вторник, 2 апреля 2013 г.

«Солнечная буря» в солнечной республике?


В последнее  время Твиттер дочери узбекского президента становится источником достаточно откровенной информации, которая  широко обсуждается блоггерами.


Настоящей сенсацией  в общественно-политической жизни  Узбекистана стала статья, опубликованная Гульнарой Каримовой в Твиттере, с обвинениями в адрес первого заместителя премьер-министра Азимова Р.С., называя его «непонятным и хорошо закумуфлированным», который, по мнению дочери президента Узбекистана: «…всячески препятствует запуску нового проекта высокотехнологичного производства по выпуску солнечных батарей, несмотря на серьезно обозначенные пункты в Указе Президента…».


Мы попытались разобраться, о чем идет речь. Из источников, близких к ГАК «Узбекэнерго», стало известно, что 1 марта 2013 года подписан Указ Президента РУ №УП-4512 «О мерах по дальнейшему развитию альтернативных источников энергии», а главным координатором реализации инвестиционных проектов в данной сфере выступает ГАК «Узбекэнерго».

30 апреля прошлого  года «Узбекэнерго» подписало Соглашение о намерениях с консорциумом китайских компаний «Huawei Technologies Co.LTD», «China Machinery Engineering Corporation» и «Suntech» по вопросам совместного производства фотоэлектрических установок и развития солнечных электростанций на общую сумму 10 млн.долларов США. Одновременно, начата реализация проекта строительства солнечной фотоэлектрической станции мощностью 100 МВт в Самаркандской области стоимостью более 200 млн.долларов США. Ожидается, что финансирование проектов будет осуществлено за счет кредитов Азиатского банка развития.
Компетентным специалистам в сфере финансов и привлечения  иностранных инвестиций известно, насколько  длительна процедура согласования и проведения тендерных торгов с  участием АБР, представляющая собой многоэтапный и сложный механизм по определению победителя конкурса. Главным условием в работе АБР является обеспечение прозрачности тендера, исключение какого-либо коррупционного сговора между участниками всего процесса.
Какую же цель преследует госпожа Каримова, обвиняя заместителя главы узбекского правительства Рустама Азимова в коррупции?

Справедливости ради надо отдать должное Р.Азимову, который, благодаря своему посту Управляющего в АБР от Узбекистана и хорошим  личным отношениям с руководством Азиатского банка развития, за последние 5 лет смог привлечь в республику более 8 млрд. долларов США кредитных средств АБР. На эти деньги в республике реконструированы автомобильные дороги, построена скоростная железная магистраль, возведены более десятка тысяч домов для населения в сельских местностях, модернизируются теплоэлектростанции. Разве это не доказывает прозрачность деятельности АБР и порядочность Р.Азимова?
С другой стороны, именно внутренняя порядочность, принципиальность и ответственность за будущее страны не позволяют Р.Азимову идти на поводу у Г.Каримовой, развивая ее бизнес в ущерб экономики Узбекистана. Ведь известно, что Гульнара Каримова активно прибирает к своим рукам все доходные отрасли экономики, поэтому неслучайно, что она стала интересоваться инвестиционными проектами в энергетической отрасли республики.
Речь идет о  том, что Г.Каримова назначила ответственным  за продвижение ее интересов в  энергетическом секторе своего гражданского мужа – артиста эстрадного жанра Рустама Мадумарова, более известного, как солиста группы «Дадо». К ужасу специалистов ГАК «Узбекэнерго», Р.Мадумаров, не только не владеющий азами энергетики, но и основами экономических знаний, участвовал в переговорах от узбекской стороны с иностранными инвесторами в лице компаний с мировым именем, таких как «Huawei Technologies Co.LTD», «China Machinery Engineering Corporation» и «Suntech». Понятно, что на переговорах Р.Мадумаров проявил полную свою некомпетентность по всем обсуждаемым вопросам, что вызвало искреннее недоумение инопартнеров.

По сведениям  близких к кругам ГАК «Узбекэнерго», в настоящее время госпожа  Каримова желает без тендера заполучить контракты по внедрению альтернативных источников энергии. Зная особенности  ведения Г.Каримовой бизнеса, можно с уверенностью прогнозировать значительное завышение стоимости проектов, что, в конечном счете, не принесет никакой пользы Узбекистану.

Поэтому, вполне логичным выглядит и то обстоятельство, что Р.Азимов, как один из руководителей  узбекского правительства, скрупулезно относится к реализации энергетических проектов, как фундамента будущего нашей страны, и не может допустить, чтобы этим занимались дилетанты, привыкшие зарабатывать исключительно на «откатных» схемах. Тем более, эти инвестиционные программы осуществляются на кредитные деньги, которые нужно будет возвращать, а эта ноша ляжет на все население республики.

На самом  деле, «непонятным и хорошо закумуфлированным» можно назвать не Р.Азимова, а  саму госпожу Г.Каримову, которая  подобным шантажом пытается оказать давление на принимаемые решения узбекского правительства в ущерб интересам республики и народа Узбекистана. Как показывает практика, подобные капризы Г.Каримовой дорого обходятся бюджету страны, достаточно вспомнить ее проекты с «Зеромаксом» и «МТС».

Известно, что  Каримова потеряла доступ к своим  многомиллиардным счетам в швейцарских  банках, а посему остро нуждается  в деньгах на гламурные вечерники  и модные тусовки, «ART-недели», дефиле и другие «серьезные» затеи. Именно это толкает ее на более активные действия по извлечению максимальной выгоды из инвестиций, поступающих в республику.
Одно очевидно: это был первый публичный «накат»  Г.Каримовой на члена правительства  для решения вопросов собственного бизнеса, и от стойкости позиции  Рустама Азимова зависит - повторится или нет подобная практика в дальнейшем. Тогда станет ясным: наши государственные чины готовы отстаивать интересы Узбекистана или личные амбиции госпожи Каримовой.

Шавкат  Кадамбаев

Комментариев нет:

Отправить комментарий