понедельник, 4 марта 2013 г.

Булат Абилов: Почему Назарбаева называют «папой»


О том, как Рахат Алиев подговорил президента

Все мировые СМИ в эти дни транслируют новость о добровольной отставке Папы Римского Бенедикта XVI. В Казахстане, как известно, тоже есть свой «папа» – так негласно называют президента Назарбаева.
Заслугу неожиданно прижившегося в вербальном обиходе термина казахстанцы почему-то приписывают политику Булату Абилову. Редакция а’ в связи с актуальностью события вокруг римского папы знакомит читателей с историей о том, почему казахстанский президент тоже стал называться «папой».

Булат Абилов, политик:
– 28 февраля стало последним днем Папы Римского Бенедикта XVI на престоле. Он принял решение уйти в отставку, посчитав, что его миссия выполнена. Великий шаг благородного человека. Но речь пойдет не о папе римском, а о нашем «папе». Кто-то считает, что Назарбаева окрестили «папой» предприниматели, в числе которых был и я. В  ту пору, как известно, я занимался бизнесом. Поделюсь историей, когда этот, так сказать, термин, возможно, впервые прозвучал публично.

Во второй половине июня 2001 года у меня состоялась беседа с тогдашним руководителем Администрации президента Сарыбаем Калмурзаевым, который в ходе беседы неожиданно предложил мне встретиться с президентом. Естественно, я согласился. На той встрече с главой государства я сказал, что грядет десятилетие Независимости, что страна будет его отмечать и что (здесь важна точность передачи – авт.) «на днях вы встречались с Советом иностранных инвесторов, представителями крупного бизнеса, руководителями нефтяных, горно-металлургических компаний, у которых и так много льгот, преференций и они пользуются вашей всемерной поддержкой, а казахстанский бизнес много лет ходит в пасынках. Необходимо создать Совет казахстанских инвесторов и организовать встречу с вами, и дать ясный месседж, что власть будет оказывать отечественному бизнесу всяческое содействие».

Президенту эта идея очень понравилась. Я выразил желание взять инициативу по организации встречи на себя с условием невмешательства в процесс АП и правительства. Назарбаев согласился. Не прошло и дня, как сразу же начались звонки. Звонили Сарыбай Калмурзаев, Имангали Тасмагамбетов (вице-премьер правительства на тот момент – авт.) и ряд других высокопоставленных чиновников. Они стали настаивать, чтобы я для встречи с президентом включил в список каких-то людей. Особенно усердствовал Имангали, который, кстати, обидевшись тогда на небольшой материал про него на ТВ, настоятельно просил, чтобы на мероприятие не приглашали руководителя медиахолдинга «31 канал» Арманжана Байтасова. Однако этот «номер» не прошел.

На предварительном совещании участников был утвержден сценарий и регламент. Модераторство поручили мне. Мы договорились, что выступать будут Нуржан Субханбердин (Казком), Ержан Татишев (БТА банк), Бахыт Байсеитов (Центркредит банк), Мухтар Аблязов (Астана-Холдинг), Раимбек Баталов (компания «Раимбек») и другие.

Встреча, напомню, состоялась в начале июля. Несмотря на то, что по списку было оговорено всего пятнадцать человек, в резиденции президента присутствовало вдвое больше участников. Перед мероприятием помощник президента Булат Утемуратов предупредил, что у нас на все про все всего лишь максимум час-полтора, дескать, у главы государства должен состояться важный разговор по телефону с вице-президентом США Диком Чейни.

Встреча началась ровно в 14.00. Неожиданно президент жестко и несправедливо «наехал» на представителей казахстанского бизнеса приблизительно в следующих выражениях:
«Я создал вам возможности и условия, а вы не хотите или плохо работаете, не платите налоги, заработанные деньги выводите за границу, покупаете недвижимость и предметы роскоши». Затем прозвучала еще одна «знаменитая» фраза Назарбаева: «Я могу любого из вас за руку отвести в суд!» В зале воцарилась мертвая тишина...

Все были в шоке, потому что такого «холодного приема» никто не ожидал, ведь накануне я всех обнадежил, сказав, что президент готов нас поддержать. Вообразите себе состояние присутствующих! Некоторые особо впечатлительные живо представили, как их повезут из резиденции президента прямо на расправу.

Глава государства закончил свой «наезд», и я взял слово, сказав, что «это необоснованные претензии, и если рассматривать вас и власть как наших родителей, а нас – как ваших детей, то никакой отеческой заботы и внимания мы не получаем. Выходит, что все лучшее – гостям или иностранным компаниям». И тут президент произнес: «Я слышал, что вы зовете меня «папой».
Именно эта фраза была выдернута из контекста и впоследствии растиражирована по всем СМИ.

Первое впечатление было испорчено, но встреча тем не менее продолжалась. Мои коллеги по бизнесу высказывали мнения, пошло обсуждение проблем бизнеса. Через час Утемуратов передал записку: «Булат, пора заканчивать встречу». Но беседа продолжилась, президент живо реагировал. Приблизительно в 15.30 это невеселое мероприятие подошло к концу и Назарбаев позвал всех на чай в зал приемов. Настроение у моих коллег было подавленное. Некоторые мне прямо высказали: «Булат, куда ты нас позвал?» или «Лучше бы мы сюда не приходили», а то и «В чем дело, почему нам устроили эту обструкцию?». Я пытался их успокоить, выправить сложившуюся ситуацию.

Примерно через час Назарбаев вошел в зал. Пройдя к центру стола, он произнес: «Давайте работайте, создадим казахстанский Совет инвесторов при президенте. Этим вопросом займется первый вице-премьер правительства Ораз Жандосов, а от предпринимателей – Булат Абилов».

Ну и в заключение мы услышали еще одну потрясающую, не попавшую в СМИ, тираду о том, что Назарбаев уходить никуда не собирается и даже наоборот - он «сам нас всех проводит на пенсию». У всех настроения и так не было, а тут оно окончательно испортилось.

В общем, Совет казахстанских инвесторов так и не был создан. Позже выяснилась причина неласкового приема. Оказалось, что незадолго до аудиенции к главе государства проскользнул Рахат Алиев и сказал – мол, «с кем вы встречаетесь? Их не стоит поддерживать, говорите с ними жестко». Вот так. Всего лишь одна встреча, а сколько «интересного» все узнали. И президент – молодец, слово-то свое держит!

Nuradam

Комментариев нет:

Отправить комментарий