пятница, 2 августа 2013 г.

Кто поведет?

В том, что Казахстан впервые за все время независимости подошел к очень важному переломному этапу, уже мало кто сомневается.

Речь не о том, куда пойдем и как будем развиваться….  Это как раз расписано в различных стратегиях на будущее. Волнует другое: кто поведет? Судя по муссирующимся слухам в некоторых СМИ и социальных сетях, данный вопрос далеко не праздный.
Недавно подписанные президентом изменения в Закон «О первом президенте Республики Казахстан – Лидере нации» только добавили дополнительную интригу. Расширен перечень собственности, имеющей отношение к президенту и обладающей статусом неприкосновенности. Сняты ограничения по фонду оплаты труда работников канцелярии первого президента, а также гарантировано обеспечение транспортом. И, наконец, сам Нурсултан Абишевич затронул щепетильную тему преемника, заявив в канун своего дня рождения, что он «как политик и президент, тем более долго находящийся у власти, должен об этом думать».
Официально и неофициально, тема, о которой предпочитали говорить в кулуарах,  стала открыто обсуждаться. Логично, что преемником может быть человек, который должен во всем соответствовать Нурсултану Назарбаеву.
Известен постулат: власть на блюдечке с голубой каемочкой не подается, за нее борются, а достигнув, укрепляют.
Первый президент - лидер нации прежде, чем стать таковым, с 1979 г. в течение десяти лет секретарь ЦК Компартии, затем председатель Совета министров Казахской ССР.  В 1989 г. назначен первым руководителем  республики. Тогда, как известно, указание из Москвы принималось, как данность и не обсуждалось.  После обретения независимости в 1991 г. на первых президентских выборах за Н. Назарбаева проголосовало 98,7 % избирателей. Через пять лет в 1996 г. на общенациональном референдуме за продление президентских полномочий до 2000 г. высказалось 89%. И выборы, и референдум, несмотря на некоторые сомнения в цифрах, тем не менее, реально отражали политический расклад того времени. В 21 веке президентская вертикаль продолжала только укрепляться.
Из изложенного следует, что второй президент должен был, как минимум 10 лет,  находится в высших эшелонах власти. Таких лиц в Казахстане больше, чем достаточно и с этим нет проблем.
По аналогии с прошлым советским периодом, кандидатура на второго президента может быть выбрана высшей инстанцией в лице первого президента. Но вопрос в том: будет ли это воспринято, как данность, как когда-то…..  За все 22 года в Казахстане сформировались отдельные влиятельные группы, обладающие большими административными и финансовыми возможностями. Для них любой преемник не будет обладать авторитетом и весом предшественника. Максимум, будет восприниматься, как первый среди равных, но не более.
Кроме того, преемнику также придется подтвердить свою легитимность через выборы. Для этого нужно будет иметь в полном подчинении все административные рычаги и заручится поддержкой всех влиятельных групп. При сегодняшних реалиях такая задача трудно выполнимая. Следовательно, преемник возможен, но с урезанными полномочиями и меньшим влиянием.
Отсюда логично вытекает следующий вывод: скорее всего, властные полномочия действующего президента будут перераспределены. Часть отойдет премьеру, часть парламенту. Такой вариант был бы не только более реален, но и предпочтителен как для граждан, так и для всех задействованных игроков, включая самого президента и группировки.
Это означает, что Казахстан к политической реформе подвигают сами сложившиеся обстоятельства. Следовательно, активизируется политическая жизнь, придется вносить изменения в Конституцию, проводить парламентские и президентские выборы….. Все потребует вовлечения граждан и гражданского общества, поскольку по-другому нельзя.
Почти четверть века страной руководит один человек. За это время не только под него построена политическая система и создан механизм управления государства, но и выросло целое поколение. Данные факторы способствовали тому, что у населения выработался определенный патерналистский стереотип поведения, что не могло отразиться на его участии в политической жизни страны.
Вопрос «кто поведет в будущее»  раньше мало волновал граждан и гражданское общество, все было ясно наперед. Теперь ситуация другая, настало время задуматься.

Комментариев нет:

Отправить комментарий