Храпунов обвинил дочь президента в причастности к политическому убийству, но за Даригу заступились ее оппоненты
Прошло семь лет с момента гибели известного оппозиционного политика Алтынбека Сарсенбаева и двух его помощников – Василия Журавлева и Бауыржана Байбосына, однако тайна их смерти так и не раскрыта. И вот громкое политическое убийство в Казахстане стало темой политических спекуляций и оружием в межклановых разборках благополучных выходцев из казахстанской власти
Подозреваемые лица и их обвинители
Спекулировали на гибели политика и сами осужденные за это убийство, называя заказчиками преступления тех представителей власти, против которых на тот момент «дружила» семья старшей дочери президента. Приговоренный к смертной казни Рустам Ибрагимов в самый последний момент вдруг заявил в суде, что заказчиками преступления являются спикер сената парламента Нуртай Абыкаев и глава Комитета национальной безопасности Нартай Дутбаев, а также некий Алексей Кикшаев, возглавлявший отдел религий в администрации президента. Они, мол, собирались осуществить государственный переворот в Казахстане, но какое отношение к этому замыслу имел убитый Сарсенбаев, осталось без объяснений.
Поспекулировать на трагической теме решил и экс-глава партии «Атамекен» Ержан Досмухамедов, который также вдруг обвинил второго зятя президента Тимура Кулибаева в убийстве политика. Поводом, по его словам, стали финансовые разногласия.
«В частности, как мне стало известно, Т. Кулибаевым была передана более чем миллионная сумма А. Сарсенбаеву после его ухода с госслужбы и перехода в оппозиционный лагерь. Со слов Т. Кулибаева, А. Сарсенбаев, приняв деньги, позже «кинул» его, став независимым политическим деятелем и отказавшись быть управляемым», – писал Е. Досмухамедов в своем открытом письме Нурсултану Назарбаеву в 2007 году.
Никаких доказательств опальный чиновник не привел. Зато мотив был понятен: Досмухамедов сводил счеты с Кулибаевым из-за организации «Атамекен», которую они не поделили.
Под подозрение в убийстве Сарсенбаева попадал и другой зять елбасы Рахат Алиев. Однако следственные органы не стали разрабатывать эту версию. И здесь очевиден мотив обвинений: между членами семьи № 1 в Казахстане шел торг. Позже опальный зять обвинил в убийстве Сарсенбаева самого президента, бывшего тестя.
И вот тема заказного убийства недавно вновь зазвучала, но уже из безопасной Швейцарии. Автором новых разоблачений стал экс-аким Алматы Виктор Храпунов. В своем интервью телеканалу «К плюс» бежавший аким заявил о возможной причастности к преступлению Дариги Назарбаевой.
«Сидим за столом, ужинаем, – рассказывает Виктор Храпунов на камеру, – и вдруг Дарига говорит, что есть такой Сарсенбаев, который ну просто из ума уже выжил: говорит вещи крамольные, оппозиционер, постоянно ее шантажирует, якобы она провела незаконную операцию по приватизации телевидения.
Я вспомнил, что, действительно, Алтынбек на одном из заседаний парламента сказал: «Я же могу и обнародовать, как вы приватизировали телевидение Казахстана, как оно оказалось в ваших руках, причем за бесценок». И Дарига вдруг тем, кто у нее в гостях, говорит: «И не найдется же такой человек, который бы убил Сарсенбаева!». Я дар речи потерял в этот момент…».
Как утверждает Храпунов, во время тайной вечери Дарига Назарбаева раскрыла присутствующим гостям еще одну пикантную подробность. По словам обличителя, между младшим зятем президента Данияром Хасеновым и Алтынбеком Сарсенбаевым якобы произошла потасовка.
«Нас было человек восемь, – продолжает Храпунов, – сама Дарига, два человека из России, нас было двое, аким района был, ну и еще пару человек. И говорит: «Единственный человек нашелся в Казахстане, это муж моей младшей сестры Алии, который ударил по морде этого Сарсенбаева». Вы представляете, какое подстрекательство?! Мол, нашелся только один мальчишка, который ударил человека, который был министром, вице-премьером, послом Казахстана. Он его ударил и защитил честь Дариги Назарбаевой. И через какое-то время нашелся человек, который застрелил Сарсенбаева…».
Мотив убийства был у всех
Неудивительно, что после этого свежего разоблачения очередной «убийца», в данном случае Дарига Назарбаева, никак не отреагировал на публичные обвинения. Остальные тоже не реагировали… Почему? Но прежде соберем воедино всех «убийц» Алтеке, названных таковыми публично. Это Нуртай Абыкаев, Нартай Дутбаев, Алексей Кикшаев, Тимур Кулибаев, Рахат Алиев, Дарига Назарбаева и сам Нурсултан Назарбаев. К слову, никто из тех, кто «осведомлен» об этом преступлении, ни разу не назвал Ержана Утембаева убийцей, официально осужденного на 20 лет как заказчика преступления.
Первое, что характерно в этой байге по взаимным обвинениям, – это отсутствие каких-либо доказательств. Второе – все обвиненные относятся к одному кругу президента Назарбаева – родственники и соратники. Третье – все обвиненные имели между собой конфликтные отношения. Четвертое – у каждого из «подозреваемых» были мотивы не любить Алтынбека Сарсенбаева.
Так, Дутбаев очевидно был причастен к похищению погибших, так как эту операцию проводил один из вверенных ему отрядов КНБ «Арыстан». Абыкаев был «патроном» осужденного Утембаева и несет, пусть даже моральную, но ответственность. Кулибаев, если верить информации, имел финансовый мотив, кроме того, обвиненный в убийстве Ибрагимов одно время служил в охране Кулибаева (совпадение?). Алиев имел очевидные мотивы – министр и секретарь Совбеза Сарсенбаев лично предупреждал президента о предательстве старшего зятя. Д. Назарбаева также имела мотив, указанный в интервью Храпунова. Н. Назарбаев явных мотивов не имел, кроме политических. Отдельно надо сказать о малоизвестном Кикшаеве, на которого во время суда указал подсудимый Ибрагимов как на возможного посредника.
Алексей Кикшаев до этого недолго служил советником Абыкаева в сенате, потом – советником Назарбаева в Акорде. Широких контактов в Казахстане не заводил, всегда оставался в тени. Кикшаев был гражданином другой страны – России. После совершения преступления вдруг резко вернулся на родину. Типичный пример внедренного агента для выполнения краткосрочного задания. Вообще, верхи казахстанской власти, можно сказать, кишат агентами и фигурами влияния самых различных спецслужб и компаний. Самый известный из них – Джеймс Гиффен, которого ЦРУ умудрилось пристроить к нам советником президента страны.
Поэтому вероятность участия спецслужб соседней страны в устранении известного политика, кстати, побывавшего послом РК в РФ, исключать нельзя. К тому же эта операция могла быть совместной – спецслужб двух стран. Причины здесь могут быть самые разные: от попытки вербовки лидера оппозиции до дискредитации режима Назарбаева через убийство его оппонента.
За честь и достоинство никто не болеет
Но вернемся к теме спекуляций на убийстве Алтеке. Очевидно, что это преступление является «ахиллесовой пятой» правящей элиты, если каждый пытается уничтожить репутацию другого, обвиняя его в причастности именно к убийству Сарсенбаева. Это так же сильно и больно, как удар молотом по голове. Причем этот молот переходит из рук в руки в окружении Назарбаева. Главным образом бьют те, кто уже далеко и чувствует себя в безопасности. Отсюда следует, что тема политического убийства до сих пор болезненна для Назарбаева, ведь бьют его близких и его самого. Понятно теперь и то, что сама власть тогда не верила и не верит сейчас в официальную версию, поскольку знает, что сидят в тюрьме или не те, или не все.
Кажется парадоксальным, но очевидно: истинную историю убийства Алтынбека Сарсенбаева и его помощников во власти знают многие – от акимов до советников. Во всяком случае, должен знать тогдашний министр МВД Бауржан Мухамеджанов, лично контролировавший следствие. Тогда министр явно врал, потому что через 6 лет в своем кабинете при свидетелях он обещал Рыспеку Сарсенбайулы, который прямо его спросил: кто убил моего брата, что «мы об этом должны поговорить одни». Значит, есть правда, о которой надо говорить без посторонних?
Знает о том, кто убил Алтынбека, и бывший председатель КНБ Аман Шабдарбаев, но не будет говорить, как он признался недавно нашему изданию. То есть высокопоставленный чекист тоже не верит в официальную версию политического убийства в 2006 году, если он знает убийц, но не хочет выдавать чужую тайну.
Словом, тема политического убийства в Казахстане остается такой же актуальной, как и 7 лет назад. Только тогда оппозиция, общественность и международные наблюдатели не верили следствию и суду и требовали от властей объективного расследования и сурового наказания истинных виновников преступления. А теперь вот сама госэлита (в основном из бывших) уже прямо обвиняет в этом преступлении тех, кто подозревался, но ушел от следствия.
Так в чем дело? Почему бы раз и навсегда не положить конец этим спекуляциям, почему бы не восстановить справедливость, которой до сих пор добиваются родные и близкие погибших, почему бы не вынести правду на поверхность и не дать ход фактам этого преступления? И, наконец, почему самому президенту не надоели эти упреки и подозрения, сильно подрывающие его репутацию? Стоит только сказать слово, и все встанет на свои места: преступники ответят перед законом, родные погибших найдут умиротворение, общество получит удовлетворение, а враги заткнутся.
Но пока идет спекуляция на убийстве видного политика, и разные кланы пытаются на нем сорвать аплодисменты, за честь и достоинство «подозреваемых» вступается общество. Не Дарига Назарбаева защищает себя, а защищают ее оппоненты:
Рыспек Сарсенбайулы:
– Да, Дарига была сильно обижена на Сарсенбаева за критику в ее адрес, особенно когда создавала партию «Асар» и за то, что Алтеке публично заявил о ее монополизации ряда СМИ. Но за это Дарига подала в суд на Алтынбека, потребовав возмещения морального вреда. Суд исполнил желание Дариги, и Алтеке проиграл процесс, несмотря на свою 100% правоту. Когда Сарсенбаев вновь был назначен министром печати, он перекрыл доступ «Хабара» к бюджетным средствам. Она многое потеряла и затаила на него обиду. Возможно, в присутствии Храпунова она просто открыто высказала все, что думает по этому поводу. Но не более того. Она не заказчик преступления, хотя, может, и желала смерти Алтеке как своему политическому оппоненту.
Булат Абилов:
– Не думаю, что Дарига каким-то образом может быть причастна к этому нашумевшему делу. Да, между Алтеке и Даригой был судебный спор. Но это не могло стать причиной для совершения преступления. Дарига, думаю, не пошла бы из-за этого на столь жесткий вариант. У нее не было на то ни желания, ни возможности.
Людмила Тен:
– За последние семь лет версий, кто мог быть заказчиком преступления, было озвучено очень много. Каждый год тема убийства Алтеке повторяется вновь и вновь. Была ли это Дарига, я не могу ни подтвердить, ни опровергнуть. Я до сих пор считаю, что моего мужа подставили. Он не мог быть заказчиком убийства Сарсенбаева. Но доказать я это не могу. Что касается заявления Храпунова, то он, на мой взгляд, использует эту тему в своих корыстных целях. Сейчас он находится в Швейцарии, может говорить все, что ему угодно. Единственное, что я могу сказать. Тема про то, кто был заказчиком убийства Алтынбека, меняется в зависимости от политической ситуации в стране.
Айдос Сарым:
– Я не исключаю, что Виктор Вячеславович преследует свои цели, пытаясь вбросить обществу максимальную информацию, которой он владеет. И в последнее время проявляет даже ненормальную гиперактивность, раздавая направо и налево интервью. Но прежде чем выдвигать обвинения, он должен как минимум представить доказательства, а Дарига, как публичный человек, выступить с опровержением. Но не видим ни того, ни другого.
Nuradam.kz
Комментариев нет:
Отправить комментарий