пятница, 1 марта 2013 г.

«Шут me»: Кому в Узбекистане нужен импорт?


Узбекистан сокращает импорт в надежде заменить его отечественной продукцией – возможно ли это, рассуждают эксперты «Шут me».


Президентское постановление от 29-го января «О мерах по дальнейшему повышению конкурентоспособности отечественной продукции и усилению борьбы с незаконным ввозом товаров» обсуждают эксперты открытого общества «Шут me»: журналист, специалист по экономическим вопросам Дмитрий Поваров, кинорежиссер Олег Карпов и фотохудожник Умида Ахмедова.

Карпов: «Что можно выделить из «замечательных» событий последнего времени – то на нас всякие валютные регулирования обрушивались, а теперь таможенные…»

Поваров: «Это цепь одних и тех же совокупных событий. Вот мы сейчас тут пробуем наши отечественные продукты, которые, возможно, заменят аналоги импортные. Хотя, разумеется, не все».

Ахмедова: «Мне кажется, все возможно. Была же у нас в советское время кондитерская фабрика «Уртак», которая производила конфеты - как для экспорта, так и для своих. Могли же делать!».

Поваров: «Фабрика «Уртак» закончила свое существование вместе с Союзом, поскольку все сырье и оборудование завозились из других республик. В то время приоритеты сменились – власть должна была выбрать другие приоритеты для развития республики, и, конечно же, потребительскому сектору на первых порах было приказано долго жить».



Ахмедова: «Я смотрю на вещи оптимистично: помните, во времена кооперативов делали ведь качественные вещи, которые были гораздо качественнее нынешнего дешевого китайского ширпотреба».

Поваров: «Ну, почему же? Есть очень качественные китайские товары. Но, надо сказать, большинство текстильных товаров массового сегмента шьется здесь, при этом также происходит своеобразный реэкспорт: мы поставляем хлопок, допустим, в Бангладеш, откуда получаем майки, которые на 60% сшиты из этого хлопка.

Другое дело, что сегодня мы имеем схожую ситуацию с перестроечной эпохой: Узбекистан, как когда-то Советский Союз, поддерживает экспортоориентированную модель модернизации, поставляя свое основное сырье – газ, хлопок, драгметаллы - на экспорт, взамен получая доллары, которые должны вкладываться в модернизацию внутренней экономики.

Но, согласно нынешней статистике, профицит внешней торговли, то есть прибыль страны от экспорта сократилась вдвое: в 2011 году она составляла 4,5 миллиарда долларов, в 2012 году - более двух миллиардов, и сегодня мы наблюдаем острую нехватку долларов. В результате денег на необходимое стране оборудование, станки не хватает.

Карпов: «Так откуда в таком случае правительству взять эти деньги?»

Поваров: «На моем свитере вы видите цифру «3» - это моя оценка действиям правительства. И посмотрите, эта цифра плавно переходит в восьмерку – в бесконечность… То есть, подобные ситуации уже были, мы это уже проходили, эти этапы идут постоянно. Так, например, в конце 90-х были сокращены объемы конвертации.

Вот и сейчас правительство выбирает опробированные способы – сокращение импорта, то есть просто было принято решение не тратить валюту на ряд вещей, которые, по мнению властей, мы можем производить здесь».

Карпов: «Но ведь получается, что этот импорт сокращается за счет свободной торговли. Государство сокращает импорт не за счет каких-то своих программ, а за счет частников, которые могут вкладывать свои деньги во что угодно…»

Поваров: «Я бы даже дальше пошел: складывается впечатление, что эту недостающую валюту правительство пытается найти внутри страны, например, за счет продажи за валюту автомобилей, либо путем сдерживания «черного» курса доллара, то есть попытки выкупить доллары у населения по заниженной цене».

Карпов: «Но ведь это абсурдные вещи: как бы ты не регулировал рынок, он все равно будет существовать – это закон природы».

Поваров: «В условиях западного капитализма это дико, но в условиях пространства СНГ подобные варианты есть и в других странах со специфической рыночной экономикой, например, в Белоруссии, определенные моменты наблюдались и на Украине. Хотя это отнюдь не значит, что такие моменты позитивны…»

Карпов: «Мне кажется, при том уровне коррупции, который есть в нашей стране, правительство ничего контролировать не может: ни границу, ни милицию, ни валютный рынок, ни банки. Мы уже сейчас можем судить: валютный рынок порегулировали, создали какой-то шум, кого-то посадили, и всё вернулось на круги своя…»

Подробней о возможных последствиях «дальнейшего повышения конкурентоспособности отечественной продукции» - в новом выпуске совместной видеопрограммы открытого общества «Шут me» и Uznews.net.



Линк видео на канале Youtube - http://youtu.be/dyFJizM4low

Uznews.net

Комментариев нет:

Отправить комментарий