понедельник, 17 июня 2013 г.

Профилактику от финпола заказывали?

Сенсационное заявление сделало на днях руководство финансовой полиции – в ведомстве пришли к выводу, что преступления лучше предотвращать, чем раскрывать. Правда опрошенные нами эксперты отнеслись к идее с большим скепсисом.

«Бесполезно увеличивать эту бесконечную статистику привлечения лиц к уголовной ответственности за коррупционные преступления. Поэтому, вместо того чтобы бороться с последствиями, мы хотим устранить причины и условия, способствующие коррупции», — заявил в интервью одному из информагентств начальник департамента по раскрытию и предупреждению дел о коррупции финансовой полиции Казахстана Марат Сексембаев.

Причем финполовец подчеркнул, что в настоящее время уже прорабатывается вопрос о создании департамента по предупреждению коррупционной и экономической преступности в составе финансовой полиции.

С учетом того, что были не только сделаны громкие заявления, но и ведомство уже решено создавать, появился логичный вопрос: а каким образом финансовые полицейские собираются предотвращать экономические и коррупционные преступления? С ним мы обратились в пресс-службу финпола. Однако там оказались не в курсе подробностей.

- У нас сейчас идет много изменений, мы не успеваем все отслеживать (!), — сообщил нам по телефону официальный представитель Агентства РК по борьбе с экономической и коррупционной преступностью Мурат Жуманбай.

Профилактика нужна, но где конкретика?

Что же касается политологов, то они-то в отличие от госслужащих отслеживают все заявления высокопоставленных чиновников. Поэтому наш вопрос, стоит ли овчинка финпола выделки, не остался без ответа.

- Сама идея хорошая, — считает директор центра актуальных исследований «Альтернатива» Андрей Чеботарев. — Уже давно многие юристы говорят о том, что нужна профилактика преступности вместо борьбы с уже случившимися преступлениями.

Но вот насчет воплощения идеи на практике он настроен несколько скептически.

- Вместе с тем нужны и четкие механизмы профилактики преступлений, — заметил Чеботарев. — Кроме того, этой работой должны заниматься люди с четкими морально-нравственными качествами. В противном случае эта инициатива превратится в механизм по выбиванию денег из предпринимателей.

Политолог Айдос Сарым затруднился прийти к какому-то мнению до появления официальных документов:

- В разных странах существует мониторинг, финансовая разведка. Пусть скажут конкретно, что они хотят. Выпустят какой-то закон, положение. Тогда и можно будет делать какие-то выводы. А так это все хотелки, желалки, которых у меня тоже много.

Может, просто  наладить работу?

Не поддержал инициативу финансовых полицейских президент фонда «Кенесары хан» Уалихан Кайсаров. Бывший сенатор, видимо, зная неплохо чиновничью кухню, предположил, что эта инициатива была порождена негативными тенденциями в казахстанской экономике и стремлением руководства страны ужесточить контроль над своими политическими оппонентами.

- Вы знаете, что по итогам 2012 года и в связи с вступлением в Таможенный союз Казахстан оказался в значительных убытках? В 2013 году бюджет сокращен почти на 3 миллиарда долларов, — ошарашил нас политик убойными цифрами.

- С другой стороны, — продолжил он, — по данным некоторых экспертов, 40% казахстанской экономики находится «в тени». Руководство страны озабочено тем, чтобы каким-то образом добраться до этих теневых денег. Ну и поскольку финпол раньше занимался борьбой с финансовыми нарушениями и коррупцией, то сейчас они, видимо, предположили, что неплохо было бы заняться профилактикой. А профилактика дает большой простор для различного рода действий. Тут мы уже переходим к политической плоскости этих изменений.

По мнению г-на Кайсарова, такой профилактикой можно будет бороться практически с любым человеком в Казахстане, в том числе с теми, кто занимается бизнесом, но имеет собственное мнение, отличное от чиновничьего.

- Поэтому, честно говоря, я не в восторге от финполовской профилактики. Профилактикой должны заниматься другие ведомства, но никак не финпол, — уверен экс-сенатор.

Для действительной борьбы с коррупцией надо просто дать нормально работать соответствующим органам, без вмешательства политического руководства страны, уверен г-н Кайсаров.

- Сами по себе эти органы созданы для борьбы с коррупцией. Вопрос в том, кто руководит этими органами, определяет для них ориентиры. Ведь часто руководство начинает бить своих сотрудников по рукам: этих, мол, не трогать. Чтобы правоохранительные органы нормально работали, нужно создать такие условия, чтобы политическое руководство не имело права вмешиваться в их повседневную работу. У нас все кому не лень лезут туда, куда хотят.

Толку от «посиневшей» «матрешки» мало

С Кайсаровым полностью солидарен Евгений Жовтис. Правозащитник уверен, что не репрессии помогут бороться с преступностью, а радикальные реформы в области государственного управления и общественная нетерпимость к коррупции советского образца:

- Когда создавалось Агентство РК по борьбе с экономической и коррупционной преступностью, я задал сознательно немного глупый вопрос: а будет ли создано Агентство по борьбе с коррупцией в Агентстве по борьбе с коррупцией. Эту «матрешку» можно создавать до посинения, но надежды на то, что победить коррупцию можно усилением репрессий или созданием новых органов, совершенно иллюзорны.

Евгений Александрович напомнил, что коррупцию победить полностью не удалось нигде в мире. Но понизить ее уровень до пределов, не угрожающих самой государственной системе и общественной жизни, по его мнению, можно.

- Однако лечение может быть только комплексным. И начинается оно не с ужесточения уголовного законодательства и создания новых структур, а с ряда других шагов, — заметил правозащитник. — Необходима реформа законодательства, наделяющего полномочиями чиновников, с тем чтобы сократить до минимума их возможность решать: дать или не дать, разрешить или не разрешить. Чтобы законодательство было максимально ясным, четким и юридически определенным, позволяющим любому гражданину предвидеть последствия своих действий.

По мнению Евгения Александровича, необходимо видимое публичное самоограничение власти. Отказ от использования административного ресурса, от «телефонного права», от решения проблем при помощи родственных, дружеских, родовых или иных связей.

- Проще говоря, публичное объявление и реализация на практике жизни «с понедельника» по закону, — говорит он. — Формирование общественной психологии, основанной на нетерпимости к взяточничеству, использованию связей вместо закона.

Чиновник, ездящий на машине за 100000 у.е. при зарплате 1000, должен быть не «героем», умеющим «заработать», а осуждаемым общественным мнением и не принимаемым в приличном обществе, уверен Жовтис.

- Общественному мнению в этом отношении лучше вернуться к советским образцам. Необходимы независимые от государства СМИ, журналистские расследования, сильная оппозиция и развитое гражданское общество. Сильный, представляющий людей парламент, общественный контроль и общественное мнение, «сносящее» с должностей любых чиновников, даже если государство не захотело их обвинять в уголовном порядке. А вот оставшуюся коррупцию уже можно пытаться «добивать» уголовно-правовыми мерами и профилактикой. Без вышеперечисленного будет «матрешечная» терапия без особого результата, — заключил он свой ответ на наш вопрос.

У птиц в погонах свой полет?

Политик Амиржан Косанов уверен, что в нашей стране все будет как в известной пословице «Ворон ворону глаз не выклюет», особенно если эти птицы — в погонах:

- Не думаю, что создание отдельного управления как-то повлияет на это. У нас правоохранительные органы всегда идут вслед за экономическими и коррупционными преступлениями. В этом смысле такого рода инициатива — это желание ведомства опередить очередной «креативной идеей» возможные реформы в сфере борьбы с экономическими и коррупционными преступлениями. Ведь известно, что наличие сонма органов, борющихся с коррупцией, напоминает известную ситуацию, когда «у семи нянек дитя без глазу»: ответственных пруд пруди, а никто не хватает очередного мздоимца за руку! В качестве отчетов предлагаются классические примеры стрельбы из пушки по воробьям! Общество также возмущено тем, что борьба с коррупцией носит избирательный характер и имеет зачастую признаки межклановых разборок.

Не нужно изобретать очередной бюрократический велосипед, уверен политик, есть апробированные веками механизмы минимизации коррупции. Среди них — верховенство закона, честные и регулярные выборы акимов, их подотчетность населению, ограничение и сведение на нет чиновничьих полномочий в сфере контроля над бизнесом, эффективный контроль за исполнительной властью со стороны депутатов и гражданского общества, реально независимые СМИ, смеющие обнародовать факты коррупции.

- Всего этого нет в Казахстане, — резюмировал Амиржан Косанов. — И поэтому такого рода псевдоновации в структурах правоохранительных органов не могут быть эффективными и действенными по определению.

Республика

Комментариев нет:

Отправить комментарий