24 декабря в Москве прошло заседание Высшего совета Евразийского экономического сообщества. Главным вопросом встречи стало обсуждение расширения объединения, принятие так называемых дорожных карт Еревана и Бишкека.
В итоге дорожная карта Армении была принята. Не без шероховатостей, но единогласно. Проблемой является вопрос о границах ТС в связи с противостоянием вокруг Нагорного Карабаха - Армения имеет неразрешенные территориальные споры с Азербайджаном. В ходе подписания дорожной карты президент Казахстана Нурсултан Назарбаев отметил, что документ принят с "особым мнением".
"Вместе с тем вопрос о границе Таможенного союза, где она будет проходить в Армении в связи с нагорно-карабахским конфликтом остается открытым. Поэтому мы будем вместе с коллегами подписывать карту, но с особым мнением, которое будет приложено. Думаю, что в ходе обсуждения наши эксперты придут к согласованию этих вопросов. Они теперь уже несложные, большую часть дороги мы уже прошли", – цитирует президента Казахстана пресс-служба Кремля.
Директор Института Кавказа, армянский политолог Александр Искандарян считает, что "Армения имеет достаточно широкую базу сотрудничества со странами Таможенного союза, на что никак не влияет непризнанная республика Нагорный Карабах".
"Товары, которые поступают из того же Карабаха, они по умолчанию поступают как армянские, потому что де-факто Нагорный Карабах находится в экономическом поле Армении. А вопрос самого территориального спора также продолжает решаться в конструктивном русле, без необдуманных и поспешных решений", – отметил эксперт.
3 сентября в Москве по итогам переговоров президента России и президента Армении было принято решение о разработке практических шагов по вступлению Армении в Таможенный союз. В частности, Серж Саргсян огласил твердое решение вступить в объединение и в последующем принять участие в формировании Евразийского экономического союза вместе с Россией, Беларусью и Казахстаном, после чего начался процесс создания дорожной карты. Фактически всего три месяца потребовалось Еревану, чтобы согласовать вопросы трансформации таможенных условий и других экономических категорий – нормативно-правовых документов.
В то же время в Киргизии обсуждение вступления страны в Таможенный союз идет с 2011 года, именно тогда было принято политическое решение, однако вопрос присоединения КР к Таможенному союзу обрел реальные очертания лишь 29 мая нынешнего года, когда официальный Бишкек подал официальную заявку на вступление в ТС.
Первые месяцы шли вялотекущие разговоры, более организованные переговоры начались с сентября этого года. Власти Киргизии выступили с предложением создать Фонд поддержки стран, вступающих в Таможенный союз. Однако инициатива не нашла поддержки ни в одной из стран объединения.
Позже стало известно о том, что киргизское правительство просит значительные преференции для вступления в Таможенный союз. После восьми переговоров остались нерешенными вопросы дальнейшей судьбы киргизских оптовых рынков "Дордой", "Кара-Суу" и "Мадина", которые занимаются реэкспортом китайских товаров - Бишкек требует право на льготы по 400 товарным позициям на срок от 5 до 10 лет. Киргизские власти просят введения льгот при ввозе в страну продуктов питания и легпрома на период адаптации КР в ТС. Кроме того, в числе выдвигаемых требований – помощь в создании пунктов пропуска и оборудовании внешних границ Киргизии. Правительство просит о преференциях для трудовых мигрантов.
Более того, политический обозреватель информационно-аналитического сайта Comment.kg Кирилл Степанюк считает, что суть проблемы кроется во внутриполитических тенденциях. В частности, журналист уверен, что оттягивание принятия решения зависит от коррупционных схем в стране.
"Вполне естественно, что Атамбаев находится в зависимости от элит, за счет которых пришел во власть и до сих пор с переменным успехом ее удерживает. Не секрет, что практически весь крупный бизнес в республике принадлежит сотрудникам президентского аппарата, министрам и депутатам. Так вот, это и есть главное препятствие на пути вступления Киргизии в ТС. Значительная часть бизнеса находится в тени и развивается исключительно за счет контрабанды", – рассказал аналитик.
Кирилл Степанюк привел пример из практики внутренней политики республики. "Например, когда два закадычных друга министр и депутат, используя свои полномочия, на взаимовыгодной основе принимают решение ограничить в страну ввоз муки путем введения импортных пошлин. Благодаря этому депутат-мукомол получает эксклюзивно-монопольные права на рынке, диктует и поддерживает нужные ему цены на самый социально значимый продукт. Примерно те же схемы действуют во всех секторах экономики. А будет ли дозволено им заниматься тем же самым в Таможенном союзе? Вот почему столько разговоров и требований преференций на отдельные группы товаров", – резюмировал политобозреватель.
Тем не менее переговоры с Киргизией продолжаются. Как сообщает информационное агентство Regnum, лидеры стран Таможенного союза настоятельно попросили Киргизию согласовать дорожную карту до марта 2014 года. Что же касается Армении, то она может вступить в права полноценного члена Таможенного союза уже через полгода.
"Армения может присоединиться к ТС раньше Киргизии, что обусловлено не только стремлением властей республики, но и тем, что институты Армении "во многом опережают институты, которые существуют в государствах Таможенного союза, в том числе по рейтингу бизнеса. Я думаю, что для вступление Армении в Таможенный союз потребуется около полугода", – цитирует первого вице-премьер-министра России Игоря Шувалова ИА Regnum.
Хотелось бы отметить, что присоединение обеих стран в первую очередь лежит в политической плоскости. И скорее, в планах Кремля, нежели Минска и Акорды. Представитель Ассоциации приграничного сотрудничества в Казахстане политолог Марат Шибутов считает, что вступление обеих стран экономически не обоснованы.
"Если честно, и та, и другая страна в ЕЭП не нужны. Их экономики не представляют никакого интереса для ЕЭП. Разве что они могут быть источником рисков - из-за контрабанды. Россия просит включить их в ЕЭП сугубо по политическим причинам, а не экономическим, на что и намекает Нурсултан Назарбаев, говоря о том, что не стоит политизировать объединение", – считает эксперт. К слову, об этом говорил не только президент Казахстана, неоднократно этот факт отмечал и Александр Лукашенко.
Закончился же саммит подписанием ряда решений и заявлений, которые касаются нынешних положений внутри самого Таможенного союза, а также создания будущего Евразийского союза, который, по задумке лидеров России, Казахстана и Белоруссии, должен заработать 1 января 2015 года. Текст проекта договора о Евразийском союзе должен быть готов к подписанию к 1 мая 2014 года, далее он уйдет на ратификации в законодательные органы стран Таможенного союза.
radiotochka.kz
Комментариев нет:
Отправить комментарий