Школьники об СССР из учебников знают довольно мало, для них это скорее некий зарубежный сосед, чем страна, с которой они ассоциируют собственное прошлое.
Написание единого учебника истории в России вызывает множество споров: спорят о том, нужен ли такой учебник, и как писать его, когда общество расколото в отношении собственного прошлого. Новый проект Русской службы Би-би-си — о том, что происходит в сфере преподавания истории в бывших советских республиках, о чем там дискутирует профессиональное сообщество историков, как государство проводит свою политику в отношении прошлого.
Какие новые памятные даты появились в постсоветских республиках — с момента обретения ими независимости, что современные школьники знают о советском периоде истории их страны, какова мера успеха политики памяти и можно ли достичь окончательного консенсуса в отношении прошлого — все это на страницах bbcrussian.com.
О том, что происходит в Туркмении, — материал редактора сайта «Хроника Туркменистана» Фарида Тухбатуллина и туркменского журналиста Сердара Айтакова.
«Неправильная история» туркменского народа
Реформой системы образования власти Туркмении озаботились в конце 90-х. Тогда жеСапармурат Ниязов, первый и пожизненный президент Туркменистана, заговорил он необходимости издания новых учебников.
В старых учебниках и книгах, по мнению туркменских чиновников, «неправильно освещается история туркменского народа в период Октябрьской революции и во время советского государственного строительства».
Неправильными, с точки зрения официальной идеологии, считаются, в частности, любые описания внутренних проблем сохранявшегося в начале века у туркмен традиционного общества, а также положительные оценки последствий вхождения Туркмении в состав Российской империи.
В результате из школьных библиотек были изъяты и уничтожены книги многих авторов советского периода. Позже подавляющее большинство библиотек в стран было вообще закрыто.
После расформирования в конце 1998-го года Академии наук Туркменистана Институт истории был напрямую подчинен Кабинету министров.
Туркменских историков в своих публикациях обязали следовать «новой концепции национальной истории», провозглашенной Ниязовым. Она обосновывает автохтонность туркмен, их принадлежность нынешней территории, отрицая миграцию огузо-тюркских племен в Центральную Азию с Алтая, датирует время образования туркменского народа III-м тысячелетием до нашей эры, а не средними веками, и декларирует, что когда туркменская нация была в составе Российской империи и СССР, происходил её регресс.
История — «по газетам»
В 2000-м году по указанию Ниязова были изъяты из школьных библиотек и уничтожены 25 тыс. экземпляров нового учебника «История Туркменистана» для 4-го класса.
Автор учебника поместил в качестве иллюстрации фотографию Махтумкули–хана(один из вождей западных йомудов — туркменское племя на западе страны, у побережья Каспия) в форме офицера русских казачьих войск с георгиевскими крестами.
После этого историю в школах и в вузах стали преподавать не по учебникам, а «по газетам». Выступления президента или какие-то очерки о жизни президента или его предках, постоянно публиковавшиеся в туркменской прессе, становились материалами для изучения на уроках истории.
«Рухнама» как основа обучения
В сентябре 2001 года был издана книга «Рухнама» под авторством Ниязова. Туркменская пресса описывала ее как философско-историческое исследование духовности туркменского народа.
Из книги следовало, что туркменам принадлежит первенство в ряде изобретений, например, телеги. Они же первыми начали плавить металл, выращивать пшеницу. Также, по версии Ниязова, предки современных туркмен основали более 70 государств на территории современной Евразии. В 2004-м году Туркменбаши издал второй том «Рухнамы» с изложением наказов и заветов настоящим и грядущим поколениям страны.
С 2001 года все предметы в учебных заведениях, особенно история, изучались «через призму Рухнамы». Сама «Рухнама» изучается как отдельный предмет в школах и вузах страны. Знание этой книги требуется при профессиональной аттестации во всех учреждениях и организациях. На предприятиях, в учреждениях, школах, вузах оборудованы «комнаты Рухнамы», а в штатном расписании появились своеобразные «политруки»— те люди, для которых чтение и толкование «Рухнамы» стало профессией.
На фоне сокращения сроков обучения в школах до девяти лет, в вузах — до двух, произведения Ниязова занимают очень значительный объем среди изучаемых дисциплин.
Вопросы к экзамену по истории (8-й класс):
•Сапармурат Атаевич Ниязов — Сердар, творец независимости;
•Сапармурат Туркменбаши — глава туркмен мира;
•«Рухнама» — священная книга туркмен;
•Учение Сапармурата Туркменбаши о духовном обновлении общества;
•Сапармурат Туркменбаши о переходном периоде от тоталитарной системы к демократическому обществу;
•Сапармурат Туркменбаши о построении правого общества в Туркменистане. (Вопросы о Ниязове были исключены из программы после 2008-го года)
После сокращения преподавания гуманитарных и естественных наук в программу средней и высшей школы были введены такие предметы как «История нейтрального Туркменистана», «Политика независимости великого Сапармурата Туркменбаши», «Рухнама — духовный кодекс туркменского народа», литературное наследие Ниязова в виде цикла написанных им стихотворений, а также биографии президента и его родителей.
«Стройная периодизация»
Нынешний президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов, избранный в феврале 2007-го года, также заявил, что образование нуждается в реформировании. Были изданы новые учебники, в том числе по истории.
15 сентября 2010 года Бердымухамедов поручил ученым «усовершенствовать» учебники истории страны.
«Необходимо усовершенствовать учебник по истории Туркменистана, где была бы научно обоснована теория происхождения туркменского народа, изложена стройная периодизация исторических этапов, начиная от зарождения нации и до наших дней», — сказал Бердымухамедов.
«Географический подход»
Истории СССР в качестве предмета или части раздела предмета «История» в школьных стандартах Туркмении не существует. Школьники изучают «Историю Туркменистана» и «Всемирную историю».
Первый президент Ниязов с пиететом относился к событиям, связанным с Великой Отечественной войной. Однако при новом главе государства, Бердымухамедове, она стала называться Второй мировой войной, а о её событиях рассказывается фрагментарно — в связи с ролью и участием национальных туркменских военных соединений в тех или иных битвах — обороне Москвы, Сталинградской, Курской.
Почти не рассказывается о Февральской и Октябрьской революциях, Гражданской войне, коллективизации, массовых репрессиях, индустриализации.
В основу исторического изложения положен «географический подход»: рассказывается о том, с кем воевала та или иная страна, в каких политических блоках состояла и какие экономические отношения у неё складываются с современной Туркменией. Учебник «Мировая история» для 10-го класса, например, содержит главу «Страны Восточной Европы и СССР» и рассказывает о том, что происходило в этой части мира в 50-70-х годах XX века.
В курсе предмета «История Туркменистана» взаимоотношения с Россией упоминаются в связи с началом колонизации: основания города и крепости Красноводск (восточный берег Каспийского моря), взятия крепости Геок-Тепе генералом царских войск Скобелевым в 1881-м году.
На этом периоде преподавание «Истории Туркменистана» прерывается, учебников просто не существует, а преподавание ведется на основе того, что расскажет учитель.
Зарубежный сосед — СССР
Школьники об СССР из учебников знают довольно мало, для них это скорее некий зарубежный сосед, чем страна, с которой они ассоциируют собственное прошлое.
Сказывается и то, что первые учебники по истории для школ стали появляться 2-3 года назад.
Все остальное время использовались учебники времен СССР, в частности, по истории древнего мира и средних веков.
А история Туркмении, включая историю времен СССР, преподавалась по конспектам учителей.
Методические указания для самих учителей спускались из органов государственного управления образованием.
В последние 2-3 года идет усиленное переписывание учебников истории, уже исходя из иных представлений о роли советского периода в судьбе туркменского народа.
Из разговоров с учителями известно, что ожидаются некие устные поправки в существующие курсы истории на основе новых концепций, разрабатываемых по указу и под непосредственным руководством президента Бердымухамедова.
Праздники: независимость и пуск газопровода
После обретения независимости в Туркмении появилось несколько знаковых праздников. Прежде всего, это 26 октября, День независимости. Второй по значимости — День нейтралитета, когда ООН приняла к сведению Декларацию о постоянном позитивном нейтралитете Туркменистана — 12 декабря 1995 года.
День флага, совпадающий с днем рождения президента Ниязова, — 19 февраля. Безусловно, и ранее отмечались — 8 мая — День памяти и скорби, 9 мая — День победы.
Памятной датой является также 12 января, день взятия крепости Геок-Тепе (1881 год) и 6 октября — национальный День поминовения по погибшим в землетрясение 1948 года.
Несколько лет подряд большим успехом пользовался День работников нефтегазовой промышленности, перенесенный с первоначальной даты отмечания на день торжественного пуска газопровода в Китай.
День конституции знаменует принятие новой редакции основного закона страны, исключившей упоминания о Туркменбаши (первом президенте Ниязове).
Не исключено, что гипотетический запуск газопровода Афганистан-Пакистан-Индия станет причиной появления еще одного праздника, либо старт туркменского космического спутника, произведенного во Франции, положит начало Дню туркменской космонавтики.
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий