Фундаментальный вопрос в Казахстане – это всегда вопрос о власти. И поскольку на него до сих пор нет фундаментального ответа, все психологически (а кому есть что терять, то и логистически) готовятся к большим разборкам. Только если диадохи (полководцы) Александра Македонского боролись за раздел территориальных сфер влияния, то элитарии эпохи Нурсултана Назарбаева в фокусе внимания держат миллиарды долларов.
Территории тоже никто не списывает со счетов, поскольку они всегда наполнены какими-нибудь материальными активами. В Казахстане только люди никого не интересуют и рассматриваются а качестве неизбежной нагрузки к таблице Менделеева или зерновому клину.
Очевидно, что никакого легитимного в глазах элиты наследника престола Нурсултан Назарбаев не воспитал. А тот, кто формально является прямым правителем или регентом, может с огромной долей вероятности разделить судьбу Пердикки, который несмотря на энергичность, отвагу и ум после смерти Александра Македонского не дожил до окончания даже первой войны диадохов, а впереди было еще три (если Вавилонскую войну рассматривать отдельно).
На народ в Казахстане давно положен массивный «болт» и властно-финансовые разборки проходят сугубо в истеблишменте. Но это вовсе не означает, что в какой-то момент местные «диадохи» не начнут апеллировать к населению на основе политических, этнических, языковых, поселенческих, социальных, религиозных или каких-либо других мобилизующих признаков. В качестве ресурса борьбы за власть народ отменить совершенно невозможно.
Тот факт, что сегодня население республики отчуждено от органов государственного управления и политической жизни страны, не означает отсутствия мобилизационного потенциала как такового. Достаточно вспомнить историю с Демократическим выбором Казахстана в 2001 году, когда казалось, что на зачищенном после изгнания Акежана Кажегельдина политическом поле уже ничто не может дернуться. А потом мятежные олигархи запросто собрали и митинг более чем в три тысячи человек и полное здание цирка всевозможных делегатов от региона.
Заботами нынешней власти сделано так, что огромная масса населения в Казахстане является бедной. Ну а когда людям нечего терять (ни работы, ни зарплаты, ни крыши над головой), тогда и денег требуется гораздо меньше, чтобы активизировать их для какой-нибудь акции. Если финансирование при грамотном (или хотя бы приемлемом) организационном ресурсе продолжать, то акции уже сложатся в процесс. Политический процесс. Деньги здесь выступают в качестве магнита, к которому прилипают металлические «опилки» в виде людей. А денег у местных «диадохов» столько, что любой Ротшильд или Рокфеллер счел бы за честь обладать такими капиталами.
В 2002 году Нурсултан Назарбаев без особых проблем распаковал по тюрьмам людей вроде Мухтара Аблязова и Галымжана Жакиянова, отколол от них вчерашних союзников в специально для этого созданную партию «Ак жол», отобрал собственность, до которой смогла дотянуться казахстанская юрисдикция. Но сейчас-то мы рассматриваем сценарий, в котором президента Назарбаева уже не будет как действующего главы государства. Хотя бы в силу биологических причин. И вот тут войны «диадохов» могут принять совершенно непредсказуемый характер.
Многие успокаивают людей, которым есть что терять, сценариями а-ля Туркменистан и а-ля Кыргызстан. Аналогии здесь неуместны. Туркменское пластичное население – это вообще феномен и здесь даже этнографы ничего объяснить не могут. Как народ, который наводил ужас на Персию, отчаянно сопротивлялся царским войскам еще во второй половине XIX века, до 30-ых годов XX века сопротивлялся большевикам, в конце XX века вдруг превратился в безответное быдло. Ну а Кыргызстан после Второй тюльпановой революции 2010 года – это то же самое возрождение басмачества, только в реалиях XXI века. К тому же кыргызский беспредел пока еще носит локальный характер, поскольку «подпирается» внешними границами Казахстана, Китая, Узбекистана и горным рельефом на рубежах с Таджикистаном.
С точки зрения вероятной войны «диадохов» в Казахстане гораздо больше аналогий можно найти на примере гражданской войны в Таджикистане. Сложившийся при советской власти алгоритм «Ленинабад управляет, Куляб охраняет, Курган-Тюбе работает, а Бадахшан поет» разрушился и региональные бароны начали кровавые разборки. Сразу появились заинтересованные игроки в лице США, России, Ирана, Узбекистана, таджикских группировок северного Афганистана. Казахстан тогда тоже приложил свою долю усилий для нормализации ситуации.
Вот только в случае с Казахстаном ставки на порядок выше, чем с Таджикистаном начала 90-ых годов. Сам размер девятого по площади государства планеты, близость к стратегически важным районам России и Китая, космодром Байконур, нефтяные ресурсы, запасы природного урана, широкий выход на акваторию Каспия и многое-многое другое, что держит на нерве массу внешних региональных и глобальных игроков. Эксцессы при смене власти в Казахстане – это не только и не столько вопрос погрома торговых центров и коттеджных городков в Астане и Алматы. Здесь уже уровень геополитики и геоэкономики. Хотя какие-нибудь рядовые сепаратисты в западном регионе могут видеть только узкий сектор картины, реально они вплетены во все гигантское полотно.
Система власти в Казахстане выстроена таким образом, что практически все нити управления сосредоточены у одного лица – Нурсултана Назарбаева. Даже не у института президента как такового. В этом отношении ему не могут составить конкуренцию ни Владимир Путин, ни Ангела Меркель, ни Барак Обама, ни Си Цзиньпин. Все перечисленные лидеры своих государств располагают лишь частью, хоть и значительной, различных полномочий и вынуждены делить их с парламентами, партиями, «орденами» силовиков, финансовой олигархией, масонами. Президент Назарбаев тоже не абсолютный монарх и вынужден учитывать интересы различных элитарных камарилий, однако по сравнению с лидерами России, Германии, США и Китая он однозначно более самостоятельный и полномочный по широчайшему кругу вопросов.
На этой почве на Нурсултана Назарбаева никто не может однозначно надавить и заставить определиться с вопросом преемственности власти. Сам он либо хочет править до последнего вздоха, либо действительно не может определиться с достойным преемником. Ведь даже самому продвинутому «болашаковцу» не вставишь свои мозги, социальный, жизненный и политический опыт.
Сегодня президент Назарбаев собирает разносортицу управленческих кадров у себя в Акорде. Здесь и старая гвардия (уже изрядно потрепанная различными вестниками «старушки с косой») и представители власти на пару поколений моложе, которым в силу возраста однозначно придется вступить в постназарбаевскую эпоху. Чиновники отличаются не только возрастом, но и местами происхождения, родовой, клановой принадлежностью, уровнем и философией образования, политической и даже сексуальной ориентацией, отношением к религии и пониманием роли и обязанностей государства, геополитическими предпочтениями.
Пока все это играет в плюс правлению Нурсултана Назарбаева, но если его вытащить из наблюдаемой сегодня модели, то запросто может получиться, что те же самые слагаемые сыграют на усиление потенциальных войн «диадохов». Слишком много в Степи высоколиквидных призов, от мании обладания которыми запросто сорвет «башню» даже у простого человека. А на властном олимпе люди не простые – все как на подбор любят власть и богатство. Собственно, поэтому они все и собрались в одном месте.
А есть еще «диадохи» в изгнании. Мухтара Аблязова, Рахата Алиева, Виктора Храпунова никто из потенциальных преемников Нурсултана Назарбаева не ждет не то что с распростертыми объятиями, а вообще. Такие кадры как Храпунов находятся в первой десятке запроса на экстрадицию вместе с наворованными в Казахстане активами. Как результат, они продолжат свою работу в том направлении, чтобы никакой преемственности власти в стране не получилось, а гипотетическая война диадохов пошла в режиме на уничтожение. В этом случае, даже если не удастся на белом коне вернуться в Казахстан, то до старых воров у новых правителей страны на первых порах руки точно не дойдут. Ну им бы день простоять, да ночь в своих шато продержаться.
Свою природу не переделаешь, но можно создать какие-то механизмы компенсации и подстелить соломку в места вероятных падений. На этой почве с одной стороны Нурсултаном Назарбаевым создаются структуры вроде министерства регионального развития, чтобы в присмотре за региональными баронами появились действенные рычаги не только собственно у президента. А с другой стороны продолжается движение по пути Евразийского экономического союза, чтобы Казахстан получил дополнительный внешний каркас и война «диадохов» не разорвала бы его на части.
Комментариев нет:
Отправить комментарий