пятница, 5 апреля 2013 г.

В Киргизии интересуются, кто допустил снижение пакета акций страны в Центерре?


Этот вопрос прозвучал со страниц популярного интернет -форума "Дизель".


На сайте информационного агентства "АКИпресс" появилась публикация Капара Курманалиева, который был одним из главных лиц в переговорах с Центеррой по соглашению 2009 года, которое касалось золотого месторождения Кумтор.

Курманалиев заявляет, что три члена совета директоров от Кыргызстана позволили менеджменту Центерры дополнительно выпустить более 1,8 млн акций для бонусов себе, что снизило долю Кыргызстана с 33% до 32,75%.

"Самым большим активом КР в Центерре конструкции Соглашения 2009 г. представляется пакет акций 77 401 776 шт. или 33% от их общего числа. Этот долговременный инструмент рассматривался как одна из основ института развития Кыргызстана на долгосрочный период.

Сразу заметим, что использованием этого инструмента никто не занимался. Более того, представители КР в совете директоров Центерры допустили снижение пакета с ровно 33% до 32,75%, что обусловлено дополнительной эмиссией акций в пользу менеджмента компании Центерра. Никаких весомых оснований для эмитирования за 2010-2012 гг. более 1млн 825 тыс. акций не было. Такая попытка была предпринята и по результатам 2009 года, но тогда она была блокирована: было предложено пересмотреть политику компании о наделении бонусами в виде акций высшего менеджмента компании и применять этот метод только за реальный вклад в рост компании. В последующем, очевидно, новые представители от КР в Центерре допустили это положение", - говорится в статье.
Во время обсуждения соглашения 2009 года на форумах прозвучало следующее мнение:
"То, что Макс Бакиев готовил захват Кумтора – так это однозначно. Ну, почитайте внимательно основную статью. Все уже был обговорено. Канадский управляющий персонал уходит ( конечно, не за просто так). Появляются группа менеджеров типа Гуревича, Надаля, Елесеева и понеслась душа в рай. Куча компаний посредников между, производителем работ и, например, поставщиком оборудования.
2. Почему то у нашего большинства сторонников национализации Кумтора в голове одна схема – вот добывают золото и нелегально его вывозят. Да глупости все это. Деньги делают на руководстве делами компании. Если Вы президент, вы можете нанять свою жену с высокой оплатой (что было при Поменюке), занять у подконтрольных Вам компаний кредит по бешеным процентам, работать на поставках только со своими фирмами и т.д.
3. Плюс, игра на бирже. Скомандовали - и якобы «наш» народ перекрыл дорогу. Акции падают, инвесторы разбегаются. И вдруг наше мудрое Правительство решило проблемы, кидает какие-нибудь подачки Кумтору – акции пошли вверх. Вот сиди и моделируй ситуацию – и стриги купоны."
Следует отметить, что соглашение 2009 года было подготовлено после того, как парламент Киргизии отклонил соглашение 2007 года, которое было подписано нынешним президентом Атамбаевым, тогда занимавшим пост премьер-министра.
Вот что пишет сайт "Нурадам" (http://www.nuradam.kz/ru/news/pablicity/2013/March/156):


В Киргизии интересуются, кто допустил снижение пакета акций страны в Центерре?

Долю республики по договору 2007 года увеличили с 15,66% до 29,2%. Позднее было признано, что, заключая соглашение, кыргызская сторона допустила экономические и юридические погрешности. Из-за них договор получился слабым и откровенно рискованным. В частности, налог в 13% от валового дохода в совокупности давал лишь 9,2% эффективного налога. Того самого, который остается в распоряжении бюджета и государства.

Договор также не учитывал косвенные налоги, конкретнее НДС, на предоставляемые услуги и работы подрядчиков. Компания при оплате подобных услуг и работ, поставок, в частности, электроэнергии, оплачивает НДС, который засчитывается как выплаченный в бюджет государства. Очевидно, что это снижает эффективность налогообложения. По договору 2007 года пакет акций, как остававшийся у КР, находился в значительной мере блокированным. И было непонятно: есть ли у страны возможность пользоваться своими же акциями? Все же этот договор доводил пакет акций, пересчитанный на момент входа КР в проект «Центерра Голд», до 52%, с учетом проданных.

Кроме того, правительство КР (Атамбаев) согласилось установить для «Кумтора» упрощенный налоговый режим с фиксированными ставками выплат от стоимости проданного золота – от 10% в 2008 году и до 12% с 2010 года. Атамбаев тогда же заявил: «Этот документ рано или поздно все равно будет одобрен, у парламентариев нет аргументов против. А решение «за» просто затягивается. Кому-то выгодно, чтобы как можно дольше в стране сохранялась нестабильность». Сторонником этого соглашения, в частности, выступал тогда депутат, а ныне – глава госкомиссии по проверке «Кумтора» и министр экономики КР Темир Сариев, а в состав комиссии Атамбаева входил еще один нынешний сторонник тезиса «отнять «Кумтор» – тогдашний вице-спикер парламента Эркин Алымбеков, ныне также депутат.

Ратифицировать договор от 2007 года парламент Кыргызстана, однако, не успел – его распустили. В феврале 2008 года новый парламент выступил против соглашения, заключенного правительством Атамбаева, как невыгодного стране. Причины изложены выше. Новый контракт по «Кумтору» Кыргызстан и «Центерра» подписали в апреле 2009 года. Доля республики выросла до 33%.  Однако три члена совета директоров «Центерры Голд» от Кыргызстана позволили менеджменту компании дополнительно выпустить более 1,8 млн акций для бонусов себе. Это и снизило долю Кыргызстана до 32,75%.

Как бы то ни было, договор 2009 года был признан сенсационным. Парламентарии его одобрили аплодисментами, а Конституционный суд позднее признал соответствующим всем нормам международного права и Конституции КР. Даже звучали предложения дать президенту Бакиеву медаль национального героя. Одна только Роза Отунбаева – тогда еще депутат от фракции партии Атамбаева СДПК – заявила: дескать, петь Бакиеву осанну не стоит, так как договор облегчил канадским инвесторам налоговый режим.

В ответ Елисеев, как один из авторов договора, собрал пресс-конференцию и заявил: «Да, мы просим представителей СДПК поаплодировать межведомственной комиссии. За то, что мы исправили ситуацию, в которую могла ввергнуться страна, если бы соглашение, подготовленное нынешним лидером СДПК Алмазбеком Атамбаевым, было подписано». По словам Елисеева, предусмотренное в том документе налогообложение привело бы рано или поздно к тому, что канадские компании, вместо того чтобы платить налоги в бюджет республики, оказывали бы Кыргызстану услуги, за которые пришлось расплачиваться из госказны. Строго говоря, все эти данные изложены в обращении Капара Курманалиева, которого теперь вместе с Елисеевым требуют, как уже сказано, предать суду. Однако Курманалиев пишет: «Мы готовы нести ответственность за соглашение 2009 года». Кстати, специалисты давно сделали вывод, что соглашение 2009 года позволило бы постепенно выдавить канадцев из «Кумтора», для чего в контракте были оставлены своеобразные юридические «дыры». Максим Бакиев и его окружение явно были уверены, что останутся править еще лет 10. Поэтому позиции КР были значительно усилены, но ни временное правительство, ни его преемники не воспользовались этим и как-то странно обошли данные «дыры».

Комментариев нет:

Отправить комментарий