сказать спасибо мужчинам и женщинам, которые стоят на барахолке, за то, что они сами себя обеспечивают и ничего не просят у государства. В тяжелые 90-е годы казахстанцы, ушедшие в этот бизнес, помогли стране, потому что взяли ответственность за себя и свою жизнь в собственные руки. Если теперь государство заявляет: «Мы хотим жить по-честному, навести порядок, платить налоги», то нужно это делать очень грамотно, без кавалерийских наскоков, просчитать все последствия, - высказал свое мнение эксперт.
Прежде чем закрывать нелегальные рынки, считает Сатпаев, власти должны создать альтернативные рабочие места, при условии, что арендная плата не будет выше той, что была.
- Это можно сделать, - убежден политолог, - если государство окажет серьезное давление на королей, которые контролируют барахолку. Если государство не сможет этого сделать, то, получается, в Казахстане нет сильных игроков в лице официальных структур, а есть теневые игроки, за которыми всегда остается последнее слово. У властей есть возможность разработать планомерную долгосрочную программу, чтобы постепенно вывести барахолку на цивилизованный уровень, превратить ее в мощный торгово-логистический центр.
Метаморфозы должны проходить при участии нескольких сторон - государства в лице городского акима и бизнес-структур, которые курируют барахолку.
- Только совместная работа по решению проблем поможет избежать социального взрыва и мощных акций протеста, - уверен политолог. - Как показывает практика, любая попытка чиновников сначала сделать, а потом оценивать последствия приводит к ухудшению ситуации. Нужно учитывать инцидент, связанный с Шаныраком, и инциденты, произошедшие на других рынках в других городах Казахстана, когда попытки властей закрыть базары приводили к тому, что люди перекрывали дороги и устраивали акции протеста.
«Красный петух» делает то, что не смогли сделать бульдозеры с ОМОНом»
Экономист Петр Своик прекрасно помнит, что три года назад акимат Алматы всерьез заговорил о том, что надо упорядочить стихийную застройку в районе барахолки, а год назад появились конкретные проекты с доказательствами того, что сооружения вышли за «красную линию» и поэтому их надо «привести в порядок».
- Поэтому «красный петух», который начал освобождать «красную линию», - это не случайность. Конечно, он может быть из разряда трансцендентальной хиромантии, когда неизвестным науке способом материализуются человеческие желания, но, скорее всего, тут все материально и объяснимо, - обрисовал первую причину возникновения пожаров Своик.
Он также акцентировал внимание на том, что стихийная застройка не просто так выходила за «красную линию».
- Фактически то же самое было с Шанырком. Там люди тоже незаконно захватывали землю, но делали это в присутствии закона, под надзором закона и с помощью закона. Все самозахваты санкционировались и участковыми инспекторами, которые там присутствовали и не мешали, и акимами, которые про это знали, и тем инстанциями, которые давали липовые бумажки, но с подписями и печатями на узаконивание земель. Шанырак возник если не по велению власти, то при несопротивлении власти, - провел параллели экономист.
Он считает, что появление барахолок было санкционировано властями еще по одной причине: власть и бизнес в Казахстане - это одно и то же, потому что власть также считает смыслом своего существование «делание денег».
- Она делает деньги из всего: из земли, из акта пользования землей, из торговли на этой земле. Даже когда организуется торговля самыми ходовыми, самыми дешевыми китайскими товарами для самого небогатого покупателя, находятся люди, готовые содрать деньги, используя свое властное положение, - сказал Петр Своик.
Но почему на барахолку пустили «красного петуха»? Почему не использовали технологиюИмангали Тасмагамбетова, в бытность которого акимом Алматы проблемы захваченных земель в микрорайоне Шанырак решались с помощью бульдозеров и ОМОНа?
- Спасибо Тасмагамбетову: он, по крайней мере, научил, как не нужно делать. Если бы сейчас акимат попытался законным образом реализовать свое решение о «красных линиях» - пустил бы туда судебных исполнителей с полицией, стал бы сносить то, что выходит за линию, то получил бы Шанырак почище прежнего. Может, поэтому «красный петух» и гуляет, ведь некому схватить его за хвост. Он по ночам делает то дело, которое не смогли сделать бульдозеры с ОМОНом, - высказал свою точку зрения экономист.
«Если рынки горят - значит, это кому-нибудь нужно»
Независимый политик Амиржан Косанов уверен: если рынки так часто и с таким завидным постоянством горят, значит это кому-то нужно.
- Как нет дыма без огня, так и нет рынков без конкретного экономического интереса. Не зря в обществе ходят разговоры о том, что эти рынки (точнее, земля, где они расположены) понадобились близким к местной власти бизнесменам. Помнится, аким Алматы заявил о том, что знает имена конечных хозяев этих рынков. Так пусть огласит их имена, и общество, в том числе СМИ, спросят с них за все, что сейчас творится в районе барахолок, -призвал политик.
Амиржан Косанов согласен с тем, что надо кончать с хаосом и антисанитарией на барахолках, которые до сих пор живут по законам «диких 90-х». Но для него это вовсе не нужно «вот так запросто расправляться с торгующими, игнорируя их права на выбор места торговли, не давая им времени и возможности без ущерба продолжать свой маленький бизнес, ведь у каждого из них свои кредиты, которые надо погашать».
По словам независимого политика, торговцы - простые граждане, они не виноваты, что в богатой нефтью стране, имея дипломы учителей и врачей, оказались за прилавками и торгуют ширпотребом. При желании барахолки можно привести в божеский вид на законных основаниях и без ажиотажа. Однако неразбериха и шум вокруг алматинской барахолки заставляют Косанова думать, что за всем этим «кто-то хочет спрятать уши своего личного интереса».
- Не дай Бог, чтобы повторились кровавые события в Шаныраке! Но, кажется, что власти пока еще не понимают, что ситуация на барахолке может привести к непредсказуемым последствиям. Вспомните, с чего началась арабская весна, которая в мгновение ока свергла многолетние режимы в этом регионе: в Тунисе у одного простого продавца овощами - Мухаммеда Буазизи забрали лицензию, протестуя против этого, он совершил акт самосожжения. С этого все и началось! - напомнил собеседник Forbes.kz.
Выход, по мнению политика, один - нужно начать честный и цивилизованный разговор с каждым из тех, кто стоит у прилавка, объясняя причины закрытия рынков и предлагая им адекватные альтернативные места для ведения бизнеса, благодаря которому они выживают в нынешнее время тотальной безработицы и отсутствия социальных перспектив.
- Так и хочется сказать властям: если уж не можете создать для них новые рабочие места, так уж не отбирайте их хлеб и не провоцируйте на протесты, - заключил Амиржан Косанов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий