понедельник, 23 декабря 2013 г.

Китайская железная дорога усиливает КНР и Узбекистан, но не Кыргызстан

Почему из Стратегии развития КР таинственным образом исчез альтернативный ж/д проект, и почему Темир Сариев делает заявления вразрез президентским?

«Финт ушами» устроил министр экономики Темир Сариев,  заявив, что  «Кыргызстан должен выйти на рынок Китая, построив железную дорогу». Примечательно, что  произнес он  это после заявления  Алмазбека Атамбаева на его итоговой пресс-конференции о том, что  «дорога Китай - Узбекистан - Кыргызстан никаких наших проблем не решает».
Редко в какой  демократической  стране можно отметить такую своенравность представителя исполнительной власти.  В чем кроется уверенность Сариева в своих силах, если  он   счел необходимым даже  противостоять главе государства?  
Крайне интересный комментарий на сей счет дал «Вести.kg» эксперт по инфраструктурному развитию Центральной Евразии Кубат Рахимов.
- О том, что китайско-узбекско-кыргызскую железнодорожную магистраль строить нельзя, мы, эксперты, говорили давно. Более того, настаивали  на   необходимости рассмотрения альтернативного проекта российско-кыргызско-казахской железной дороги через Таджикистан, что стало бы интеграционно-евразийским проектом. Описание этого было, к слову, в первом варианте Стратегии развития Кыргызстана, но потом таинственным образом исчезло. Осталось несколько малозначительных строк, - поведал Кубат Калыевич.
По его словам, главный плюс происходящего в том, что президент понял самый главный геополитический риск от   китайской  железной дороги, и начал говорить об этом.
- За счет этой дороги не Кыргызстан усиливается, а Узбекистан. У нашего соседа есть проблема разрыва железнодорожной «ферганской  сети», которая соединяется между собой через Таджикистан. Но теперь, когда китайцы дают деньги на тоннель на перевале Камчик, появляется возможность построить полностью самостоятельную ветку с выходом через Кыргызстан на Китай. И, вместе с тем, изолировать Таджикистан, - поясняет эксперт. – Первый шаг сделан – юг Таджикистана отрезан от внешнего мира после взрыва моста на реке Амузанг, который узбеки даже и не собираются ремонтировать. Дальше - больше. В определенный момент могут возникнуть нездоровая   ситуация   на юге Кыргызстана. И весь этот потенциал изрядно  напрягает Казахстан, который худо-бедно является ближайшим союзником Кыргызстана в регионе. Тут и позиция таджиков, которые хотят вырваться из транспортной изоляции, которую  выстраивает  Узбекистан. Таджикистан пытается строить обходные пути через Афганистан на Туркмению, а это из серии проектов, которые еще больше нарушают баланс сил в регионе. А что такое нарушение баланса? Это война. Так, стоит ли из-за амбиций каких-то конкретных политиков нарушать хрупкий мир?  - резонно отметил Кубат Рахимов.
Среди  конкретных  политиков, имеющих свой интерес в китайском проекте,  Кубат Калыевич назвал, как раз, Темира Сариева.  Тот, по его словам, лоббирует интересы КНР. А вот Атамбаева эксперт похвалил.
- Раньше Атамбаев всеми руками выступал за  китайскую  железную дорогу. Сейчас же ситуация говорит о том, что президент – думающий человек, меняет точку зрения и не стыдится этого. Тем более, что пойдя на этот проект, мы испортим отношения с Казахстаном, Россией, ухудшим позиции при вступлении в ТС. И, при всем при этом, усилим Узбекистан, но не сделаем его своим другом и союзником, - подчеркнул Рахимов.
Источник: stanradar.com

Комментариев нет:

Отправить комментарий