Очередное громкое дело по коррупции возбуждено в Кыргызстане на днях. На этот раз образ врага решено примерить на депутата парламента Ахматбека Келдибекова. «Ата-Журт», представляющий в Жогорку Кенеше так называемое оппозиционное меньшинство, редеет на глазах и к концу срока полномочий народных избранников пятого созыва такими темпами дружно окажется либо на нарах, либо в бегах.
Команда «фас»
Развернувшая громко в 2011 году борьба с коррупцией не принесла ожидаемых результатов. Несмотря на немалое количество возбужденных уголовных дел, к ответу по закону привлечены единицы. Но власти не теряли оптимизма и заверили, что борьба с этим злом продолжится еще активнее и широким фронтом.
На прошедшем в начале ноября заседании Совета обороны глава антикоррупционной службы ГКНБ Бектен Сыдыгалиев отчитался, что за 9 месяцев 2013 года его ведомство возбудило 22 уголовных дела в отношении 93 должностных и ответственных лиц. Только 12 из них осуждены. Данные Генеральной прокуратуры не менее куцые. Как сообщила глава надзорного органа Аида Салянова, за неполный год возбуждено 982 уголовных дела коррупционной направленности, а раскрыто лишь 268. «В некоторых случаях по различным причинам следствие не доводится до конца. За 9 месяцев суды рассмотрели 411 дел, из них только 29 человек получили тюремные сроки, а 72 - условные сроки наказания. Часть дел приостановлена или закрыта из-за сроков давности», - добавила генпрокурор.
Чиновники убедившись, что выбранный ими путь дал сбой, решили сменить тактику. Тогда же на заседании Совета обороны был объявлен новый этап борьбы и принят очередной документ «Меры по устранению политической и системной коррупции в органах власти КР».
Президент Алмазбек Атамбаев заявил, что «люди, желающие разбогатеть, пусть идут в бизнес, а не на государственную службу». «А то сидит человек в парламенте, который всю жизнь воровал и мультимиллионером стал, и учит людей, мы должны это пресекать. Если хотите заработать на госдолжности, своровать, то будете за это отвечать. И надо снять срок давности привлечения к ответственности за такие преступления, чтобы человек, который своровал на госдолжности, знал, что ответит и через 15 лет», - отметил президент.
«Если хотите бороться с коррупцией, надо начинать с госчиновников, которые заработали, не будучи бизнесменами», - добавил Алмазбек Атамбаев, обращаясь к главам силовых структур, определенно давая им понять, с кого следует начать новый виток громких разоблачений.
Правоохранители команду «фас» поняли правильно. И «мультимиллионера из парламента» Ахматбека Келдибекова задержали. В том, что он отправится в следственный изолятор по меньшей мере на пару ближайших месяцев, никто не сомневается. Очевидно, что суд выдаст санкцию на его арест.
Откуда дровишки?
Задержание Келдибекова мало для кого стало неожиданностью. О том, что член фракции «Ата-Журт» сказочно богат, известно давно. Он и сам этого не скрывал. Его декларация о доходах вызвала возмущение в обществе. Почти десяток дорогих иномарок, несколько элитных квартир, огромной площади особняки и коттеджи, земельные участки и иные объекты - это слишком вызывающе в стране, где почти половина населения живет на грани нищеты. Миф о «мультимиллионере» Келдибекове собственноручно подкрепил сам Келдибеков. Общественность ликует и требует ответа, на какие деньги приобретено это богатство, если его владелец всю жизнь работал на государственной службе и ни дня в бизнесе.
По данным Аиды Саляновой, уголовное дело по фактам коррупции в Соцфонде и Налоговой инспекции возбуждено еще в 2010 году. «Однако расследование было приостановлено в связи с неустановлением лиц для привлечения к уголовной ответственности. Позже дело возобновлено, следствие велось тщательно целый год, пока не стало очевидно, что к преступлениям причастен депутат Ахматбек Келдибеков», - сообщил журналистам руководитель следственной группы Жаныбек Салиев.
К двум уголовным делам добавили еще и историю со спецпредставительствами парламента за рубежом. В бытность спикером Ахматбек Келдибеков якобы незаконно учредил «должность специального представительства по вопросам координации деятельности полномочных представителей ЖК в международных парламентских организациях». На их содержание, сообщают в следствии, израсходовано около 10 миллионов сомов из республиканского бюджета.
В итоге получилось три уголовных дела по двум статьям Уголовного кодекса - «Коррупция» и «Злоупотребление должностным положением». Первое обвинение квалифицируется как особо тяжкое, поэтому задержали депутата и поместили в следственную камеру, и депутатская неприкосновенность не помогла. Генпрокурор обещает еще уголовные дела в отношении Ахматбека Келдибекова, отмечая, что работа и сбор данных продолжаются.
Помнишь, как начиналось?
Первым в постреволюционный период по статье «Коррупция» был привлечен экс-мэр Бишкека Нариман Тюлеев. Случилось это в июне 2012 года - сразу после того как правоохранительные органы, в частности Генпрокуратуру и Антикоррупционную службу, пожурили, что по этой статье не привлечен ни один человек. Дело, как известно, все еще находится в суде. Точка в нем будет поставлена нескоро. Сам бывший градоначальник и тоже представитель фракции «Ата-Журт» уже больше полутора лет сидит за решеткой.
В коррупции обвинили и экс-министра соцразвития Равшана Сабирова, который ранее также был депутатом Жогорку Кенеша - от партии «Ата Мекен». Верховный суд признал его виновным и приговорил к 5 годам лишения свободы.
По этой же статье обвиняется еще один атажуртовец - Курманбек Осмонов. Ему вменяется совершение преступления при заключении соглашения с «Кумтором». Ему припомнили события 2003 года, когда он, будучи вице-премьер-министром, якобы нарушил закон, завизировав документ о реструктуризации соглашения с канадской компанией. Курманбек Осмонов оказался трусоватым и фактически сбежал. Его адвокаты корректно поясняют, что клиент в настоящее время находится на лечении в Санкт-Петербурге.
Еще одно уголовное дело по фактам коррупции возбуждено в отношении бывшего министра транспорта, тоже члена «Ата-Журта» и тоже сбежавшего Нурлана Сулайманова. Этот тоже сказался больным и отправился на лечение летом 2012 года, вроде бы уехав в Москву. До сих пор он не вернулся.
Своя рубашка...
Напомним, борьба с коррупцией была одним из основных предвыборных обещаний кандидата в президенты от СДПК Алмазбека Атамбаева. Обещание свое он на посту главы государства исполняет. Вот и на последнем заседании Совета обороны главнокомандующий напомнил, что «рано или поздно за воровство придется отвечать». Правильно! Так должно быть. «Вор должен сидеть в тюрьме», - любит цитировать известного киногероя Алмазбек Атамбаев. Электорат с президентом согласен. И ждет новых разоблачений.
Тем временем у немалой части общества возникает вполне резонный вопрос: почему на нарах оказываются исключительно те, кто далек от ближнего круга нынешней власти? Почему по «странному» стечению обстоятельств среди подозреваемых и обвиняемых в коррупции и злоупотреблениях оказываются сплошь оппоненты действующей власти или явно раздражающие ее персоналии?
Генпрокурору Аиде Саляновой такие вопросы не нравятся. Она, плохо скрывая раздражение, заверяет: у уголовных дел, которые сейчас расследуются, нет политической подоплеки.
«Генпрокуратура не подвергает уголовному преследованию по партийной или иной принадлежности», - заявила она на заседании парламента, где рассматривали вопрос по Келдибекову. По словам Аиды Саляновой, для надзорного органа нет никакой разницы, кто из депутатов в какой фракции состоит.
«Хочу напомнить, что сыновья трех депутатов уже арестованы и сидят», - зачем-то сказала генпрокурор. Причем тут великовозрастные детки парламентариев и партийная принадлежность последних? Впрочем, и этот саляновский аргумент тоже не выдерживает критики. Отпрысков от власти на нарах нет.
Но заинтриговать главный борец с коррупцией все-таки смогла. «В той же фракции СДПК есть депутаты, на которых есть материалы для возбуждения уголовного дела», - рассказала генпрокурор членам Жогорку Кенеша. Но не пояснила, почему дела не возбуждаются, если материалы есть. То есть Аида Салянова пролила воду на мельницу тех, кто видит в объявленной борьбе с коррупцией явную избирательность.
Тоже пора на нары?
Лидерами жесткой критики со стороны сограждан, бесспорно, являются руководитель фракции СДПК Чыныбай Турсунбеков, мэр Бишкека и тоже от СДПК Иса Омуркулов, лидер «Ар-Намыса» Феликс Кулов. Обыватель в сердцах так и говорит: тюрьма по ним плачет (кто сомневается, загляните в социальные сети, там ежедневно идет бурное обсуждение этих и иных персон).
Несколько дней назад депутатская комиссия пришла к выводу, что градоначальник все-таки причастен к нарушениям земельного законодательства. И грозит передать все материалы следственным органам. На то, что для всех очевидно, сопартийцам Исы Омуркулова понадобилось три года. Пока во фракции СДПК предпочитали делать вид, что ничего не происходит - в Бишкеке почти загубили Карагачевую рощу (там и сейчас активно продолжается возведение элиток и беспощадно уничтожаются деревья). О парке Ататюрка говорить излишне. Земельные участки тут раздаются направо и налево, а мэрия и Иса Омуркулов отмахиваются от гражданских активистов засекреченным генпланом города.
Достаточно напомнить, что градоначальник от СДПК требует утвердить границы парка Ататюрк площадью всего 50,7 гектара, но ведь согласно действующим документам его территория составляет 107 га. Кто-то сомневается, что на выведенных из парковой зоны гектрах совсем скоро опять начнут строительство особняков для баловней жизни? А кто-то положит в карман откаты. И Парк Победы - тоже сфера интересов чиновников города, и тут уже раздали участки, где воздвигают уродливые объекты.
Не об этих ли материалах загадочно сказала Аида Салянова? А может, причина «слепоты» главного надзорного органа как раз в партийной принадлежности Омуркулова?
Кстати, на вопрос, когда начнут возбуждать уголовные дела на представителей других фракций, а не только «Ата-Журта», начальник следственного управления Генпрокуратуры Жаныбек Салиев, крайне разозлившись, в унисон шефу повторил: «Здесь нельзя говорить о принадлежности к какой-либо фракции. Если человек нарушает закон, то неважно, из какой он фракции. Политической подоплеки тут нет. Это депутаты сами политизируют, не следствие». Жаныбека Салиева также разозлил вопрос журналиста о его собственном уголовном деле. «Оно прекращено», - отмахнулся он. Но разве может вызывать доверие работа следователя, который сам был фигурантом уголовного дела? Неужели в Генпрокуратуре не нашлось никого другого, с чистой биографией?
Что касается партийной принадлежности, почему у ГП не вызывает сомнение законность отобранного у Национальной гвардии земельного участка? Разве этот факт - не повод для хотя бы доследственной проверки? Тем более, как заявляют на самом верху, не должно быть сроков давности у коррупционных деяний.
И почему у следственных органов не вызывает подозрение, как богато наладилась жизнь после апреля 2010-го у Чыныбая Турсунбекова? Всего за пару лет главный парламентский социал-демократ успел прикупить ликероводочный завод и коммерческий банк, оформив последний на супругу. А еще, если проявить такое же рвение, как и в случае с Ахматбеком Келдибековым, следователи вполне легко могут выяснить, как еще один заводик - фармацевтический - «странно» оказался оформленным на помощника лидера этой фракции.
Если Генпрокуратура действительно не обращает внимания на партийную принадлежность, то она узнает еще много чего интересного про бизнес того же Чыныбая Турсунбекова. Например, чьи подписи стоят на договоре купли-продажи ранее принадлежащего гражданину России Андрею Чеснокову «Акылинвестбанка»... И президенту страны, наверное, будет интересно, и общественности.
Алмазбек Атамбаев, выступая на Совете обороны, логично заявил: «Пора прекращать практику неприкосновенности, а предлагаемый путь борьбы с коррупцией - это новый этап, а не показуха и популизм». Осталось продемонстрировать заявленное не на словах, а на деле. А пока, как ни крути, но реалии таковы: к уголовной ответственности привлекаются только оппоненты и недруги власти. То есть статью Уголовного кодекса «Коррупция» по-прежнему используют для устранения оппонентов «Белого дома»?..
Комментариев нет:
Отправить комментарий