воскресенье, 4 августа 2013 г.

Травля топ-карагандинцев с прицелом на «после Назарбаева»

Если выбраться из-под информационной тени от ареста во Франции оппозиционера Мухтара Аблязова, то можно обратить внимание на знаковый информационный тренд.
Крупные республиканские издания «Мегаполис» и «Литер» устроили травлю министров – выходцев из Караганды. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять: конечная цель данной акции – премьер-министр Серик Ахметов. Но не как премьер, а в качестве конкурента за верховную власть после ухода (в любом виде) Нурсултана Назарбаева.

Арест Мухтара Аблязова – это фактически конец целой эпохи. Ее смысл в том, что свалить правящий режим радикальными методами со стороны и с помощью больших денег не получилось. Даже нескольких миллиардов долларов оказалось недостаточно. Теперь понятно, что следующий преемник войдет в верховную власть из недр самой системы. Поскольку по объективным причинам, включая биологические, момент транзита власти приближается, потенциальные кандидаты на пост №1 начинают нервничать, суетиться и создавать препятствия своим конкурентам.

Серик Ахметов на верхнее пространство политического олимпа Казахстана взошел чуть ли ни триумфатором. Не успел он обосноваться в кресле премьер-министра, как двое суток выслушивал верноподданнические поздравления и славословия со стороны депутатов, министров и акимов всех уровней. Раньше в такой степени доброжелательности находился только Нурсултан Назарбаев.

Периоды, когда государственный аппарат напрочь забрасывает работу, не могут быть бесконечными. В какой-то момент чиновников нужно заставлять трудиться в прямом смысле этого слова. Появление господина Ахметова во главе кабинета министров как раз из данного алгоритма. Но когда начинаешь закручивать гайки – это неизбежно ведет к конфликту.

В правительстве есть и вице-премьеры, которые одним своим косвенным участием гарантируют, что проект ни при каких обстоятельствах работать не будет. Есть министры, помешанные на фиктивно-демонстрационном продукте вместо реальной отдачи и продуктивности. Чтобы заставить их приносить стране пользу обязательно нужны воля, стратегическое планирование, конфликтоустойчивость.

Вообще-то в Казахстане опасно выделяться из серой массы топ-менеджмента, поскольку могут заподозрить в политических амбициях (в смысле сам хочет править и всем владеть), а это весьма чревато для политической карьеры. Однако Серик Ахметов в раскладе между «ничего не делать» и «делать хоть что-нибудь возможное толковое» выбрал второе. В общем, как минимум один тест уже позади. Потом начались управленческие решения по линии премьерской вертикали со всеми положенными им кнутами и пряниками. После этого многим стало понятно, что премьер-министр явно выбивается за рамки формата «технический».

У любой властно-финансовой группировки, паразитирующей на государственном бюджете или компаниях с государственным участием, установка только одна: максимальное обогащение любой ценой. Никаких внутренних ограничителей здесь не существует в принципе. Но это не отменяет, а наоборот подстегивает враждебное отношение к конкурирующим структурам. Широковещательно объявленная борьба с коррупцией в итоге превратилась в борьбу со слабыми коррупционерами. Да и сама стала разновидностью коррупции. Все по Чарльзу Дарвину: слабые коррупционные особи проигрывают в борьбе с сильными, но никаких кардинальных перемен в «пищевой цепочке» при этом не происходит. Даже придушенные в плане свободы слова масс-медиа пестрят сообщениями об очевидных фактах казнокрадства и коррупции как на местном, так и на республиканском уровнях. Не прекращается слив компромата друг на друга противоборствующими сторонами.

Политическая система Казахстана выстроена таким образом, что в ней нет поста, который политологи называют «серебряная медаль». Модель на данный момент следующая: в ней есть большая золотая медаль президента и серия бронзовых. Вот только в свете все более злободневного и настоятельного запроса на кандидатуру преемника вполне может нарисоваться и серебряная медаль. Вопрос здесь не только в Казахстане и его элите. Запрос на преемника идет из России, США, Китая, ведущих игроков в лагере Евросоюза. Казахстан – это достаточно много на карте Евразии, чтобы серьезные факторы могли позволить пустить здесь ситуацию на самотек.

Выбор преемника, или, по крайней мере, кандидатуры, которую можно рассматривать в качестве потенциального преемника, не происходит с кондачка. К фигуранту присматриваются, взвешивают сильные и слабые стороны, пытаются «прострелять» модель его поведения в том или ином вопросе, понять мотивацию и другие побудительные причины, оценить договороспособность. Господин Ахметов со своего уровня «бронзовой медали» вполне доказал адекватность и вменяемость, хотя функциональных и ресурсных возможностей у премьера Казахстана будет куда меньше, чем у канцлера Германии или премьер-министра Великобритании.

Когда стало понятно, что Серик Ахметов достаточно весомо смотрится в когорте топ-функционеров, которые запросто могут продолжить политическую карьеру в эпоху «после Назарбаева», его потенциальные конкуренты стали заметно нервничать. Бить собственно по премьеру для них проблематично. Тот уже успел продемонстрировать, что мальчиком для битья не будет, мускулы и зубы у него имеются. «Прыгать» на господина Ахметова «в упор» означает фактически начало межклановой войны, а для этого пока рановато. Вместо этого используется апробированный метод ударов по окружению. Раз сам премьер-министр из Караганды, то и в мишень берут в первую очередь карагандинцев.

Первой жертвой пал Серик Абденов, министр труда и социальной защиты населения. К идее повышения пенсионного возраста для женщин он вообще никакого отношения не имел и поначалу публично выступил против. Потом с ним поговорили «большие мужчины» и объяснили правила игры в «команде». Там или выполняй что сказали, или покидай тесные ряды. Господин Абденов выбрал испить чашу последовательной карьерной судьбы до дна и нарядившись «Патамушта» пошел в народ рекламировать 63 года. Потом был назначен стрелочником и уволен с занимаемой должности. Полностью за борт его не выкинули – пристроили в теплом и гораздо менее беспокойном месте до лучших времен. Но так или иначе, а одним карагандинцем в обойме Серика Ахметова стало меньше.

Казахстанское властно-чиновничье поле (включая и «силовиков») очень чувствительно к всевозможным родоплеменным и земляческим раскладам, воспринимает их как ресурс в борьбе за власть, а также конвертацию этой самой власти во всевозможные материальные активы. Поэтому оголтелые информационные наезды на Салидат Каирбекову, министра здравоохранения РК со стороны газет «Мегаполис» и «Время» совершенно неслучайны. Несмотря на то, что за «Мегаполисом» и «Временем» стоят разные реальные хозяева, консенсус по борьбе с карагандинцами между ними явно имеется, а в конечном итоге это борьба по устранению с переднего политического поля Серика Ахметова – слишком уж ярко стал высверкивать.

Никто не спорит на предмет того, что в здравоохранении Казахстана проблем более чем достаточно. Но вина в них Салидат Каирбековой отнюдь не такая гипертрофированная, как это пытаются представить на страницах «Времени» и «Мегаполиса». Если уж быть объективным, то в хозяйстве у министров-некарагандинцев бардака, коррупции и безобразий будет поболее, чем в Минздраве, однако мы уже объяснили главную подоплеку такой информационной травли.

«Черные метки» «карагандинцы» получили вполне ясные и понятные. Дальше встает вопрос о том, какой последует «обратка». Фактор ответных действий неизбежен, поскольку ставки высоки, а в свете неотвратимого приближения точки «после Назарбаева» они продолжат увеличиваться по экспоненте.

Еще одна специфическая черта политической модели Казахстана в том, что места на политическом олимпе очень мало, скамейка «запасных» неприлично короткая, а ресурсы на данном участке сконцентрированы просто гигантские. Фактически это скопление мощных дредноутов на ограниченном пространстве. Каждый из них представляет большую потенциальную угрозу для других, но и сам запросто может пойти на дно от враждебных залпов. К тому же играют здесь не команда на команду, а каждый против всех. Иногда из тактических соображений могут вместе выдавливать того, кто кажется наиболее опасным. Сегодня под перекрестный огонь (пока не из главных калибров) попал корабль карагандинцев.

Перейти в стадию полномасштабного побоища процессу взаимных провокаций и подстав мешает то, что самый большой дредноут на данном поле у Нурсултана Назарбаева. Президент при этом сам держит всех под прицелом и под угрозой санкций насильно периодически заставляет перемещаться на другие позиции или прекращать взаимные угрозы между дредноутами. Вот только все понимают, что корабль Назарбаева когда-нибудь покинет поле будущего боя и тогда расклад кардинально поменяется. Ну а в ожидании такого момента весовые игроки пытаются сделать свои позиции более удобными. На этой почве пытаются загнать в угол на мелководье дредноут «карагандинцев».

arkz.info

Комментариев нет:

Отправить комментарий