Недавнее обращение руководства госкомпании «Талко» к президенту с просьбой о помощи является первым сигналом о том, что процесс развала компании и как следствие ее будущее поглощение одним из участников мирового рынка алюминия неизбежны.
Напомню, что это первое публичное обращение менеджмента алюминиевой компании к правительству за помощью. Это знаковый момент и думаю, переломный в истории ее «хасановского периода».
Поглощение «Талко» в ближайшие лет 5-7 также неизбежно, как сбылись прогнозы экспертов о кризисе в компании в ближайшее время. Причин этого много и оттого вероятность свершения таких пессимистичных прогнозов высока.
«Акулы» готовы попробовать на зуб
Естественно существенным фактором является внешняя угроза. Так построен мировой рынок, что все крупные ТНК и монополии стремятся подмять под себя более слабых конкурентов и чаще всего это и случается. В нашем случае в мире доминируют 5-6 крупных алюминиевых конгломератов или 5-6 стран – крупных производителей и потребителей алюминия, каждая из которых потенциально имеет виды на Таджикский алюминиевый завод.
Наша компания, к слову сказать, является примером классической потенциальной жертвы поглощения, так как находится в стране с плохим государственным управлением и слабой экономикой, а также с таким существенным барьером как географическая изоляция. Все эти годы ее жизнеспособность построена на дешевой электроэнергии, но рост энергопотребления частным сектором и населением вкупе с хроническим плохим менеджментом в системе «Барки точик», скоро лишат «Талко» и этих преимуществ.
Ближайшим алюминиевым «поглотителем» выступает Rusal UC. Причины очевидны – за ними стоит лобби в Кремле, а на постсоветском пространстве Россия играет роль главного «рулевого» плюс «Русал» уже имел опыт «первого захода» и в этом плане уже более информированный что тут и как. Раздраженность, если не откровенная ненависть Олега Дерипаски в отношении руководства «Талко» в недалеком будущем тоже может быть высокой мотивацией для энергичных действий по экспансии на таджикский завод. Ведь, по сути, Таджикистан оказался первым и пока, что единственным местом, где «кидалу» Дерипаску самого смогли «кинуть» по полной.
Несколько лет «Русал» отмалчивался по таджикской тематике, и связано это было, скорее всего, с последствиями глобального экономического кризиса и не самым удачным для них слиянием с «Норильским никелем». Война с Потаниным стояла на первом месте. Однако, самые тяжелые моменты для Дерипаски миновали и «Русал» занялся своим «обидчиком» вплотную, нанеся в итоге первый серьезный урон – выиграв недавно у «Талко» иск в швейцарском арбитраже на общую сумму до 275 млн. долларов. Даже если учитывать, что половина этой суммы накручена и по ней как-то можно вести торг, в нынешней ситуации кризиса на алюминиевом рынке, даже 100 млн. долларов штрафа - это очень опасная цифра для любой компании, не то что «Талко».
Скорее всего, именно «Русал» в ближайшие годы будет осуществлять экономический прессинг на «Талко» всеми дозволенными и недозволенными методами, чтобы нанести максимальный экономический ущерб таджикской компании и подвести ее к поглощению. Это рвение россиян, и в целом вся их «история сотрудничества» «Талко», все судебные тяжбы, вероятно, снижают интерес к нам других инвесторов. Международные корпорации отдают себе отчет, что Таджикистан и основные транспортные пути к нему находятся в зоне контроля Кремля, а обиженный Дерипаска способен заплатить цену выше рыночной за поглощение «обидчика», дабы восстановить свой статус кво. Для других может показаться, что овчинка выделки не стоит, слишком злой волк рядом.
Слишком много алюминия и тех, кто его производит
Однако поглощение светит «Талко» не только из-за аппетитов «русского агрессора» или иных «акул». Еще одной угрозой является рост числа мировых конкурентов и перепроизводство алюминия. В принципе нынешний кризис в отрасли связан именно с этим.
Классические металлургические схемы 20 века в мире серьезно изменились, и отныне основные центры металлургии, включая «крылатый металл», сосредотачиваются в Азии. Лидер Китай, но на пятки ему наступают и все громче заявляют о себе Индия и страны Магриба. По сути, они уже потеснили «Русал» вынудив его идти на объединение с тем же «Гленкор».
Выигрыш новых «алюминиевых тигров» заключается в том, что они, как правило, и являются крупнейшими потребителями первичного алюминия. Сейчас, увеличивая производство, они решают проблему самообеспечения, оставляя иных производителей перед дилеммой - куда девать излишки производства. Перспектива наращивания алюминиевых производств в арабских странах является новым вызовом в мировом алюминии. Если у таких стран как Таджикистан, где еще теплится алюминиевое производство, есть один козырь – дешевая электроэнергия, у арабов остаются другие два козыря – дешевый транспортный путь и наличие собственных свободных оборотных средств. Они уже в более выгодном положении, а если к этому еще и добавить репутационные выгоды (рейтинги стабильности ААА, на фоне рейтинга Таджикистана как несостоявшегося государства), то кто более конкурентоспособен в ближайшем будущем уже очевидно.
В настоящее время на алюминиевом рынке кризис из-за падения цен (причем речь идет о перепроизводстве, а не падении спроса, он тоже растет, но не так быстро как предложение), крупные компании терпят серьезные убытки, а «Талко» заявляет об убытках небольших. Крупные компании сливаются в еще более крупные конгломераты и потому выживают, при этом приобретают публичность и выходят на международное IPO, а таджикские менеджеры кормят народ и руководство страны сказками, скрывая истинное положение дел в своем производстве. Бизнес не прощает обмана, и ответит по своему – будет персональный финансовый кризис. Это будет проявляться на «Талко» все чаще и чаще, потому уверен: мы еще не раз будем свидетелями новых публичных обращений их менеджмента к руководству страны и появлению все новых и новых объяснений своих неудач.
На старой телеге далеко не уедешь
В этом плане нарисовывается еще одна существенная проблема, а именно техническая отсталость «Талко». Сам по себе завод не старый, и в целом при правильной системе амортизации основных фондов, при определенных инвестициях в технологии способен поддерживать свое производство на уровне конкурентосопосбности. На словах, в заявлениях пресс-службы компании и проплаченных публикаций все именно так и обстоит. Но аудит компании за 2008-2010 годы и недавний отчет экспертов Norsk Energi по «энергоемкости» алюминиевого производства в Таджикистане показали, что на самом деле менеджмент «Талко» экономит на техническом перевооружении и завод, по сути, работает на устаревших технологиях.
Здесь я намеренно не говорю об ответственности за такую ситуацию, потому что причины такого отношения к производству могут быть как субъективные, так и объективные. Возможно, у компании просто нет столько средств, ведь она работает на основе толлинга, не предполагающего технические реконструкции. Возможно, средства есть, но их применения на эти цели не санкционируются лицами, контролирующими работу топ-менеджмента. Для мирового рынка алюминия это не важно, он нейтрален к эмоциям. Важно, что есть еще один фактор скоро видеть «Талко» на торгах в поисках выгодного покупателя…
Данный фактор, по сути уже не раз был обозначен в распространяемых информациях в косвенной форме. Сам «Русал» заявлял, когда был готов работать в Таджикистане, о необходимости введения в строй нового цеха, общей мощностью до 200 тыс. тонн алюминия, что при 7 существующих цехах «Талко» общей мощностью 450 тыс. тонн, демонстрирует какова разница в производительности новых технологий.
Эксперты Norsk Energi при аудите вывели, что «Талко» для конкурентоспособности только в вопросе повышения энергетической эффективности нужно вложиться порядка 100 млн. долларов. Всем понятно, что таких свободных средств у таджикской стороны в обороте сейчас нет, а если бы и были, то маловероятно, что центр принятия решений даст добро на трату такого состояния на «ерунду» как энергоемкость. Пока проще решать этот вопрос за счет лимита электричества, вводимого населению страны. Рынок это не простит и серьезное отставание в технологиях, все больше и больше будет сказываться на рентабельности, пока не приведет к полной убыточности.
Рабство сегодня не эффективно
Еще одним фактором, который до сих пор никем не рассматривается, но одним из важных, на мой взгляд, является неудовлетворительная система оплаты труда и социальной поддержки в госкомпании. По сути, рентабельность таджикского алюминия держится как на дешевой электроэнергии, так и на дешевой рабочей силе. Если раньше, в послевоенное время это вполне удавалось сохранить, так как выбора для заработка у людей было немного, то теперь с возможностью выезда в трудовую миграцию и иных видов занятости внутри страны, в том числе в самом Турсунзаде, низкая зарплата не может удовлетворять рабочий класс.
Неудивительно, что за последние годы с завода произошел отток специалистов и очевидно, что те проблемы с нарушением технологического режима, аварии и увеличившееся число несчастных случаев на заводе есть следствие этого. Конечно, официально таких проблем нет, и ни в одном заявлении компании нет ни одного упоминания об этом, однако, достаточно выехать в город металлургов и пообщаться с местным населением, где вам быстро расскажут и покажут квартиры, в которых есть погибшие на производстве сотрудники «Талко» или те, что получили увечья. Об очередях на получение жилья за выслугу лет на заводе вообще легенды ходят, а в каждой аварии топ-менеджмент компании видит диверсии «людей Аваза».
Мне кажется, что кадровый голод и аварийность на завод будут усугубляться и это один из тех факторов, где вина целиком и полностью будет лежать на нынешнем менеджменте, так как они в игнорируют принципы социальной справедливости и экономической обоснованности в вопросе оплаты труда и благоустройства своих рабочих. Постоянные заявления о наличии в штате до 10 тыс. человек и необходимости их сокращения – это также свидетельство о наличии серьезной проблемы в кадровой политике, которая уже не решается ими из года в год.
Кадровая проблема еще важна тем, что без ее решения внедрение новых технологий и прочие меры по совершенствованию производства малоэффективны, так как «человеческий фактор» (непрофессиональность новых кадров и необеспеченность действующих сотрудников) будет приводить к неправильному использованию технологий или его намеренной/ненамеренной порче.
Внутрисемейная конкуренция
И еще один важный фактор, который, на мой взгляд, может играть роль в ближайшие годы – это изменение в структурных приоритетах «семьи». Доселе позиции Хасана Асадуллозода внутри правящего клана были очень сильны, и при наличии определенной конкуренции, он, тем не менее, удерживал лучшие позиции в экономике, но в последнее время, сын президента Рустами Эмомали стал выдвигаться на первые роли и недавнее его назначение главой Таможенного комитета говорит о том, что в «семье» стартовал процесс укрепления главного фаворита. Несомненно, его авторитет и мощь должен прирастать за счет снижения соответствующих возможностей иных членов клана.
Есть вероятность того, что Рустам, которому нужно показать хороший результат на новом поприще может обратить внимание на «Талко» - одного из крупнейших импортеров-экспортеров в стране. Он вряд ли решится или сможет отменить толлинг, помогающий «Талко» избежать таможенного налогообложения, но возможно, и при наличии соответствующих советников, предпримет какие-то иные шаги по снижению веса и влияния менеджмента госкомпании на президента. Априори понятно, что при возникновении каких-либо прений между ним и менеджментом «Талко», при любом исходе последние будут в проигрыше. Один из сценариев перспективных изменений – смена нынешнего управляющего состава госкомпанией на иных, лояльных сыну президента лиц. Перед новым менеджментом тогда будет стоять та же проблема – или далее идти по пути к кризису или все-таки предлагать объединение с кем-то, кто более силен и опытен в отрасли мирового алюминия.
Слить или не слить?
Это лишь часть факторов, способствующих тому, чтобы Таджикский алюминиевый завод перешел под контроль иностранного инвестора. Кто им будет – это предмет для другого анализа. Очевидно, что выбор будущего поглотителя стоит такой – «Русал» как вариант форсированного перехода в их собственность полностью или частично в состоянии политической нестабильности в стране (добровольно Рахмон Дерипаске не отдаст), спланированное «дружеское» поглощение/слияние с одной из китайских или арабских алюминиевых компаний. Хотя в настоящее время в приоритете у таджикских властей (да и у топ-менеджмента «Талко») сотрудничество с китайскими компаниями, все-таки более реалистичным кажется партнерство с арабскими производителями. Здесь немаловажна позиция и поддержка Вашингтона, который будет согласен на то, чтобы ключевую компанию в стране, взяли под контроль их ближневосточные партнеры. Например, Emirates Global Aluminium (бывшая Dubal, ОАЭ), или тандем американской Alcoa и Maaden (Саудовская Аравия), запускающий крупный глиноземный проект на Ближнем Востоке.
Менеджмент «Талко» по логике должен форсировать вопрос слияния с крупным внешним игроком, пока стоимость компании и ее рентабельность находятся на отметке своего рыночного максимума. Такое слияние сулит потерю контроля за управлением компанией, но за счет современного менеджмента новых внешних директоров, за счет доступа к оборотным ресурсам и изменению геополитической составляющей, государство как крупный держатель акций новой удачной корпорации или как миноритарный держатель акций крупного конгломерата (в случае обмена активами) сможет получать доход, больший, чем есть в настоящее время. Отдельной статьей доходов бюджета обещает стать энергоотрасль, где государство сможет выстраивать новую, более эффективную тарифную политику.
Но очевидно, что тем, кто контролирует и управляет госкомпанией сегодня, это персонально невыгодно, и поэтому они продолжат политику максимального отдаления момента слияния компании с лидерами рынка, для чего по-прежнему будут держать все реальные показатели в тени и пытаться максимально запугивать общественность и главу государства картиной апокалипсиса «что с нами будет, если мы отдадим Талко»...
Зафар Абдуллаев, директор центра «Контент»
Комментариев нет:
Отправить комментарий