четверг, 4 апреля 2013 г.

Кубатбек Байболов, экс-генпрокурор: "Если бы не моя твердая позиция, мы были бы на поминках Атамбаева..."


И вновь этот политик вышел с сенсационными заявлениями

- Кубат Калбекович, давайте начнем разговор с приговора суда в отношении трех депутатов.

 - Осведомленные люди знали, что это судебное дело этим и закончится. К примеру, я знал. Потому что побывавшие в политике люди знают друг друга как членов своей семьи. Чувствуем, чего человек хочет, по его поведению и словам. Поэтому такой приговор не был для меня сюрпризом. Трем депутатам и их приближенным выдвинули обвинения по двум тяжким статьям. За захват и удержание власти и за призыв к изменению конституционного строя. Минимальный срок наказания - 12 лет. А суд приговорил к 1,5 годам. Конечно, есть норма "ниже низшего предела", но на практике не было восьмикратного сокращения срока.

 - Приговор был законным?

 - Закон есть закон. Его нужно четко соблюдать. Честно говоря, это решение суда нельзя назвать законным. Не только юристы, но и простые граждане понимают, что приговор был вынесен в политическом русле. По-моему, им не удалось аргументировать предъявленные обвинения. Но им пришлось осудить. Если бы их освободили, то через полгода к ответственности привлекли бы судью, прокурора, следователей, причастных к этому делу. Поэтому решили как-нибудь "осудить". Мы не смогли избавиться от зависимости судей. Досадно, если раньше к приговору были причастны президент и его администрация, то сейчас к ним присоединились 120 депутатов. Это ни к чему хорошему не приведет.

 - Если кого-то не посадят, то политика не будет развиваться...

- Развитие политики происходит волнами. Руководство хотело растоптать определенную часть коррупционеров, связав это с "борьбой против коррупции". Но безрезультатно. Борьба с коррупцией не ограничивается арестами. Для этого нужна реформа, равнозначное отношение ко всем и добросовестность борцов. Когда власти искали кандидатов из высокопоставленных чиновников, трое депутатов сами попались на удочку. К примеру, конь лягает волка, корова бодает, а бедная овечка вынуждена подставить шею. Эти сами попались.

 - Власть во главе с президентом лукавит и говорит: "Мы не будем вмешиваться в решение суда".

- Это просто слова. Даже сейчас игнорируется закон. Если трех депутатов действительно обвинить в попытке захвата власти (!), то было бы резонно дать юридическую оценку предыдущим подобным событиям. К примеру, события 17 июня 2005 года. Тогда желающие переворота добрались до 7-этажа белого дома. Почему новая власть не рассматривала это дело? А как на счет второй попытки переворота со стороны Барыктабасова? Почему дело замяли, обвинив его в "незаконном хранении оружия?"

- Может, у вас предостаточно информации по этому делу, поделитесь?

- Есть небольшая информация по Барыктабасову. Если в той попытке захвата власти я бы не придерживался твердой позиции, то сейчас бы мы были на поминках Атамбаева. Потому что тогда планировали захватить власть и убить Атамбаева. Тогда я был главой МВД и не понимал одного, почему свыше я получил приказ пропустить сторонников Барыктабасова на площадь. Недавно узнал ответ. Оказывается, большая часть тогдашнего руководства собиралась участвовать в перевороте. О других еще скажут, но один из близких родственников Отунбаевой согласовал с Барыктабасовым кадровую расстановку. Договорились: "Атамбаеву предложим должность спикера, не согласится - уберем".

- Значит, вам поступил приказ от председательницы ВП?

- На меня оказали давление: "Нечего бояться, не перекрывай и не трогай их". Но я ослушался, сначала пытался остановить на Бооме, но из-за давления свыше не смог этого сделать, остановили возле Киршелка. Операцию возглавлял я. У меня появляется вопрос, почему тем событиям не дали такую же оценку как по делу трех депутатов? Из-за такого искажения законов появляется недовольство народа. Люди недовольны и тем, что солдаты Акаева, головорезы Бакиева (следователи, руководители отделов, прокуроры) остаются безнаказанными. Если бы была справедливая власть, хотя бы одного можно было привлечь к ответственности? А почувствовав безнаказанность, "солдаты" распоясались. Не удивлюсь, если и при следующей власти они найдут себе место.

- Вы тоже считаете, что революция не достигла своих целей?

- Может в фильмах революция кажется такой красочной, на деле после нее остаются лишь слезы, горе, потери. В истории человечества к позитивным переменам привели лишь две революции - в Америке и в Восточной Европе. А если верить словам современников Великой Французской революции, то Париж был окровавлен. Поэтому опасно идеализировать революцию, хвалить революционеров и дарить им квартиры. Все должно быть в меру. Нужно деликатно относиться к этому. Кто гарантирует, что завтра не появятся другие революционеры? Это, во-первых. Во-вторых, революция должна быть направлена на позитивные перемены. А наша революция сопровождалась политическим эгоизмом, поэтому мы оказались в таком положении. Рядовые герои революции остались в стороне.

- Почему вы не раскрыли многих тайн, да и ушли из политики?

- Можно было бы вмешаться, если бы политика направлялась в сторону очищения. Раньше наша политика была грязной, теперь она напоминает помои. Во-вторых, я в очередной раз ошибся, поверив, что пришла добросовестная власть. Я наступил на хвост дракона, когда пытался выяснить судьбу денег, украденных из банковских ячеек. Как вы сами видели, на меня набросились, как во времена Бакиева. Меня удивляет, что никто не говорит власти: "Вы неправильно поступаете". А без поддержки бессмысленно что-то кричать. Поэтому сейчас оппозиция не столь сильна. Народ хочет справедливости, но не хочет сделать для этого шаг. В-третьих, сколько лет я боролся с силами, которые хотели захватить власть. Если я расскажу о недостатках нынешней власти, то получится, что помогу тем силам. Поэтому для меня пока выгоднее, чтобы нынешние представители власти оставались на своих местах. Потому что нынешние стремящиеся к власти люди - "хищники".

- А ведь пришедшая после революции власть тоже нас не порадовала. К примеру, Конституция оказалась непригодной.

- Конечно, в Конституции есть недостатки. Я говорил Текебаеву в 2010 году, что сложится такая ситуация, как сейчас (газета "Деньги и власть", май 2010 год). Но сейчас бессмысленно критикуют парламентскую форму правления. Потому что мы еще не переняли ее. Система называется парламентской, но она не таковая. Мы должны установить чистую парламентскую систему. А некоторые хотят возвращения к президентской системе правления, вроде мы уже наступали на эти грабли? Нынешняя Конституция разрушила правила формирования элиты, которая правит государством. Вчерашние осужденные, бандиты, демагоги и другие попали во власть, оставив на кухне интеллигенцию, которая формировалась с советских времен. Думающие о нации, народе сейчас делятся своими мыслями с женой и семьей, они перестали быть мозгами государства.

- Такую систему сформировал ваш "соратник", демократ Текебаев?

-   Конечно, Текебаев имеет свое место в политике. Но с 2010 года у Текебаева наметились перемены в политических взглядах. По-моему, прежнего Текебаева нельзя сравнивать с нынешним. Наверное, он устал от роли оппозиционера и "перезагрузился". Честно говоря, у этого человека не было другого варианта. Потому что обвинения в мародерстве подпортили его репутацию. Было ожидаемо, что его окружение приведет к этому. Мы его предупреждали.

- Мародерство действительно было?

- Если говорить о мародерстве 2010 года, то Текебаев и его соратники были там "новичками". Из всех мародеров выделили именно их и оклеветали перед общественностью - это грязный метод ведения политической борьбы. Текебаев прекрасно знает, кто за этим стоял. Но он ничего не может сделать. Если хотят дать юридическую оценку мародерству, то начинать нужно с банковских ячеек. Это и есть вершина "мародерства". Куда ушли 200 млн. долларов российского кредита, грант в 35 млн. долларов, 1 млрд. сомов из "Азия Универсал банк"? Кто куда потратил? Сейчас говорят, что был составлен акт, списание. Да простят они меня, но народные деньги нельзя так использовать. Юридическую оценку не дали большому преступлению, разве правильно уделять такое мнение мародерству? До сих пор я подвергаюсь гонениям из-за того, что хотел раскрыть преступление, связанное с банковскими ячейками.

- К слову, как обстоят дела с возбужденным в отношении вас уголовным делом...

 - Дело не закрывается, потому что нет доказательств. Меня хотели очернить, связав с делом по "Мегакому", но ничего не нашли. Двух прокуроров уволили и обещали восстановить на работе, если они дадут показания против меня, якобы я давал показания по телефону. Если показания можно было давать по телефону, то 99 процентов чиновников нужно посадить. Возбужденное против меня уголовное дело - политический заказ. Потому что я отказался выполнять незаконные поручения. Бекназаров открыто сказал: "Байболов ослушался Отунбаеву, поэтому дело поручили его заместителю". Я отказывался от многих незаконных указаний. Сколько раз на мой телефон поступали указания. Я знаю автора этих политических заказов, придет время, и мы поговорим об этом.

- Как может закончиться борьба власти с коррупцией?

- Если нынешняя борьба с коррупцией не будет придерживаться правовых норм, то она может превратиться в репрессию. Потому что вести борьбу поручили "отходам" времен Акаева и Бакиева, которые снимают голову вместе с шапкой. Почему я остался в стороне? Разве я меньше боролся с Бакиевым, чем нынешние представители власти? Мне не нужна должность, но я хочу восстановления справедливости.

- Последний вопрос: чем отличается власть Акаева, Бакиева, Атамбаева?

- Все относительно. Но такого беспорядка еще не было в кыргызской истории. Если власти не начнут в соответствии с законом упорядочено распределять государственное богатство, то революции не избежать.

Источник: газета "Учур" №64 от 04.04.13 / стр. 1 и 3

Комментариев нет:

Отправить комментарий