среда, 19 июня 2013 г.

Выставка о “любимом дереве Каримова” вызвала реакцию

Милиция начала поиски художников, организовавших 9 июня в Ташкенте выставку о елках, так полюбившихся президенту Узбекистана.


Выставка “Мое любимое дерево”, прошедшая в одном из частных домов Ташкента и посвященная любви президента Ислама Каримова к елкам, не прошла незамеченной для властей страны.

Организаторы выставки из группы “NAS WHY?” (Насвай или Почему нас?) рассказывают, что 14 июня в доме, принявшем выставку, появились шестеро представителей милиции, четверо из них были в форме.

«Они опрашивали жителей дома о выставке и художнике, который здесь живет, - говорят «насвайцы». - Один из офицеров затем сообщил, что они ищут художника, которому лет 30».

При этом вечером того же дня милиционеры пришли снова и сказали, что ищут  художника лет семидесяти.

На следующий день в этот же дом они пришли вновь для опроса его жителей, кто организовал выставку и что на ней было выставлено.

Но при этом они сообщили, что «в этом районе было совершено убийство».

Жители дома остаются, по их словам, очень встревоженными, они не могут понять, кого ищут: то ли художника, то ли убийцу.

Художественный ответ

Участники арт-группы “NAS WHY?” пока предпочитают сохранять анонимность, но, по их словам, решили, тем не менее, вступить в дискуссию с властью, выбрав для этого область современного актуального искусства.

В художественной форме «насвайцы» пытаются ответить на визиты


Надо вступить в тюрьму, не трепеща за свою оставленную тёплую жизнь. Надо на пороге сказать себе: жизнь окончена, немного рано, но ничего не поделаешь..."
Александр Солженицин "Архипелаг Гулаг"

 милиции по месту проведения выставки, допросы жильцов дома.

Они хотят выяснить предмет интереса силовиков к данному художественному явлению, их реакцию и мотивацию, которую они сформулировали как поиск убийцы, а свободную художественную площадку - как место преступления.

«Наша арт-группа “NAS WHY?” называется так не случайно. В этом названии есть английское слово «WHY?» - «Почему?». Мы, как художники, погружаясь в проблематику современного искусства, прежде всего, апеллируем именно к этому извечному вопросу «Почему?», отвечая на него исключительно формой художественного исследования и художественного жеста, - говорят «насвайцы».

- В контексте данной дискуссии мы готовы ответить за все свои художественные высказывания, полностью взять на себя ответственность и понимание той художественной формы и языка, на котором художники ведут дискус со зрителем. В сложившейся ситуации мы ждем от властей того же».


Затем участники арт-группы приводят отрывок из романа Александра Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ»:

«...И как же устоять тебе, чувствующему боль, слабому с живыми привязанностями, не подготовленному?.. Что надо, чтобы быть сильнее следователя и всего этого капкана?

Надо вступить в тюрьму, не трепеща за свою оставленную тёплую жизнь. Надо на пороге сказать себе: жизнь окончена, немного рано, но ничего не поделаешь. На свободу я не вернусь никогда. Я обречён на гибель сейчас или несколько позже, но позже будет даже тяжелей, лучше раньше. Имущества у меня больше нет. Близкие умерли для меня, и я для них умер. Тело моё с сегодняшнего дня для меня - бесполезное, чужое тело.

Только дух мой и моя совесть остаются мне дороги и важны. И перед таким арестантом - дрогнет следствие! Только тот победит, кто от всего отрёкся! Но как обратить своё тело в камень?..».

Страх как исследование

Художники заявляют, что не считают себя диссидентами, террористами, религиозными фанатиками, левыми, правыми, фашистами или антифашистами.

«Мы - актуальные художники Узбекистана! Мы любим нашу страну. Мы любим искусство. Мы не занимаемся политикой. Мы говорим только об искусстве на языке искусства. Нас интересует только художественное исследование. Все наши мысли мы выражаем исключительно в форме художественного жеста», - говорят художники.

На сегодняшний день основной вопрос арт-группы “NAS WHY?”: почему после проведения выставки «Моё любимое дерево» на место ее проведения пришли не представители официального художественного сообщества (искусствоведы и художники), а представители силовых структур?

Почему они мотивировали своё любопытство не поиском художественных смыслов, а поиском улик преступления. Причем, самого страшного из всех существующих - убийства человека?

«Теперь, после визитов милиции, люди озлобились и стали боятся, - констатируют ташкентские художники. - Страх появился на их лицах. Что будет завтра? Как проявит свою позицию власть? Это очень интересная и актуальная тема для художественного исследования. Сейчас эти милиционеры, сами того не зная, стали частью проекта...»

Uznews.net

Комментариев нет:

Отправить комментарий