Недоверие населения страны к суму с февраля текущего года растет в геометрической прогрессии.
Чем туже правительство Узбекистана закручивает гайки на валютном рынке, тем выше вероятность краха всей системы. Первые ласточки уже появились, и летят они низко: реальная инфляция зашкаливает за 15%.
Мир слишком занят масштабными, на первый взгляд, проблемами отдельных европейских стран, чтобы повнимательнее присмотреться к бывшему СНГ. А, между прочим, шкафы тут набиты скелетами от пола до потолка: того и гляди, посыплются.
Шаги властей Узбекистана по планомерному истощению валютного рынка предпринимались и ранее, но зимой этого года абсурд происходящего перешел допустимые рамки. Так, например, 30 января этого года президент страны Ислам Каримов подписал постановление «О мерах по дальнейшей либерализации порядка продажи иностранной валюты физическим лицам», которое подразумевает, помимо прочего, запрет на продажу наличной валюты. Делалось это, согласно официальной версии, для повышения уровня привлекательности местной валюты сума, но на практике оказалось, что дело зашло слишком далеко.
Сейчас в Узбекистане нельзя купить иностранную валюту. Совсем. Как говорится, от слова «вообще». Исключения для иностранцев, прописанные в скандальном постановлении, почти не работают. Гражданин не может продать недвижимость и уехать, выведя деньги за границу. Этими операциями пристально интересуются соответствующие оперативные ведомства. Шла речь и о том, чтобы ограничить и международные финансовые переводы, но здесь голос разума оказался сильнее жажды тоталитарного контроля: все-таки доходы разнорабочих, трудящихся на территории дружественных стран, превышают доход Узбекистана от продажи хлопка.
Черный рынок практически перестал функционировать: из-за фактического запрета на работу обменников все валютные операции перешли под контроль государства.
Похоже, что вождь пошел в своей политике вразнос и пока не собирается тормозить на поворотах. Из-за проблем с валютными конвертациями в Узбекистане оказались заблокированы деньги, принадлежащие авиакомпаниям. Билеты продаются за сумы, которые нельзя ни вывести, ни обменять. За 1000 сумов сейчас дают примерно 17 российских рублей, и это соотношение дает наглядное представление о том, какие суммы надо носить с собой, чтобы купить что-нибудь относительно дорогое.
Состояние узбекской экономики внушает резонные опасения: по официальным данным, уровень инфляции не превышает 7%, но по факту он выше раза в два. Внешний долг страны по состоянию на финал 2012 года равнялся $7,76 млрд, а это много для страны бывшего СНГ. По итогам прошлого года работающие за рубежом граждане Узбекистана перечислили своему государству порядка $5,5 млрд. Сумма, конечно, внушительная, но для исправления экономической ситуации этого не хватит.
В целом не исключено, что если ситуация продолжит развиваться в описанном выше ключе, деноминация валюты произойдет не позднее лета 2013 года. Проблем это не решит, но финансовое напряжение отчасти снимет.
Источник: Инвесткафе
Комментариев нет:
Отправить комментарий