среда, 27 февраля 2013 г.

Власти срывают общенациональный референдум?


Акорда наносит точечные удары практически по всем вопросам, выставленным на всенародное обсуждение


Как и предполагалось, власти Казахстана стали наносить превентивные удары по отдельным вопросам, которые общественность страны предполагала вынести на всенародное обсуждение на референдуме. Говорит ли это о том, что режим вдруг решил добавить ложку демократии в бочку авторитаризма?


Один маленький вассал…
Напомним, в сентябре прошлого года общественные и политические деятели страны выступили с инициативой проведения всенародного референдума, на повестку дня которого должны были быть вынесены три главных вопроса: выход из Таможенного союза и Единого экономического пространства (ЕЭП), введение выборности акимов всех уровней и национализация ряда крупных предприятий Казахстана. Эта инициатива вызвала неподдельный интерес в обществе, а ее бурное обсуждение привело к некоторым уточнениям повестки дня и добавлению другого важного момента – запрещения строительства в стране банка ядерного топлива (БЯТ).

Члены оргкомитета не раз заявляли, что власти республики предпримут все, чтобы не дать общественности провести намеченное событие. При этом они предполагали, что «палки в колеса» будут вставляться на всех этапах подготовки к референдуму, начиная от запугивания активистов и заканчивая идеологическими ударами. Что как раз сейчас и происходит.

Так, в своем послании народу Казахстана президент Нурсултан Назарбаев вдруг заговорил о необходимости введения института выборности акимов, а начинать, мол, нужно с сел и аулов. Буквально сегодня прошло сообщение о том, что такие «выборы» состоятся уже в августе 2013 года. Таким образом, власть хочет показать, что она уже предпринимает шаги в данном направлении, и один из предполагаемых пунктов референдума теряет актуальность. Впрочем, это больше похоже на то, как голому человеку предлагают для начала поносить носки, а об остальной одежде, мол, потом поговорим-обсудим.

Ой, землетрясения!
Вопрос о строительстве БЯТ также сейчас, что называется, в процессе дезавуирования. Как известно, «атомную мусорку» хотели построить в и без того самом проблемном с экологической точки зрения регионе – Усть-Каменогорске. Причем в правительстве об этом говорили чуть ли не как о свершившемся факте. И вот на днях все «обломал» рядовой госслужащий в ранге директора областного (ВКО) центра экологической безопасности Геннадий Корешков.

Как сообщает КазТАГ, г-н Корешков в минувший понедельник заявил буквально следующее:

– Банка ядерного топлива в Усть-Каменогорске не будет. По международным стандартам создание такого банка запрещено в сейсмически неустойчивых регионах, а Восточный Казахстан относится именно к таким.

Кроме сейсмической опасности (странно, что о ней раньше не вспоминали), он назвал и другую причину отказа от затеи: руководство Ульбинского металлургического завода (УМЗ) взяло и не захотело расширять складские помещения для низкообогащенного урана. Отметим, что еще полгода назад УМЗ презентовал проект МАГАТЭ по размещению на территории завода хранилища на 60 тонн гексафторида урана для снабжения ядерным топливом стран, желающих развивать атомную энергетику. При этом проект вызвал резкую негативную реакцию местного населения. Впрочем, как говорят скептики, это еще не означает, что правительство страны отказалось от БЯТа целиком и полностью…

То ли еще будет…
Таким образом, с двумя из четырех вопросов референдума акординские режиссеры разобрались. А что с оставшимися? Здесь слишком открыто власти действовать не могут. Поэтому заходят, что называется, издалека. Так, практически сразу после того, как поднялся шум вокруг инициативы проведения всенародного опроса, вдруг проснулись отдельные депутаты, не побоявшись выступить с громкими заявлениями. Например, сенатор Гани Касымов и некоторые его коллеги по верхней палате парламента взяли и заявили о потерях, которые понесет Казахстан при существующих условиях вступления в ЕЭП. Потом казахстанская делегация даже сделала несколько заявлений, которые были восприняты Москвой как тормоз в наметившихся мероприятиях по «имперским замашкам». Но в вопросе ТС и «возрождения СССР» еще много моментов, которые просто так рядовыми заявлениями не обойдешь. Поэтому думается, что Астана еще предпримет некоторые шаги для дезавуирования соответствующего пункта в предполагаемом референдуме.

Остается только национализация. Здесь дела (для руководства страны) обстоят еще сложнее – хотя бы потому, что этот термин у многих является чуть ли не синонимом более крамольного слова – «революция». Более того, одного желания в данном случае мало: ведь то, что было отдано (продано, подарено, передано в аренду) в лихие 90-ые, сейчас вернуть одним решением президента трудновато. И дело не в самом лидере нации, а в том, что за эти полтора десятка лет произошло вокруг больших компаний, приносящих миллиардные прибыли.

Впрочем, и здесь можно найти выход из ситуации. Допустим, «вывести на чистую воду» какую-нибудь корпорацию, которая ранее считалась неприкасаемой. Ну, скажем, не совсем на чистую, но так, чтобы народонаселение воскликнуло: «Молодец президент!» В качестве реальных претендентов на «заклание», по некоторым данным и логическим выводам, может стать «Казахмыс». А может, и еще кто-то…

Таким образом, власти выбивают из рук оппозиции главные козыри, заменяя их (по праву крупье) на «крапленые» карты. Впрочем, инициаторов референдума это не останавливает, а наоборот – вдохновляет. «Значит, мы на правильном пути!» – говорят они.

Nuradam.kz

Комментариев нет:

Отправить комментарий