воскресенье, 25 августа 2013 г.

Президент Туркмении решил «отойти от демократии»

Гурбангулы Бердымухамедов вышел из Демократической партии


«Конкурентная борьба» для Бердымухамедова, как «орел или решка»: две стороны одной монеты, которая все равно находится в его кармане.

Президент Туркмении решил пойти еще дальше по пути политической либерализации и совсем отошел от «демократии». В смысле покинул демпартию страны, которая прежде ее здесь олицетворяла.

Созданная на заре местной независимости Сапармуратом Ниязовым по образу и подобию КПСС, она до недавних пор оставалась в стране единственной политической силой. Однако Гурбангулы Бердымухамедов в числе прочих своих демократических начинаний дал команду создать альтернативу «уму, чести и совести» эпохи отца всех туркмен.

Так в стране появилась Партия промышленников и предпринимателей — тоже сплошь и рядом выходцев из системы, но, тем не менее, уже с претензией на ее обновление. По аналогии с 3D ее здесь в шутку прозвали 3 «П», долей истины фиксируя видимость перехода гражданского общества на новый цифровой формат.

Новобранцам уже разрешили участвовать в парламентских выборах. А это значит, говорят толкователи местных традиций, Меджлис точно станет двухпартийным. И совсем не факт, что доминировать в нем будут соратники президента. Прежде всего потому, что они уже бывшие.

Бердымухамедов свое решение мотивировал и стратегическими, и тактическими соображениями. Во-первых, он не хочет больше связывать себя с какой-либо партией, поскольку считает, что власть — это явление общенациональное. Того же, кстати, желает и своим подчиненным. А значит, следует ожидать массового исхода номенклатуры из «демократических» рядов.

Во-вторых, президент объясняет свой самоотвод стремлением создать равные возможности в ходе избирательной кампании. Туркмения в этом декабре выбирает себе парламент. При этом глава государства отнюдь не рискует сотворить себе оппозицию.

В «ППП» та же исключительная лояльность, что и среди официальных демократов. Конкурировать друг с другом они способны разве что в любви к правителю. Поэтому он вполне в состоянии развлечь себе реальной политической состязательностью, как развлекались короли рыцарскими турнирами. При этом свои личные симпатии он может отдать промышленникам и предпринимателям.

Эта партия именно его должна считать своим создателем, ну, или крестным. «Демократическая», конечно, ему тоже не чужая. Но все-таки она досталась в наследство от Сапармурата Ниязова и ассоциируется с первым президентом.

Этим, возможно, тоже объясняется решение Бердымухамедова. Он вытесняет из республики все, что в той или иной степени связано с культом его предшественника. Причем делает так, чтобы даже духа его не осталось.

Из обязательной школьной программы со следующего года исключили изучение «Рухнамы» — священного писания от Туркменбаши. В переводе это — «Книга духа». Поговаривают, что президент готовит этому философскому трактату свою замену.

Демократической партии абсолютное забвение, наверное, не грозит. Коль скоро Бердымухамедов объявил конкурентную борьбу, он должен ее поддерживать. Другое дело, что для него она как орел или решка. Две стороны одной монеты, которая все равно находится в его кармане.

Источник :: Радио «Голос России»

Комментариев нет:

Отправить комментарий