понедельник, 9 декабря 2013 г.

ЕС нечаянно нагрянет… в ЦА

Казахстану нужнее сотрудничество с Европой, чем Европе с Казахстаном. Во многом это определили прошедшие 7 лет, во время которых ЕС осуществлял свою стратегию нового партнерства в Центральной Азии, считают эксперты. Об этом говорили казахстанские политологи в ходе заседания экспертного клуба «Мир Евразии».

Модератор клуба, политолог Эдуард Полетаев открыл заседание с упоминания недавней статьи kursiv.kz «Евросоюз после Киева соблазняет Астану», подчеркнув, что заголовки СМИ определяют последний тренд, который задала Европа в регионе. Большинство инвестиций в страну идет из Старого света. Полетаев заметил, что на недавнем конгрессе политологов РК особо оговаривалось, что именно Европа остается для Астаны основным внешнеполитическим ориентиром. Это во многом связано с тем, что европейские ценности активно поддерживаются казахстанской молодежью, значительная часть которой в последние годы обучалась в развитых странах мира. В РК активна немецкая диаспора, которая оказывает существенное влияние на траекторию движения страны во внешнем мире.
В 2007 году объединенная Европа впервые со времени распада СССР приняла общую стратегию по выстраиванию взаимовыгодных отношений с Центральной Азией. Она предусматривала расширение сотрудничества в политической и экономической областях,  а также в вопросах защиты прав человека. Несмотря на то, что стратегия является  выработанным именно ЕС документом, однако все страны Центральной Азии обязались следовать ее пунктам и выполнять ее положения путем номинации своих национальных координаторов в структуры ЕС.
Общий бюджет программы составил 750 млн евро.  70%  этой суммы направлены на двусторонние программы, содействующие развитию диалога ЕС и каждой конкретной страны Центральной Азии. Лишь   30% бюджета ушло на программы регионального сотрудничества в сфере энергетики, транспорта, окружающей среды и образования. В период с 2014 по 2020 год объединенная Европа, как заявил еврокомиссар по развитию Андрис Пиебалгс намерена вложить в укрепление демократии и верховенство права в Центральной Азии дополнительно еще 1 млрд евро.
Стратегией были определены три основные региональные инициативы: верховенство закона, образование и вопросы по окружающей среде и воде. В 2008 году ЕС решил открыть финансирование для стран Центральной Азии со стороны европейского инвестиционного банка (EIB) в размере 400 млн евро. То есть за последние 7 лет старый свет вложил в ЦА почти миллиард евро. Имела ли эта стратегия успех?
Эксперты выделили несколько ключевых проблем, с которыми столкнулся ЕС в Центральной Азии. Часть из них убеждены, что стратегия оказалась провальной из-за того, что забуксовали энергопроекты, в которые верили на Западе. Старый свет в целом не просчитал всех рисков, приходя в регион. Другая часть наоборот считает, что ЕС смог добиться основных намеченных целей, а энергетика не самая существенная часть двустороннего сотрудничества.
 Директор Центра актуальных исследований «Альтернатива» Андрей Чеботарев отметил, что программа, рассчитаная вплоть до конца 2013 года, исчерпала себя уже в 2011 году.  Подстегнул эти процессы крах энергетического проекта Nabucco, который предполагался как магистральный газопровод из Туркменистана в Азербайджан и далее в страны ЕС. 
Аналитики отметили, что когда стратегия принималась, многое нельзя было предугадать. Это мировой финансовый кризис, который сузил экономические возможности Европы оказывать содействие в тех или иных проектах в регионе, также не были просчитаны внутренние процессы, такие как рост терроризма, усиление автократии, вторая кыргызская революция и межэтническая резня в Оше.
Эксперты подчеркнули, что в 90 -ые годы европейцы мало понимали, что такое Центральная Азия и проявляли слабый интерес к ней. После начала операции в Афганистане возник вопрос о том, как ЕС должен ответить на угрозы, которые исходят от ЦА. Пока Старый свет присматривался, он упустил свой шанс стать доминирующей силой в регионе. Стратегия запоздала. Европа могла бы получить больший эффект в ЦА, если бы выстроила партнерство с ЕврАзЕС.    
«На региональном уровне объединенная Европа отдает предпочтение именно Казахстану, как наиболее развитому государству Центральной Азии. В двустороннем формате Брюссель и Астана могут успешно сотрудничать по целому спектру направлений: мы можем перенимать передовые западные технологии, работать в энергетическом секторе, в области охраны окружающей среды и по многим другим направлениям», -  отметила директор европейского информационного центра при КазНУ имени аль-Фараби Куралай Байзакова.
Новый договор Казахстана о партнерстве и сотрудничестве с ЕС может облегчить визовый режим между РК и странами Шенгенской зоны. Если Казахстан улучшит инвестиционный климат, то Европа станет активнее вкладывать в страну. Хотя итак сегодня ЕС лидер по объему инвестиций в Казахстан, отметили аналитики.
Политолог Антон Морозов обратил внимание, что центральноазиатский регион, в ЕС воспринимают как некий буфер, защищающий европейцев от терроризма и исламского фактора. Поэтому в обеспечение безопасности в Афганистане и Узбекистане ЕС вкладывает огромные деньги. А Казахстан и Туркменистан воспринимаются как основные партнеры в области энергетики.
Также эксперты сошлись во мнении, что в ЕС сейчас напуганы возможной реинкарнацией СССР, чем активно занимается Россия. С этим можно связать активизировавшиеся дискуссии о международном определении Центральной Азии. В частности, чтобы убрать с региона тень восточного подбрюшья бывшего СССР его хотят переименовать в Центральную Евразию или Большую Центральную Азию. Многие западные эксперты предлагают отнести к нему Иран, Афганистан, Монголию, часть Китая, Восточную Сибирь. И такие предложения находят поддержку в ЕС.
«Европейцы действуют очень прагматично. Главное, они в отличие от России умеют договариваться и ищут консенсус», - заметил эксперт института мировой экономики и политики при фонде первого президента РК Евгений Пастухов.
Главный научный сотрудник КИСИ при президенте РК Санат Кушкумбаев считает, что, судя по тем процессам, которые происходят в постсоветском мире со временем, большинство стран бывшего Союза примкнут к «Восточному партнерству», как наиболее разумной площадке, дающей возможность для экономического и политического развития стран. У нас уже есть примеры Азербайджана, Грузии и Молдавии.
Директор института регионального развития ШГОП  Валихан Тулешов заметил, что после 2000-ых годов казахстанской элитой стал более четко осознаваться европейский путь развития и метафизически РК уже в Европе.
«ЕС меняет и свои подходы к региону. Права человека мало кого волнуют. Вспомните, когда Кемерон приезжал в Астану, первое, о чем он сказал, что ищет рынки сбыта. Ни о какой демократии никто вопрос не ставил. Поэтому в новом договоре о партнерстве и сотрудничестве с ЕС нужно убрать вопрос о правах человека», - выступил с довольно экстравагантным предложением Тулешов.
Эксперты в большинстве своем сошлись во мнении, что ориентация на ЕС для Казахстана самый перспективный путь развития, так как не подкрепленные ни экономическими возможностями, ни политической состоятельностью попытки Москвы воссоздать СССР уже никого не могут заинтересованность. В силу элементарной слабости России и общей усталости людей от идеологических штампов Владимира Путина на фоне усиливающегося влияния ЕС

Комментариев нет:

Отправить комментарий