вторник, 12 февраля 2013 г.

Программа по импорту болезней


Грандиозным скандалом обернулась программа по завозу в Казахстан дорогостоящего крупного рогатого скота. Импортные коровы оказались заражены диковинной болезнью. И мы наращивали их завоз как раз в самый опасный период.

Стремясь стать экспортером говядины, наша страна принялась усиленно закупать породистый скот из-за границы. Только за прошлый год к нам «иммигрировали» почти 18 тысяч голов КРС из США, Австрии, Канады, Австралии, Чехии, Ирландии, России и Дании.
И хотя многие специалисты жестко критиковали эту программу, отмечая, что забугорные коровы не приспособлены ни к нашим условиям, ни к кормам, ни к уходу, темпы завоза только наращивались. Тем более что деньги из госбюджета требовали освоения.
В погоне за количеством импортных буренок, как всегда, позабыли про элементарные требования безопасности.  Ветеринарный контроль забил тревогу, поскольку все чаще у коров-иностранцев стали выявлять заболевания.
«В настоящее время эпизоотическая ситуация по болезни Шмалленберга в странах Европы остается напряженной. Болезнь недостаточно изучена, риск ее заноса и распространения в Казахстан — значительный в связи с  поставками живых животных из пораженных стран», — заявил в декабре прошлого года председатель комитета ветеринарного контроля и надзора Нигмат Жакупбаев.
Вот эта самая болезнь Шмалленберга и оказалась у 722 голов крупного рогатого скота, завезенного в Северо-Казахстанскую область в прошлом сентябре не откуда-нибудь, а из Австрии – страны, казалось бы, благополучной во всех отношениях, в том числе сельскохозяйственном.
Фермеры до последнего пытались отстоять дорогущих элитных коров, ссылаясь на заключения экспертов о том, что все в порядке. Но минсельхоз был неумолим – коровы серьезно больны, и их следует пустить под нож.
Болезнь Шмалленберга была впервые выявлена в Германии в 2011 году. В 2012 году ее обнаружили в Великобритании. Потом вирус пошел гулять по Европе – Франция, Бельгия, Швеция, Нидерланды.
Теперь встал вопрос возмещения ущерба. Чиновники обвиняют в халатности австрийскую сторону. «Животные к нам пришли в сентябре, а вы знаете, по отчету, который был представлен австрийской стороной, после нашего запроса, который мы получили в начале февраля этого года, выясняется, что уже в июле, в августе 90% всего поголовья Австрии болело Шмалленбергом. Таким образом, когда формировалась поставка скота в Казахстан, ветеринарные службы Австрии уже знали о том, что почти все поголовье Австрии заражено вирусом Шмалленберга», — заявила  вице-министр сельского хозяйства Гульмира Исаева.
Разбирательство уже приняло европейский оборот. «Мы выступили на конференции перед странами Евросоюза и в открытую заявили, что на сегодня Казахстан закрывает поставки скота из всех стран Европы только потому, что австрийская служба никоим образом не реагирует на наши запросы, касающиеся вопросов благополучия здоровья  животных, завезенных из Австрии», — сказала г-жа Исаева.
К австрийцам, безусловно, есть вопросы. Но это не снимает вопросов и к отечественным чиновникам. Почему в период разгула опасного вируса Казахстан не прекратил завозить коров, да еще из европейских стран? Соседняя Россия, которая вместе с нами входит в Таможенный союз, стала вводить ограничения еще с января прошлого года, причем не только на ввоз, но и на транзит скота и генетического материала. Уже тогда специалистам стало понятно, что ситуация становится  неконтролируемой.
Причем ветеринарные службы даже развитых стран оказались неспособны что-либо противопоставить новому вирусу. Так что все заявления нашего минсельхоза напоминают сотрясание воздуха и, по большому счету, бесполезны – ждать возмещения ущерба от австрийцев не приходится.
Сейчас нужно хотя бы не допустить новых убытков и действовать, начиная с запрета на ввоз европейского скота и заканчивая сворачиванием самой этой программы. Не лучше ли потратить деньги на инвестиции в отечественное племенное животноводство?

Вместе.кз

Комментариев нет:

Отправить комментарий