вторник, 19 февраля 2013 г.

«Люди готовы умереть в самолете»


Заявление от имени Айгуль Бейсенбаевой опубликовано 4 февраля на блоге министра транспорта и коммуникаций Казахстана. Как утверждает бортпроводница, в авиакомпании не соблюдаются ни трудовое законодательство, ни должностные инструкции. В результате сотрудники теряют здоровье, а пассажиры подвергаются опасности.

«Я работаю бортпроводником в АО «Авиакомпания «SCAT» с 2001 г., — пишет Айгуль. — Дело в том, что за последний год я не раз подвергалась незаконным действиям со стороны работодателя».

Далее автор письма приводит несколько случаев, когда, по ее мнению, нарушались правила работы. «25.11.12г. в 12 часов я прилетела с рейса, рабочее время в котором составило 19 часов, что уже является нарушением, т.к. максимальная продолжительность рабочего времени 13 часов. Утром следующего дня в 06.05. при прохождении медконтроля я сообщила медику, что на данный момент время моего отдыха и бортпроводника Денисенко О. не вышло и, с учетом предстоящего полета, рабочее время в котором составляет более 14 часов, у нас есть основания считать, что мы будем испытывать утомление.

Меня планировали в наряд с нарушениями неоднократно 18.08.-19.08., 28.08—30.08., 17.11.-19.11., я сообщала об этом планировщику предварительно, но меня игнорировали, заставляли обманывать врача на медстарте и выполнять рейс вопреки Правилам. Все рейсы выполняются нами в минимальном составе. Мои действия полностью соответствуют Правилам организации рабочего времени и отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской и экспериментальной авиации РК, в то время как действия эксплуатанта не соответствуют им и нарушают пункты 5, 8, 10, 11, 14, 15, 22, 34, 59, 60, 62.

После того, как медик меня отстранил от полета на законном основании, с меня потребовали написания объяснительной, на что я ответила, что все мои объяснения давно опубликованы в Правилах. В таких ситуациях обычно объяснения дает планировщик, который не предусмотрел резерв. Бортпроводник, который полетел вместо меня, плохо себя чувствовал, после рейса он попал в больницу с приступом панкреатита. Мне вменили в вину его болезнь, отсутствие резерва и возможную задержку рейса. По непонятным мне причинам, Денисенко О. была допущена медиком к полету после моего ухода».

Как утверждает бортпроводница, в авиакомпании доходит до трагедий. «Весной в нашей компании... умер молодой командир Селюшков А. прямо в аэропорту. Он плохо себя чувствовал, но боялся отказаться, летал и умер».

«Также нам практически никогда не оплачиваются командировочные расходы за границей, — продолжает она. — Мы с 2009 г. базируемся летом в Анталии, за это время никому не заплатили ни копейки командировочных расходов, экипаж там работает за еду и крышу».

Судя по письму, у Айгуль Бейсенбаевой есть товарка по несчастью: «Летом этого года бортпроводник Алданова А. после нескольких суток полетов без должного отдыха почувствовала себя плохо, падала в обморок, позвонила планировщику с просьбой заменить ее. Конечно, ее не заменили. Девочке по прилету с одного рейса сказали лететь дальше вместо самолета, который сломался в другом городе, так как ее рабочее время вышло, она пошла домой. Ее правомерный поступок вызвал осуждение в офисе. Через несколько дней Алданова А. уволилась по собственному желанию. В службе всем сотрудникам объявили, что ее уволили.

Комитет Гражданской авиации должен быть уведомлен обо всех случаях продления рабочего времени, но все эти случаи скрываются, правда, не очень уж тщательно. При желании любой проверяющий может проследить, что один и тот же экипаж в день летает по двум-трем заданиям на полет».

Страдают и беременные сотрудницы. «Бортпроводникам, уходящим в декрет должна предоставляться другая работа, исключающая воздействия вредных факторов, с сохранением среднемесячной зарплаты по прежней работе. Ни один бортпроводник в декрете не получил такой работы, всех заставляли выбрать отпускные дни, затем — без содержания. На любые вопросы, неудобные для руководства, мы получаем один ответ: не нравится — увольняйтесь!».

Нарушаются и другие пункты правил. По утверждению Бейсенбаевой, «16.11.2012г. рейсы 725, 765 выполнял бортпроводник Шапарев В., не имея допуска в свидетельстве бортпроводника на ВС ЯК-42. Я проверила его документы перед вылетом, в службу сообщила об обнаруженном грубейшем нарушении, мне приказали выполнить рейс, т.к. нет резерва и его менять не будут. Сам Шапарев неоднократно ставил в известность планировщика, что у него нет допуска. Мне известно, что таким же образом работает и бортпроводник Яценко, не имея допуска на ЯК-42».

В ответ на «правдолюбство» сотруднице, по ее словам, создали невыносимые условия на работе. «Меня намеренно ставили в наряд на рейсы с переработкой без соблюдения межполетного отдыха. Меня приводят другим бортпроводникам в качестве примера всесильности работодателя и бессилия законов, люди готовы умереть в самолете, но никто больше не заикнется о своих правах».

В результате «жалобщицу» уволили: «Сейчас директор летной службы проводит индивидуальные беседы с командирами, собирает подписи задним числом (под угрозой их увольнения) об отказе работать со мной, чтобы оправдать мое незаконное увольнение. Учитывая, что столько лет допускались нарушения, за которые работодатель не нес ответственности и уверовал в свою неуязвимость, сотрудники боятся вступаться и не верят в торжество закона. На словах мне передали, что «добиться справедливости не получится, а шеф всех отмажет». Я все же надеюсь, что справедливость есть и в своей стране я могу рассчитывать на защиту своих законных прав».

В «законные права» Бейсенбаева включила признание увольнение незаконным, восстановление в должности бортпроводника-инструктора и выплату разницу в окладе с момента незаконного понижения в должности.

В своем письме министру бортпроводница требует «обеспечить соблюдение трудового законодательства в авиакомпании, т.к. это все может стать предпосылкой к авиакатострофе». Причем, заметим,  это не первое ее обращение к министру. Первое было отправлено и зарегистрировано на сайте под №179062  14 декабря 2012 года — то есть еще ДО падения самолета в алматинском аэропорту.

Как уверена автор, к министру письмо не поступило, в связи с чем она пишет:

«Трагедия, произошедшая 29 января, была закономерна. Надеюсь, Вы положите конец беззаконию и людей не будут увольнять за то, что они беспокоятся о безопасности своей и пассажиров... 27 октября при заходе на посадку на Хайнане мы тоже были на волосок от смерти. Можете найти отзывы в интернете. Летчиков за этот рейс премировали, но они никогда не скажут за что (бортпроводников не посчитали нужным даже поблагодарить).

Экипажи в SCAT работают без резерва. Все задержки по любой причине — это проблемы только экипажа. Просидев на запасном целый день в холодном самолете, мы должны выполнить все запланированные рейсы, даже если это займет сутки и более. И так, пока не «догоним расписание». Гостиницу вне базовых аэропортов не предоставляют ни экипажам, ни пассажирам. За то, что не вылетают при первой же возможности, экипажи наказываются.

Все проверяющие, которые бывали в «Скате», либо не знают, на предмет чего они проверяют, либо просто от природы нелюбопытны, поэтому никаких нарушений не видят. Надеюсь, что Вы разберетесь в этом вопросе».

Мы со своей стороны тоже посмотрим, что ответит на это министр Аскар Жумагалиев.

Источник: Блог министра транспорта и коммуникаций

Комментариев нет:

Отправить комментарий