четверг, 22 августа 2013 г.

Турганбаев VS Анапияев: Кто кого?

В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ В МЕСТНОЙ ПРЕССЕ ВСЕ ЧАЩЕ УПОМИНАЕТСЯ ИМЯ АЛМАНБЕТА АНАПИЯЕВА, КОТОРОГО СЧИТАЮТ БЛИЖАЙШИМ СПОДВИЖНИКОМ ЛИДЕРА ПРЕСТУПНОГО МИРА КР КАМЧИ КОЛЬБАЕВА.
Анапияев был объявлен в международный розыск после смены власти в 2010 году. В то же время он является президентом Федерации борьбы на поясах «Алыш», меценатом, поддерживающим кыргызстанских спортсменов и даже книгоиздателем. Я попытался разобраться в том, что здесь ложь, а что правда.

В конце прошлого месяца Главное управление по борьбе с оргпреступностью (ГУБОП) МВД КР распространило пресс-релиз «О становлении и преступной деятельности ОПГ Анапияева А. М.», в котором изложены подробности «зарождения» дружеских отношений между Кольбаевым и Анапияевым. Последний, по данным милицейской сводки, «известен в криминальной среде своими дерзкими поступками и криминальным прошлым» и «обеспечил Кольбаева оружием для организации покушения на Рыспека Акматбаева».

Как известно, Камчи и Рыспек — выходцы из одного региона. Одно время Акматбаев, который был старше Кольбаева на 14 лет, сам «заботился» о Камчи как о «подрастающей смене». Но в какой-то момент между ними пробежала черная кошка: Кольбаев и Акматбаев стали кровными врагами. Называются две причины этой вражды. Во-первых, Акматбаев отмел бизнес у Камчи, во-вторых, путевку в воровской мир Кольбаеву дал акматбаевский «конкурент» Азиз Батукаев.

Справка
Анапияев Алманбет Мамадаминович 1973 г. р., уроженец с. Жекенди Чон-Алайского района Ошской области, образование высшее. В январе 2011 года в отношении Анапияева заочно вынесено обвинение по статьям 123 (Похищение человека), 168 (Разбой) и 125 (Незаконное лишение свободы) УК КР. Постановлением Первомайского районного суда Бишкека в отношении Анапияева заочно избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

Как бы там ни было, дело дошло до стрельбы. В июне 2000 года автомашина,  в которой из Чолпон-Аты в Бишкек ехал Рыспек, была обстреляна из «Мерседеса». Увидев, что акматбаевские «Жигули» остановились, пассажиры иномарки вышли и добили двух спутников Рыспека. Ему самому удалось уйти, хотя он и получил серьезное ранение: позже его под чужой фамилией прооперировали в одной из больниц.

Обвинение в убийстве двух человек было предъявлено Камчи и его сообщникам Азамату Бакасову и Тимофею Решетникову. Суд приговорил Кольбаева к 25 годам лишения свободы, Бакасов получил 21 год, Решетников — 4 года.

О том, какую роль в данном преступлении сыграл Анапияев, в уголовном деле не было ни слова, заговорили об этом почему-то только сейчас. Впрочем, по словам одного из криминальных лидеров, которому хорошо известен период «становления» Кольбаева, Анапияев в те годы и не мог с ним «тесно сотрудничать», поскольку «ходил под ныне покойным Баяманом Эркинбаевым», в свое время контролировавшем юг страны.


Справка
Эркинбаев Баяман Гавусович 1967 г.р. «Авторитетный бизнесмен» и экс-депутат ЖК  КР, президент ОО «Азиатская федерация алыша». Убит в сентябре 2005 года.

Об этом заявил и нынешний начальник ГУВД Мелис Турганбаев, который утверждает, что хорошо знал Эркинбаева.

— Мы неоднократно с ним встречались в его депутатском кабинете, — говорит генерал о временах, когда Эркинбаев сидел в парламентском кресле. — Я помню, как Анапияев прислуживал Баяману…

— Говорят, что и Баяман был бандитом?

— Этого я не знаю, врать  не буду, — замялся Мелис Токтомамбетович, — сам ведь знаешь, что об умершем или ничего не говорят, или только хорошее, поэтому я промолчу…

Промолчать-то  можно, но если Турганбаев сказал правду относительно прислуживания Анапияева Эркинбаеву, «губоповский» пресс-релиз с самого его начала не соответствует действительности.

• • •

Впрочем, «губоповцы» привязывают имя Анапияева и  к более «свежим» преступлениям. По словам анапияевского адвоката Самата Закова, в конце прошлого месяца начальник управления Рафик Мамбеталиев заявил о том, что  оперативники  МВД совместно с коллегами из легендарного МУРа якобы обезвредили в Москве преступную группу, состоявшую из членов анапияевской ОПГ.

— Казалось бы честь и хвала доблестной милиции, — говорит Заков, — но в век глобальной интернетизации любую информацию можно проверить. Изучив сайт московского угрозыска, я не обнаружил сообщения о поимке этнической бандгруппы. Есть только информация о том, что 17 июля московские оперативники задержали двух 30-летних уроженцев Киргизии, которые отняли у соотечественника автомобиль и вымогали за его возврат деньги. И ни строчки о членах ОПГ, разбойничавших в России. Во-вторых, вымогателей, судя по информации москвичей, взяли «муровцы», а вовсе не совместная группа, как заявляет Мамбеталиев.

— Но я помню фотографию, размещенную в одной из газет, на которой запечатлены наши и московские оперативники…

— Вы говорите о снимке в статье двухмесячной давности, опубликованной в одной из местных газет, в которой рассказывалось о задержании кольбаевской (а не анапияевской) группировки, проведенном милиционерами Чуйского УВД совместно с московскими коллегами.  Вернемся к пресс-конференции главы ГУБОП Рафика Мамбеталиева: он ведь так и не сказал, что задержанные являются членами «ОПГ Анапияева». К такому выводу работники СМИ пришли опосредственно, после того, как из зала был задан наводящий на эту мысль вопрос: мол, а где сейчас находится Анапияев? Еще один интересный момент. На сайте посольства КР в РФ, сотрудники которого обязаны отслеживать всю информацию криминального характера, в которой замешаны наши граждане, я обнаружил лишь две новости, относящиеся к указанному периоду: о задержании в Москве трех молодых кыргызстанцев, отказавшихся платить за пиво в кафе и нанесших ножевые ранения официанту, и об аресте гражданина КР и его сообщников из Узбекистана, промышлявших изготовлением и распространением поддельных документов. И опять же ни одного упоминания про Анапияева, как и ни слова о каких-то совместных операциях.

— И что, на сайте нашей дипмиссии нет никаких сообщений о совместных операциях?

— Почему же, есть: в апреле текущего года задержали группу мошенников-африканцев, работавшую с так называемыми черными долларами, в которую предлагали вступить и гражданину Кыргызстана.


• • •

Мне удалось поговорить и с самим Анапияевым: не лично, разумеется, поскольку он находится за пределами республики, а посредством Интернет-программы Skype.

— Где вы сейчас живете, на какие средства? Чем занимаетесь?

— Я живу в ОАЭ, в городе Аджман. У меня здесь бизнес. Здесь же работает офис Международной федерации «Алыш»

— Правоохранительные органы КР обвиняют вас в причастности к убийству Медета Садыркулова, его водителя Кубата Сулайманова и эксперта Сергея Слепченко. Также силовики утверждают, что именно по вашему приказу был убит водитель «Ауди» Омурбек Осмонов, который, исполняя указание Жаныша Бакиева, протаранил садыркуловский джип, чтобы представить тройное убийство как ДТП. Прокомментируйте эти обвинения.

— Все слухи вокруг моего имени не что иное, как политический заказ нынешних властей и правоохранительных органов, в частности — Мелиса Турганбаева. Высокопоставленные чиновники взяли моду всех неугодных записывать в сторонники беглого президента. Я заявляю, что к указанным преступлениям не имею никакого отношения, меня необоснованно обвиняют в них.

— Хотите сказать, что не поручали одному  из своих телохранителей, некоему Садыку Борбуеву, убить Осмонова?

— Ответственно заявляю, что Борбуев не мог быть  моим телохранителем. Своих телохранителей я очень хорошо знаю.

— По-вашему, оперативники взяли информацию о Борбуеве с потолка?

— Не с потолка, а из спортзала: типа он тренировался  в моем спортзале. Но туда сотни ребят приходят, я физически не могу быть знаком с каждым. Тем из них, у кого хорошие спортивные показатели, я пошел навстречу, разрешив тренироваться бесплатно, но и в их числе не было никакого Борбуева. И еще: я думаю, Борбуев в своих показаниях назвал бы мое имя, будь я к этому делу причастен. Я читал в СМИ его показания на суде, они достаточно откровенны, чувствуется, что он  искренне раскаялся в содеянном, также он называл и имя заказчика — некоего Эрмека байке. Так что это измышления все того же Турганбаева. С его же подачи силовики постоянно выставляют меня в негативном свете. За примерами далеко ходить не надо: в январе этого года в Оше застрелили полковника Толкунбека Шоноева. Буквально на следующий день Турганбаев публично заявил, что за убийством милиционера стоит Анапияев, хотя у меня с убитым не было никаких конфликтов. Мне пришлось через адвокатов опровергать турганбаевские слова. А потом милиционеры задержали убийцу и его сообщников, и выяснилось, что я вообще тут не при делах.

— Что же тогда мешает вам вернуться в Кыргызстан и отстаивать свою правоту? Вернулся же Камчи Кольбаев, по его делу сейчас идет судебный процесс, который, судя по всему, закончится его оправданием. Берите пример с него…

— Я бы вернулся, если бы суды у нас были честные, а правоохранительные органы выполняли бы свою истинную задачу: обеспечивали безопасность граждан, а не наоборот. Не мне вам рассказывать о проблемах в правоохранительных органах и судебной системе. На меня пытаются повесить все громкие преступления, а ведь я нахожусь почти за 3 тысячи км от Кыргызстана. Убийство Шоноева раскрыли, моя непричастность доказана, но вы слышали хоть какое-то опровержение от Турганбаева по этому поводу? Я тоже не слышал…Если бы я находился на территории Кыргызстана меня бы тут же посадили и пока бы не нашли виновных, наша «доблестная» милиция поизмывалась бы надо мной. Ведь не секрет, что в местах заключения, начиная с ИВС, люди подвергаются пыткам, многие выходят оттуда калеками. Вы можете гарантировать мне безопасность в Кыргызстане?

— С какой стати я должен это делать, это вообще не моя компетенция.

— Просто я знаю, что как только самолет приземлится в Манасе, меня арестуют, а потом постараются убить: в камере СИЗО у меня может «случиться» сердечный приступ, например. И тогда на меня спишут все нераскрытые преступления…

— Скажите, какие отношения связывают вас и Кольбаева?

— Камчи мой близкий друг, я этого не отрицаю, мы с ним дружим с детства. Но у каждого сейчас своя жизнь, своя дорога. А возвращаясь к вопросу о том, почему я не беру с него пример и не возвращаюсь  в Кыргызстан, могу сказать: Кольбаева обвиняют в преступлениях, не связанных с политикой. Одно дело - обвинения в вымогательстве и хранении наркотиков и оружия (и что там ему еще вменяют и не могут доказать работники органов) и совсем другое — убийство высокопоставленного политика, которое Турганбаев поспешил повесить на меня. Как может высокопоставленный чиновник МВД без суда и следствия публично обвинять меня в совершении особо тяжких преступлений? Честно говоря, я уже устал оправдываться. Вы видели «турганбаевский» фильм о том, как планировалось убийство Садыркулова? На сайте столичного ГУВД он есть, так что все желающие могут его посмотреть (в июле фильм «Жизнь и смерть Медета Садыркулова» транслировался в эфире первого национального канала — У.Б.). Получасовое «кино» сняли по заказу Турганбаева. За все 30 минут в нем ни разу не прозвучало мое имя. В финале фильма говорится о задержании исполнителей убийства, которые уже осуждены, но о моей роли в этом преступлении, опять же, ничего сказано не было. Но ведь Турганбаев на  пресс— конференции по делу Садыркулова  уже обвинил меня в совершении громкого преступления. Теперь, когда эти обвинения рассыпались, ему ничего не остается делать, как лепить из меня лидера ОПГ:  типа, какая разница, не имеет отношения Анапияев  к  делу Садыркулова, так пусть будет причастен к убийству Шоноева, не получилось  с  Шоноевым, так будет сделаем виновным в московских преступлениях…Такое ощущение, что ему все равно, в чем меня обвинять,  лишь бы доказать, что  я преступник. Это беспредел.

— В  пресс-релизе ГУБОП МВД говорится о том, что вы были доверенным лицом Жаныша Бакиева. Тоже будете утверждать, что это происки Турганбаева?

— Им самим не стыдно такие обвинения выдвигать? Бакиевы курировали практически все силовые структуры, у них в подчинении были специалисты всех мастей. И вдруг генерал станет обращаться за помощью к спортсменам… Это же просто смешно. Зачем привлекать к делу лишних свидетелей из числа гражданских, когда у тебя в подчинении находятся сотни вооруженных людей, готовых исполнить  любую команду. Именно в этот период господин Турганбаев занимал высокие должности в МВД, а я руководил спортивной федерацией «Алыш», замечу, осуществляющей свою деятельность на самофинансировании. Более того, в 2007 году на меня было организовано покушение, я тогда так  и не понял, кому дорогу перебежал. Стали бы на пике правления Бакиевых поднимать руку на их «приближенного»?

— В СМИ сообщают о том, что вы написали книгу, профинансировали участие алышевцев в молодежной Универсиаде в Казани, а в прошлом году — соревнования по борьбе на поясах алыш в Оше. Что это? Попытки обелить собственное темное прошлое?

— Да нет у меня никакого темного прошлого. Моя «биография» есть на сайте МВД КР, правда ее переврали, но, заметьте, до того периода, как меня объявили в розыск по надуманным преступлениям. Мне стыдиться нечего. Почему я занимаюсь меценатством? Я делаю это в первую очередь для моей страны, для моего народа. Хочу, чтобы за границей Кыргызстан упоминался в положительном свете, кыргызов знали, уважали. Нам трудно конкурировать в других видах спорта, а вот в традиционных мы можем себя показать. Вот я и мои сподвижники и стараемся на родине и за границей продвигать национальные виды спорта. Моя книга, в которой рассказывается о спортивных играх времен Манаса, предназначена для юных спортсменов, издана в благотворительных целях. Она написана сразу на двух языках, красочно иллюстрирована и будет передана в школьные библиотеки, в кружки. Хочу, чтобы наши дети приобщались к здоровому образу жизни, знали и ценили нашу историю.

— Ваши желания совпадают с желаниями наших политиков: они тоже хотят поднять сознательность, прославить Кыргызстан и всегда апеллируют к великому прошлому. При этом наше настоящее все равно плачевно... Ладно, не будем о грустном. Какие еще планы имеются?

— С 21 по 23 сентября в польском городе Белостоке состоится XII чемпионат мира по борьбе на поясах алыш. Это будет грандиозное мероприятие. Алышевцы не ограничиваются только проведением соревнований, мы стараемся совместить поединки борцов с проведением семинаров для тренеров и судей. Так было на континентальных фестивалях в Азии, Америке, Африке и Европе.

— Находясь в розыске по линии Интерпола, вы надеетесь попасть в Польшу?

— Я и не собираюсь туда ехать. Я привлекаю к этому мероприятию меценатов, буду решать финансовые и организационные вопросы. А на открытие соревнований поедут члены нашей федерации…

• • •

О  том, на чем основаны обвинения против Анапияева, я спросил у Турганбаева, которому передал анапияевские слова относительно беспочвенности этих самых обвинений.

— Если Анапияев считает себя белым и пушистым, пусть приезжает, будем разбираться, — заявил генерал. — Или он полагает, что я выложу ему все имеющиеся у меня доказательства? Есть тайна следствия, оперативные данные… Его «братки» и адвокаты бегают здесь, вынюхивают, что нам известно про Алманбета, чтобы затем донести ему. Но у них ничего не выходит. Я вижу, как через проплаченные СМИ Анапияев поливает меня грязью: мол, я его преследую и оказываю на него давление. Кто он такой, чтобы я его давил? Он бандит, член ОПГ, а я состоявшийся генерал, всю свою жизнь отдал борьбе с преступностью. И теперь Анапияев будет упрекать меня в том, что я его преследую? Он везде об этом заявляет, запарил уже меня. Свою невиновность пусть докажет в суде, ведь правосудие никто не отменял…

— Вы сами-то верите в то, что наши суды работают честно?

— М-м-м…ну, как не все пять пальцев на одной руке равны, так и судьи разные. Не понравится решение районного суда, пусть обжалует в областном, потом в Верховном. Не вижу никаких проблем.

— В фильме, повествующем об убийстве Садыркулова, вы неоднократно появляетесь в кадре с пояснениями относительно роли, которую сыграл тот или иной «герой» в преступлении. Но вы ни разу не упомянули Анапияева. Почему? И попутно другой вопрос: правосудие, как вы смело его называете, уже определилось с исполнителями зверского убийства — приговоры им вынесены, но никто из них не заявил о причастности Алманбета к данному преступлению. Опять спрошу: почему?

— А вы хотели бы, чтобы эти отморозки дали показания против Анапияева? Пока он на свободе разгуливает, никто о нем и не заикнется. Любому рискнувшему заявить о нем, в тюрьме сразу же «харакири» сделают. Анапияев об этом знает, поэтому и твердит о своей невиновности. Но я знаю, что он играл большую роль в убийстве Медета Чокановича. И хотя осужденные участники преступления в своих показаниях не называли фамилию Анапияева, у нас имеются оперативные данные, которые доказывают его причастность. Если надо будет, мы их выложим.

— Вы не ответили на первое «почему?»…

— Я не могу разглашать оперативные данные в фильме и вообще нигде. Вот задержим Анапияева, тогда обо всем и узнаете.

— Как раз в эти дни идет суд над «генералом» преступного мира Камчи Кольбаевым. Складывается стойкое впечатление, что все идет к оправданию Коли Киргиза по всем статьям. Полагаю, генерал милиции следит за ходом судебных заседаний?

— Нет, это мне неинтересно.

— Почему?

— Потому что это дело расследовали не наши сотрудники. Если бы им занимались оперативники ГУБОП, которое я в свое время курировал, тогда бы я следил за процессом. А сейчас какое мне дело до Кольбаева? Вы же сами прекрасно понимаете, чем окончится суд…

— Судя по тому, что потерпевшие один за другим отказываются от претензий к Кольбаеву, правосудие (опять же, как вы его называете) будет на его стороне.

— Я не знаю, — Турганбаев разводит руками. — Все на совести судей. По крайней мере, в Уголовном кодексе есть статья, предусматривающая ответственность за создание преступного сообщества. Сам Кольбаев признает себя криминальным лидером, есть видео, в котором он называет себя вором в законе. Документально его преступное лидерство подтверждается. Тем более в начале года депутаты приняли проект закона о противодействии организованной преступности. Надеюсь, в сентябре парламентарии внесут изменения в УК, и тогда на криминальных авторитетов не будут распространяться никакие поблажки вроде амнистий и условно-досрочного освобождения… и т.п.



Справка
Ст. 231 УК КР «Организация преступного сообщества (преступной организации)»

1. Создание преступного сообщества (преступной организации) для совершения тяжких или особо тяжких преступлений, а равно руководство таким сообществом (организацией) или входящими в него структурными подразделениями, а также создание объединения организаторов, руководителей или иных представителей организованных преступных групп в целях разработки планов и условий для совершения тяжких или особо тяжких преступлений,

— наказываются лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет с конфискацией имущества или без таковой.

2. Участие в преступном сообществе (преступной организации),

— наказывается лишением свободы на срок от восьми до двенадцати лет с конфискацией имущества.

3. Деяния, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи, совершенные лицом с использованием своего служебного положения,

— наказываются лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет с конфискацией имущества.

Спросил я Турганбаева и о его заявлении относительно причастности Алманбета к убийству Толкунбека Шоноева, после которого адвокат Анапияева собрал брифинг, где утверждал, что его подзащитный не имеет никакого отношения к смерти полковника, а позже оперативники ГУБОП задержали несколько человек, которых в июне суд Кара-Суйского района приговорил к различным срокам заключения за совершение этого преступления. Фамилия Анапияева, опять же, нигде не фигурировала.

Генерал Турганбаев ответил на вопрос в своей привычной манере: «Пусть Анапияев приезжает сюда и доказывает свою непричастность к этому делу».

источник: «МК Азия»

Комментариев нет:

Отправить комментарий