Пантеон, где найдут упокоение выдающиеся казахстанцы, разделил общество: одни считают это торжеством исторической справедливости, другие говорят, что и без того ощутимое социальное расслоение при жизни, станет нормой и после смерти.
О необходимости национальной усыпальницы акимат Астаны заговорил после озвученного президентом Нурсултаном Назарбаевым предложения отвести отдельное место под кладбище для прославленных казахстанцев. Эта идея возникла во время похорон депутата парламента Урала Мухамеджанова. Он и станет первым человеком, который будет захоронен в Национальном пантеоне.
Городская администрация Астаны уже объявила конкурс на лучший проект главной усыпальницы Казахстана. В официальном сообщении по этому поводу отмечено, что пантеон станет местом захоронения национальных героев, внесших большой вклад в становление государственности и развитие страны. Правда, пока список таких людей не приводится. Конкурс на лучший эскиз проекта нового сооружения продлится до 1 марта 2014 года. Сейчас свои предложения в акимат вносят архитекторы со всей страны. Пантеон расположится вблизи от мавзолея известного казахстанского полководца Кабанбай батыра.
Однако пока власти обсуждают, где будет построен пантеон, и как он будет выглядеть, в среде простых смертных казахстанцев разгорелись нешуточные споры о необходимости возведения такого сооружения. Некоторые считают, что проект будет слишком затратным, кто-то полагает, что он обнажает все большее имущественное расслоение в обществе. Третьи напоминают, что по мусульманским традициям место упокоения человека должно быть незаметным, а со временем вообще зарасти травой.
Историк Мирас Нурмуханбетов отметил kursiv.kz , что следует избегать самого понятия "пантеон", которое означает нечто божественное. Он напоминает, что действительно у казахов за последние триста-пятьсот лет сложилась традиция хоронить выдающихся людей в одном месте. Это были либо Туркестан, либо Шаш, но он считает, что это сложно применимо к сегодняшнему дню.
«Для начала, как минимум, нужно определить тех, кто мог бы покоиться на ВИП-кладбище с той позиции, которая бы удовлетворяла все слои казахстанского общества, с учетом родовой, социальной и даже политической принадлежности. Не хотелось, бы приводить примеров ныне здравствующих людей, но уверен, что сейчас найдется мало таких, кому бы казахи стали поклоняться, как аруахам (души предков) после их смерти. Исключение могут составить лишь несколько общественных и культурных деятелей, но, ни в коем случае не политиков. И если и делать подобный некрополь, то явно не в Астане - искусственной столице Казахстана. Также надо учитывать, что казахи, несмотря на то, что являются мусульманами, согласно переписи населения многие из них поклоняются духам предков и нужно очень осторожно относиться к этому моменту. Подобные инициативы, если они появляются, ни в коем случае не должны исходить от политических структур, каковой является акимат столицы. Вообще, сейчас не время об этом говорить. Это может показаться отвлечением общества от более насущных проблем, связанных, как с социальными, так и с политическими проблемами в стране», - отметил Нурмуханбетов.
Политик и общественный деятель Жасарал Куанышалин считает, что в самой идее национального пантеона как таковой нет ничего плохого. Как известно, разные виды подобных усыпальниц давно уже имеются во многих странах мира, включая и крупнейшие государства современности. А поскольку во все времена в любой стране рождаются и трудятся в различных сферах выдающиеся личности, достойные уважения и высоких почестей со стороны, как современников, так и потомков, то в увековечении их памяти, путем захоронения их в пантеоне, нет ничего "крамольного".
«Не стоит усматривать в таком акте уважения к действительно знаковым личностям истории и признаков "социального расслоения". Да и в Казахстане тоже был и есть свой своеобразный пантеон - мавзолей Кожа Ахмета Иассауи, где хоронили известных ханов, биев, полководцев, батыров, то есть представителей не только чингизидов, аристократии - ақсүйек, но и простого народа - қара халық», - говорит он.
Но, по словам политика, возникает вопрос – насколько своевременна и оправданна идея национального пантеона в сегодняшнем Казахстане? Почему она возникла не раньше и не позже? Он считает, что до тех пор, пока власть в стране оторвана от простых граждан такая идея – вредна. Если исходить из общемирового принципа строительства такого сооружения, то оно не должно быть предметом социального расслоения, как это видно по примеру европейских стран. Но в условиях Казахстана, где разрыв между богатыми и бедными слишком велик национальный пантеон обязательно станет наглядным воплощением этого расслоения.
Такого же мнения придерживается политолог Талгат Мамырайымов. Он говорит, что социальное расслоение нашего общества уже достигло такой глубины, что подобные идеи только закрепляют это положение вещей на каком-то гротескном уровне. Казахстанские «понты» уже начинают добираться и до небесной канцелярии, иронизирует Мамырайымов.
«Видимо, наших «крутых» уже не устраивает международный уровень самопиара. В особенности наш старый властный истеблишмент, который готовится к транзиту своих властных полномочий. По-видимому, именно для них и ориентирован этот пантеон – другие будут соревноваться для попадания в этот крутой пиар-проект. Ведь, понты у нас тоже – соревнование. Мне вообще непонятны рассуждения о «избранных людях» нашего общества, поскольку у нас нет таковых. Наша элита, по сути, не является лучшими представителями народа, то есть не соответствует смыслу понятия «элита». И в первую очередь по морально-этическим основам. Посмотрите, кто работает у руля государственной власти? Начиная от маленьких бастыков и кончая руководством ведущих госорганов – это, по большому счету, обычные люди, которым безразличны чаяния простых граждан, но не на свои узкокорпоративные и личные интересы. И как таких людей в качестве примера для будущих поколений отправлять в пантеон? Известно, что римскому императору Марку Аврелию один человек по его просьбе специально говорил во время его помпезных встреч с народом: «Вы всего лишь человек, всего лишь человек». Такой государственный деятель, мыслитель исторического масштаба не забывал о простых вневременных истинах. Наши государственные и общественные деятели, рассчитывающие на попадание в пантеон, по сравнению с Марком Аврелием, по сути, никто. Иначе говоря, для того, чтобы остаться в истории необходимо, чтобы твой народ тебя вспоминал с благодарностью. А для этого надо перестать заниматься пиар-проектами и, наконец-то, начать заниматься реальным делом исторического масштаба для всего народа», - отметил Мамырайымов.
Общественный деятель Айгуль Омарова сказала, что появление чего-то подобного, как пантеон предполагалось, так как мы вплотную подошли к тому моменту, когда нынешнее руководство Казахстана уступит место молодым. И в такой ситуации каждый хочет застолбить право высказать особую почтительность, большее уважение к власти, чем стоящие рядом коллеги. Она отметила, что известие о конкурсе на создание лучшего эскиза национального пантеона появилось незадолго до дня независимости страны, но при этом его инициаторы, по словам Омаровой, видимо, забыли заглянуть в Конституцию, в которой в статье 14 отмечается о запрете на любую дискриминацию.
«Возведение национального пантеона и есть дискриминация граждан страны, это противоречит духу и букве, как самой Конституции, так и закону о государственной независимости, гласящих о равных правах всех граждан нашей республики. История даёт нам немало примеров, когда те, кто больше всех выказывают почтение при жизни правителю, первые и низводят его после кончины. Возьмём Туркмению, где даже года не прошло, как нынешний президент Бердымухамедов приказал убрать из всех библиотек «Рухнаму» и свергнул золотую статую Сапармурата Ниязова. Что касается того, ждёт ли нас ещё большое расслоение в обществе в случае строительства такого пантеона, ответ один: да, расслоение неминуемо. Во-первых, это не соответствует духу ислама, который исповедуют казахи. У нас принято на могиле ставить просто камень с надписью. Это, кстати, подчеркнули и имамы, отвечая на вопрос о пантеоне. Сегодня все кинулись возводить пышные мазары, а это вызывает дух соперничества, что не способствует объединению людей, а наоборот их разъединяет. Да и в народных традициях казахов не принято возводить пышные мавзолеи. Идея национального пантеона кажется актуальной только тем, кто стоит за ней. А нам неизвестно, кто стал ее инициатором. То, что такое предложение поступило сейчас, объясняется обострившейся борьбой за будущие кресла во власти. Одно можно сказать об этих людях: страшно далеки они от народа и не знают реалий страны. Конечно, можно успокоить себя тем, что люди всё проглотят, но на дворе 21-й век, выросло целое поколение молодых свободных людей, которые не хотят прогибаться под этот изменчивый мир, а предпочитают, чтобы он прогнулся под них. И опасно в такой ситуации высовываться с идеями, которые явно не найдут поддержки у большей части населения страны. Если же пантеон и будет возведён, то там нужно хоронить в нем наиболее выдающихся людей нашей страны – халык кахарманы, великих композиторов, художников, артистов, людей, совершивших подвиги и первых руководителей», - сказала Омарова.
Независимый политик Амиржан Косанов считает, что нет никакой уверенности, что инициатива захоронения в пантеоне не превратится в банальную «административно-денежную байгу» по принципу: кто заплатит, тот и будет. Он считает, что такая идея станет актуальна при реально независимом от исполнительной власти парламенте, который и может решить судьбу этого пантеона и будущих его «клиентов». Сейчас же, учитывая все объективные и субъективные факторы, априори не возможно справедливо решить этот вопрос: все будет определять политическая конъюнктура. «Пантеон не должен быть заложником сиюминутных решений. Будем потом кого-то хоронить в пантеоне, а потом придется заниматься перезахоронением тех или иных бывших бастыков или олигархов. По этой причине предлагаю отложить на время эту идею, чтобы пантеон не превратился в обычный понт», - сказал Косанов.
http://www.kursiv.kz/
Комментариев нет:
Отправить комментарий