четверг, 3 октября 2013 г.

Кого Назарбаев назвал джунгарами?

Главный официоз страны «Казахстанская правда» опубликовала статью Нурсултана Назарбаева под названием «Воплощение мечты Абылая». И хотя я не разделяю восторгов провластных комментаторов по ее поводу, литературное произведение действительно вышло неординарное.
Статья эта действительно выделяется из общего ряда трудов казахстанского «лидера нации». Не секрет, что еще со времен СССР Нурсултан Абишевич если и пишет что-то, то не столько сам, сколько благодаря спичрайтерам, всевозможным помощникам и советникам, которые выступают в качестве литературных «негров». И зачастую просто ставит свою подпись под тем или иным трудом.
Но это, похоже, тот самый случай, когда елбасы, несомненно, был автором, если не самой статьи, то ее идеи. Потому что последняя в пропагандистском плане получилась богатой. Говорю об этом безо всякой иронии.
Дело в том, что все предыдущие попытки возвеличить первого президента Казахстана, сделать из него полубога или героя, дарованного казахстанцем самой Историей, который спас нас всех после развала СССР, создал суверенное и независимое государство, указал путь к счастью и повел сограждан по нему к будущему всеобщему процветанию, провалилась на 200%.
В первую очередь по той простой причине, что для формирования мифа, а величие и исключительность Нурсултана Назарбаева  - это миф, нужно, во-первых, время, во-вторых, чтобы содержание мифа не противоречило личному жизненному опыту значительных масс населения, в-третьих, использование самых простых и понятных доводов и аргументов,  подтверждающих главную идею мифа.
Все это не было соблюдено, в результате чего сегодняшняя провластная пропаганда по своему качественному уровню и эффективности воздействия на граждан соответствует последним годам советской власти, то есть имеет значение не просто близкое к нулю, а, пожалуй,  даже минусовое.
На этом печальном фоне попытка елбасы встать на плечи Абылай-хана, как бы перекинуть мостик между ним и собой, это удачная находка. Хотя бы потому, что переписать и приукрасить прошлое намного легче, чем создать и реализовать что-то новое. Не удивлюсь, есликогда-нибудь выяснится, что инициативы госсекретаря РК по изучению казахстанской истории и наведению там порядка инициировал сам Назарбаев.
А теперь позволим себе проследить логику автора статьи «Воплощение мечты Абылая». Нурсултан Абишевич начал с заявления: «Благосклонная судьба не раз одаривала казахский народ великими личностями: ханами, становившимися опорой нации, батырами, самоотверженно защищавшими народ, и биями, блиставшими своей мудростью». То есть создал ряд, к которому собрался присоединиться сам.
Точкой опоры для себя елбасы выбрал другого правителя казахстанской степи. Цитируем: «Среди них возвышается одна из величайших фигур — Абылай-хан300-летие которого отмечается в нынешнем году».
Вот как его охарактеризовал глава нашего государства:  «Абылай всегда отличался характером взвешенного политика, гармонично сочетающего мужество и разум. Именно благодаря этому в трудные и суровые времена, воодушевив народ и собрав его под единым знаменем, он смог спасти казахское государство от исчезновения. Мечтая о светлом будущем своего народа, он смог с честью взять на себя возложенную временем великую ответственность и исполнить свой сыновний долг перед страной».
Согласитесь, четко виден ряд аргументов, который в будущем будут использоваться провластной пропагандой, чтобы провести параллели между казахским ханом, родившимся 300 лет назад, и елбасы.
Далее Нурсултан Абишевич применил хитрый литературно-политический прием — рассказал притчу, якобы связанную с мечтой Абылая. Поскольку мы не историки и не специалисты в области казахского фольклора, то нам остается только верить, что эта притча родилась не на днях.
Вот она: «Однажды Бухар-жырау спросил Абылая в последние дни его жизни: «Хан, о чем Вы мечтаете?» На что получил ответ: «У меня есть три мечты. Первая — хотел бы, чтобы над моим государством было мирное небо. Много крови было пролито за все время. Вторая — народ не смог в полной мере использовать свои земли, не построил город. Третья — я не смог объединить страну».
Нет никаких сомнений, что в рамках празднования 300-летия Абылай-хана желающие похлопать Нурсултана Назарбаева по голенищу, воскурить ему фимиам и возложить на его чело лавровый венок, обязательно вспомнят, что елбасы не только смог обеспечить, как его предшественник, мирное небо над Казахстаном, но и построил город, название которому Астана, и объединил страну.
Так что, расхваливая на страницах «Казахстанской правды» Абылай-хана, глава государства фактически бросал в прошлое красивые слова, которые должны в скором времени вернуться к нему оттуда и в итоге  создать и закрепить в общественном создании миф о первостроителе казахстанской государственности Нурсултане Абишевиче Назарбаеве.
Для казахов, особенно из села или недавно переехавших в города, оказавшихся из-за незнания русского языка и/или отсутствия профессии неконкурентоспособными экономически на своей собственной земле, подобные обращения к историческому прошлому не только бальзам на душу и сердце, но и доказательство того, что  именно они хозяева этой страны.
Мы не будем злоупотреблять временем и вниманием читателей, поэтому рекомендуем прочитать статью в «Казахстанской правде» дважды: один раз в оригинале, второй — заменив Абылай-ханана Нурсултана Назарбаева. Тогда как дважды два станет понятно, зачем и почему елбасы снизошел до личного написания статьи.
Единственный вопрос, на который мы не можем дать ответа — кого подразумевает «лидер нации» под современными джунгарами? Неужели пришельцев с севера? Если это так, то, похоже,  глава казахстанского государства не только нашел способ, встав на плечи Абылай-ханаи перекинув мостик между родившимся 300 лет назад ханом и собой, создать работоспособный миф о себе любимом, но и найти точку опоры для сопротивления Москве.

Комментариев нет:

Отправить комментарий