Интервью c заместителем директора ИАЦ - Андреем Карповым
- «ЕвроАзия»: В Казахстанских и российских СМИ вновь активно обсуждается вопрос о властном транзите в Казахстане. С чем на этот раз связаны подобные разговоры?
- Андрей Карпов: Всякий раз, когда в прессу попадают спекуляции на тему состояния здоровья Назарбаева, эта тема мгновенно обрастает разного рода ответвлениями, как правило, связанными с оценкой шансов того или иного претендента на руководство страной в постназарбаевскую эпоху.
Но на этот раз тема преемничества разошлась на два блока вопросов. Первый блок – шансы основных кандидатов - традиционен. А вот второй блок крайне интересен для экспертов, ведь вброшена тема последствий передачи власти преемнику для основных внешних игроков на центрально-азиатском направлении: России, США, Китая.
- «ЕвроАзия»: Обратимся к первому сюжету. Что изменилось за последний год на властном Олимпе РК?
- А.К.: Из аппаратных раскладов «ушел» Аслан Мусин, несколько снизились шансы Тимура Кулибаева, п-прежнему в тройке лидеров Нуртай Абыкаев, но при этом большинство местных экспертов полагают, что именно он будет выступать гарантом оптимальной модели наследования, но при этом не является основным кандидатом на пост №1. На самом деле, дым начинает немного рассеиваться, и появившиеся разговоры о неком «властном триумвирате» являются тому лишним подтверждением.
Пока вырисовывается такой вариант - трио преемников: Карим Масимов, Нуртай Абыкаев и кто-то из представителей «карагандинской группы». Вполне вероятно, что трио может увеличиться до квартета за счет подключения к нему Дариги Назарбаевой либо Тимура Кулибаева, которые станут гарантами соблюдения и сохранения интересов «семьи».
- «ЕвроАзия»: Иными словами, вариант коллективного наследования Вам кажется наиболее реальным?
- А.К.: Еще два года назад Ермухамет Ертысбаев заявил журналистам, что второй президент Казахстана не будет иметь полномочий, равных полномочиям Нурсултана Назарбаева. Сейчас все к этому и идет. При этом президент Казахстана согласует и решит вопрос о преемнике с наиболее близкими персонами, но сам выберет момент объявления элите о наследнике. А до этого момента продолжатся институциональные изменения, перераспределение полномочий внутри властных институтов.
- «ЕвроАзия»: А если обратиться ко второй теме... Чем вызваны публикации относительно обеспокоенности Москвы и Вашингтона относительно будущего Казахстана в постназарбаевский период?
- А.К.: Слишком многое завязано на фигуре национального лидера РК. Да и не видно в его ближайшем окружении фигур, равновеликих Елбасы даже с прицелом на ближайшую перспективу в 5-6 лет. Все-таки, это абсолютно уникальная для постсоветского пространства личность. И даже самые даровитые политические топ-менеджеры в РК не обладают таким уникальным чутьем в политике, которое обеспечило Назарбаеву успешное проведение реформ на разных этапах существования казахстанского государства.
Легко сказать: «надо делать ставку не на персоны, а на процессы». Но ведь по большому счету именно Назарбаев является гарантом сохранения динамики процессов евразийской интеграции.
Но все же я бы не стал ставить вопрос так однозначно, имея в виду возможное изменение внешнеполитического курса РК, а серьезно задумался бы о том, насколько выверенным является общий характер наших двусторонних отношений, начиная с информационного поля и заканчивая проблемами Байконура.
А в завершении скажу, что глубокое знание казахстанской проблематики могло бы очень сильно помочь Кремлю именно сейчас в определении верных параметров двустороннего диалога. В Центральной Азии возникает такой момент, когда стандартные модели поведения крупных игроков уже не работают. Нужна точечная настройка.
- Спасибо за интервью.
Комментариев нет:
Отправить комментарий