вторник, 26 февраля 2013 г.

В Казахстане будет «теневой президент»?


Рекомендации зарубежных аналитиков властям РК

Общая ситуация в Казахстане в минувшем году дошла до критической, свалившиеся проблемы требуют неотложных решений, но система растеряна.
В этой ситуации, говорят, президент Назарбаев намерен дистанцироваться от острых процессов, но предоставив при этом неофициально большие полномочия некой фигуре, не связанной ни с кем обязательствами и свободной от влияния внутренних и внешних сил. То есть в стране появится «теневой президент», у которого будут развязаны руки, чтобы настоящий мог принимать верные решения?


Что это за фигура, в каком статусе она примет поручения от президента, и не является ли выход нового игрока на высоком уровне началом операции «Преемник» в Казахстане – об этом источники умалчивают. Но в том, что господство клановой власти в РК задушило государственную власть и таким образом сформировался замкнутый круг коррупции на высшем уровне, сомнений ни у кого нет.

Что делать?
Что делать – с этим вопросом новая администрация президента РК обратилась к авторитетным зарубежным исследовательским центрам, чтобы приступить к серьезной реконструкции системы управления страной. Вот какие выводы и рекомендации она получила от нескольких центров, в сокращении:

1. Страной фактически правят несколько крупных группировок, сформированных по родоплеменным принципам, а также ряд ФПГ, сверху которых восседают лидеры кланов из числа чиновников и олигархов.

На местах фактически сформировался сепаратизм: каждый клан использует власть в своих интересах, создавая при этом опору в местных неформальных группах, связав их общим бизнесом и особыми поручениями. В регионах устанавливаются собственные порядки, бюджетные средства и доходы распределяются по усмотрению лидеров клана, а государственные задачи остаются неприоритетными.

В связи с этим казахстанским властям рекомендуется изменить публичную политику, в качестве «гласности» представлять обществу разоблачения ФПГ, злостно пользующихся незаконными преференциями и протекцией чиновников, депутатов, судей и прочих уполномоченных лиц. Для нейтрализации влияния местных кланов на власть предлагается лидеров родоплеменных групп вписывать в политическую систему, то есть легализовать их влияние и тем самым контролировать.

2. Центр должен пойти на жесткие меры по уничтожению кланов во власти и отстранению их лидеров от ключевых постов. (Сегодня к таким лидерам кланов во власти относятся Имангали Тасмагамбетов, Умирзак Шукеев, Нуртай Абыкаев, Аслан Мусин, Ахметжан Есимов – прим. a`).

3. Для минимизации давления клановых сообществ на местные органы власти необходимо провести административно-территориальные изменения с целью разрушения прочно сложившегося влияния некоторых кланов в сфере торговли, транспортных перевозок, сельского хозяйства и других. Например, чтобы освободить наиболее угнетенные районы Алматинской области от влияния одного клана (Болата Назарбаева – прим. a`), предлагается перенести административную принадлежность этих районов из Алматинской в Талдыкорганскую область, а также пересмотреть статус бюджетного финансирования Шымкента и Кызылорды, тем самым лишая южные группировки во власти возможности «пилить бюджет».

Особое внимание аналитиков обращается на Актюбинскую область, где наблюдаются резкие антиправительственные настроения, причем не среди простого населения, а в областной элите. Рекомендовано тщательно проанализировать программу бюджетного финансирования области, особенно в части тех проектов, за которыми стоят представители крупных родовых кланов.

4. В РК назрела острая необходимость в проведении кардинальной реформы в органах нацбезопасности и правопорядка, подумать о целесообразности финансовой полиции (АБЭКП). Провести перераспределение функций между структурами силового блока, а также резко сократить кадры в высших и средних звеньях, где особо процветают коррупция и злоупотребления. За произвол на службе жестко наказывать.

5. Пресечь катастрофическое падение авторитета казахстанских судов. Для этого ввести систему выборности судей на специальных комиссиях при маслихатах и под надзором СМИ.

Реальные угрозы
Из записки: «…сегодня как никогда высоки риски возобновления в Казахстане практики политических убийств с целью дестабилизации обстановки. Есть также опасения, что количество различного рода провокаций и даже терактов резко возрастет, службам реагирования следует усилить проработку сценариев по предотвращению диверсий и акций открытого и скрытого саботажа (искусственно вызванные сели, лавины, подрывы мостов, других объектов, а также коммуникационные диверсии и прочее)».

Из записки: «…в рамках проектов по ресоветизации региона ЦА могут возникнуть очаги экономических войн, когда с прилавков магазинов совершенно немотивированно исчезнут продукты питания и товары первой необходимости, станет практически недоступной медицинская помощь, произойдет резкое повышение цен на сигареты, алкоголь путем сговора. Криминалитет постепенно утратит свое влияние, не выдержав наступления организаций экстремистского толка, получающих все большую поддержку в тюрьмах Казахстана. Доходы за счет продажи контрафактной продукции могут быть использованы для финансирования сомнительных политических проектов с националистическим и экстремистским подтекстом. В регионе развернется открытое противостояние группировок основных геополитических игроков за влияние на рынке наркоторговли, незаконном рынке оружия и иного контрафакта».

Из записки: «В Казахстан завезено около 5 000 единиц автоматического оружия из соседнего Кыргызстана, которое ранее контролировалось специальными войсками бывшего президента этой страны. Это оружие распределяется между несколькими группировками и не вывозится за пределы Алматинской области.

Очевидно, что в стране проводится большая диверсионная работа: не только оружие завозится, в пограничных войсках и таможенных органах РК происходит целенаправленная и кем-то контролируемая деморализация личного состава.

Поступают вести, что представителями иностранных инвесторов в Казахстане рассматривался вопрос оптимизации своих предприятий с целью их дальнейшего закрытия. Если это действительно так, то отток инвестиций неизбежно повлечет за собой неконтролируемые процессы внутренней миграции, что негативно отразится в целом на инфраструктуре областных центров, малых и больших городов. Европейские инвесторы резко теряют интерес к экономике Казахстана».

Аналитическая служба nuradam.kz

Комментариев нет:

Отправить комментарий