воскресенье, 17 августа 2014 г.

Каюм Ортиков: “В Таштюрьме три-четыре трупа в неделю”

Хотите увидеть ад - побывайте в подвалах Таштюрьмы, послушайте крики жертв пыток, говорит в интервью Каюм Ортиков, бывший охранник британского посольства, узник узбекской тюрьмы.
 

Он - человек с железобетонной волей и принципами. В 2009-м его, бывшего военного и охранника посольства Великобритании в Узбекистане, бросили в тюрьму, обвинив в торговле людьми и шпионаже. 

Так власти Узбекистана умышленно портили отношения с Великобританией, пытаясь отомстить за осуждение Андижанских событий мая 2005 года, и доказать, что конфликт спровоцировали страны Запада. 

От Ортикова требовали дать показания на коллег, с которыми он стажировался в США, а также на охранников британского посольства. 

На нем испытали весь арсенал пыток: от повешения до поджигания. Дошли до такой степени бесчеловечности, что даже «лохмачи», пытавшие Каюма по приказу администрации Таштюрьмы, просили прекратить издевательства: они поняли, что скорее получат его труп, чем признание.

Жена Каюма – Мохира - не отчаялась и привлекла к спасению мужа не только британскую газету The Independent, но и правозащитников из Human Rights Watch и ООН. 

После освобождения в 2011 году Ортиков с семьей перебрались в Украину, а оттуда - в США. На новом месте супруги уже работают, а в свободное время помогают людям писать жалобы в ООН и ждут решения их жалобы в Комитете ООН по пыткам. 

О новой жизни в США и о старой в Узбекистане - Каюм Ортиков рассказал в интервью Uznews.net. 

- Как устроились в США?

К.О.: Мы приехали как беженцы и первые полгода всем обеспечены: нам выдали документы, страховки, устроили детей в школу, выдали деньги на продукты и предложили работу, исходя из уровня знания языка. 

Уже два месяца мы с женой трудимся в дистрибьюторской компании - я пакую ювелирные изделия и парфюмерию, а жена клеит ярлыки на очки и прочие товары. Дети ходят в летние лагеря, скоро начнется школа. Самое главное - мы здесь защищены законом.

- Каюм, что вы вспоминаете о Таштюрьме? Как вы думаете, после вашего признания о пытках там что-то поменялось?

К.О.: Там ничего не изменится ближайшие 10-15 лет! До тех пор, пока представители этой власти не сдохнут. Репрессии не идут на спад: за месяц только в Кашкадарье 70 человек посадили по статье «ваххабизм». Технология превращения людей в ваххабитов давно отработана. 

Пишут, что с 2008 года подвальные помещения в Таштюрьме ликвидированы. А я там находился в 2009-м, и меня пытали, поджигали, ошпаривали кипятком, орудовали электрошоком. Я до сих пор хожу два раза в неделю к психологу, в Украине два раза лечился в больнице. Врачи советуют мне не вспоминать пытки. Но ночью снятся кошмары: я один борюсь с моими палачами. 

- В Таштюрьме особой жестокостью отличались палачи Пантелей и Человечков. Они все еще там? Что их вынуждает пытать людей?

К.О.: Слабые люди очень быстро и дешево продаются. Палачи номер один и номер два по всей республике, они точно такие же заключенные, которые сидят за изнасилование и убийство. 

Пантелей и Человечков крепкие - как братья Кличко, за каждое признание эти лохмачи получают поблажки и деньги от тюремного начальства. Страшнее Пантелей – он с малолетки в тюрьме, ему дают сложные дела, например те, кто отказываются признаваться в ваххабизме и шпионаже. 

Семь месяцев меня пытали, пытаясь сделать из меня британского шпиона. Пять раз они убивали меня, но мне не суждено было умереть. Я видел, как мои соседи по камере не выдерживали пыток и оговаривали соседа или коллегу. А на следующий день они вскрывали вены, резали сонную артерию и заканчивали свою жизнь самоубийством. 

И сам пытался два раза покончить жизнь самоубийством. В итоге я не дал показаний. У узбекской власти не получилось организовать шпионский скандал в посольстве Великобритании и отомстить Лондону за осуждение Великобританией андижанских событий.

- Это обычная практика, когда служащих посольств стран Запада осуждают за шпионаж? 

К.О.: Под конец пыток у меня пытались выбить показания, что всю информацию из посольства я докладывал Эркину Мусаеву. Но я в жизни не видел этого человека и только недавно узнал кто такой Мусаев. Оказалось, что это бывший военный, работал в грантовой программе ООН. А после андижанских событий его посадили по сфабрикованным обвинениям на 20 лет. И он до сих пор сидит.

- Какой контингент в тюрьме?

К.О.: Тюрьмы в Узбекистане переполнены, в том числе и политзаключенными. Последние ведут себя очень аккуратно – они знают, что все время под контролем. 

Уголовники работают «ушами» СНБ и тюремного начальства. Каждого «политического» пасут три-четыре уголовника. Дал кому-то сигарету – пиши объяснительную, шаг влево – нарушение, что исключает возможность выйти под амнистию.

- Почему вас освободили, а не добавили срок, как всем остальным? Как вашей жене удалось добиться вашего освобождения? Есть ли у нее секреты освобождения политзаключенных?

Мохира Ортикова: Я сначала растерялась. Но когда узнала о пытках, поняла, что моего мужа никто кроме меня не спасет. Обратилась к правозащитникам «Эзгулика», написала жалобы и телеграммы на имя президента, генпрокурора и главы Верховного суда. 

Пошла на прием к послу Великобритании, умоляя вытащить Каюма. Но никакой реакции не было. А после публикации в интернете, они сами вызвали меня в посольство - они говорили о поиске лучшего варианта, который бы не навредил ни Каюму, ни посольству. Но после этого - опять молчание. 

Зашевелились британцы только после моей беседы с журналистами газеты «Индепендент», которые в статье прямо обвинили Великобританию в бездействии. Посол поговорил с министром внутренних дел Узбекистана, и через месяц мужа освободили. 

Не опускайте руки - в мире достаточно институтов, которые могут помочь.

- Вы будете подавать в суд на Узбекистан?

К.О.: В прошлом году мы подали жалобу в Комитет против пыток при ООН в Швейцарии. Мы указали в иске фамилии всех милиционеров и людей, которые нас пытали. 

Но я хочу выступить в суде ООН и спросить: почему власти в Узбекистане - такие звери и почему они пытают свой народ?
Каюм Ортиков
Узбекская власть заявила, что у меня нет никаких доказательств пыток. Что неудивительно: узбекская власть всегда отрицает пытки и еще ни разу не заплатила кому-то компенсацию. Акмаль Саидов - руководитель Национального центра по правам человека в Узбекистане – приедет в Женеву, и опять будет кричать, доказывая, что Таштюрьма – это санаторий. 

… После освобождения из тюрьмы, милиция поставила меня на учет по борьбе с терроризмом. Они мне угрожали, говорили, только пикнешь - и сразу пойдешь как террорист и получишь пожизненное заключение. 
Я говорил, что все забыл. Но я хочу выступить в суде ООН и спросить: почему власти в Узбекистане - такие звери и почему они пытают свой народ? 

И еще скажу, что если кто-то хочет посмотреть на ад – побывайте в подвалах Таштюрьмы и просто послушайте крики – где-то ноги перебивают, где-то вешают, где-то ломают ребра, кому-то досталось кипятком или иголки под ногти, а самое страшное, когда человека поджигают. 

Из Таштюрьмы каждую неделю вывозят три-четыре трупа. Я не говорю о тюрьме СНБ в Юнусабадском районе Ташкента. Там еще страшнее – при пытках присутствуют врачи: ты потерял сознание, а тебя откачали, водичкой полили, укол сделали и дальше поджигают или вешают.

- Каюм, чем будете заниматься дальше? О политике не думали? 

К.О.: Политика не для меня - я люблю свободу, хозяйство. Лучше фермером стану – от этого будет больше пользы, чем от политики (смеется). 

А если серьезно, то если терпим такое унижение и пытки – значит, мы заслуживаем эту власть. У нас нет сплоченности. Даже узбеки, которые живут за границей, не могут собраться вместе - все подозревают друг друга в чем-то. Мол, он выехал, но все еще человек СНБ. Я не выдержу политики – да и нервы слабые. Буду занимать образованием детей: хочу, чтобы они стали дипломатами и боролись за права бедных людей.

Uznews.net

Комментариев нет:

Отправить комментарий