воскресенье, 16 июня 2013 г.

Такого скандала прокурор не ожидал

Столь большого скандала прокуратура Польши не ожидала, считает глава фонда «Гражданская активность» Муратбек Кетебаев. На своей странице в «Фейсбуке» он рассказал, как провел сутки в польской полиции, как прошел опрос и что его ожидает дальше.

С разрешения главы фонда «Гражданская активность» мы перепечатываем его записи.

«Беременных» полицейских не видел

Сначала о польской полиции. За исключением одного полицейского, все остальные, с кем я столкнулся за эти сутки, производят впечатление профессионалов. Разной комплекции, возраста, настроения, поведения — но профессионалов. Все в хорошей физической форме.

Оперативники, которые меня задержали, потом отвозили в КПЗ, из КПЗ на опрос в прокуратуру, из прокуратуры снова в КПЗ и оттуда домой, вообще в отличной форме. У нас бы их назвали качками. Никакого сравнения с казахстанскими «беременными» полицейскими. Но сразу оговорюсь: имел дело только с полицейскими, которые работают на «земле». Все было жестко, но корректно.

Быт простой, но чисто

Польская КПЗ — это подразделение местного департамента полиции, а меня задерживали оперативники криминальной полиции, которые подчиняются Варшаве. Там порядка 20 камер, каждая на три места. Чисто, свежий воздух, даже с избытком, потому что ночью стало холодно. Удобств в камере нет. Размер 2,7 на 4 метра. Три топчана, столик и табуретка. Все прикручено к полу. Все, чем можно удушить или нанести вред, забирается. Выдаются подушка, одеяло, белые наволочка и почему-то одна простыня. Все чистое.

Я попросил второю простыню — сказали: «Нет, разобрали». Но у одного из моих сокамерников, который сидел десятый день, было две простыни. Моими сокамерниками были поляк лет тридцати, очень накачанный, и, судя по тому, как он постоянно перекрикивался со своим подельником из другой камеры, задержанный за криминал. Третье место занимали по очереди два молодых человека, мало чем отличающихся от нашей молодежи по виду и умственному развитию.

Быт в камере простой. Утром подъем, но во сколько — сказать не могу, поскольку часов не было. Далее утренняя проверка — обычный вопрос о фамилии, без статьи и прочих подробностей. Дальше завтрак — одноразовая тарелка с тремя ломтиками белой булки, тремя ломтиками подобия колбасы или ветчины, но дешевой, сделанной из фарша, и несколькими дольками маринованного огурца. Плюс стакан чая с сахаром.

Я от завтрака отказался, так как мне должны были принести глюкометр для определения уровня сахара в крови и лекарства (у меня диабет), но в итоге их принесли намного позже.

Потом обед — первое, второе и чай с сахаром. Первое — суп, в котором несколько зернышек риса и много картошки. Второе — много картошки и чуть-чуть мяса. Поскольку уровень сахара у меня был высокий, а пить лекарства я не рискнул, так как мог уронить уровень сахара больше необходимого, я съел только суп. Неплохо. Про ужин ничего сказать не могу — не удалось попробовать.

Что еще можно сказать про пребывание в КПЗ? Туда привозят всех, кого задерживают, поэтому там шумно. Особенно вечером и ночью. В нетрезвом состоянии поляки мало чем отличаются от нас, поэтому здесь ничем не удивлю. Но повторяю, отношение полиции было хотя и жестким, но корректным, в КПЗ никого не били, права не качали и злоупотреблениями не занимались.

Неудобства — в туалет нужно проситься с помощью кнопки на стене. Но поскольку камер много, а надзирателей мало, по моим прикидкам, с момента нажатия кнопки до момента открывания двери проходит минут сорок. Так что нужно быть предусмотрительным.

Прошу извинения за подробности — туалет хороший. Там чисто, есть мыло в настенном держателе — флаконе, вода из кранов течет горячая. Судя по всему, есть и душ, но воспользоваться им не удалось. Удивительно — у моих сокамерников не было зубных щеток и паст, похоже, они там не приветствуются.

Шум вышел большой

13 июня на опрос в окружную прокуратуру меня повезли в наручниках три оперативника. Судя по всему, как особо опасного преступника. Потому что 12 июня меня возили на медосмотр в военный госпиталь и уже затем в КПЗ два полицейских. Они были в курсе, что я «политический», поэтому вели себя крайне корректно. Предупредили, что у меня все изымут, включая очки, позволили передать портфель сопровождавшему меня человеку, дали возможность купить воду и даже предлагали поесть, так как вечером в КПЗ таких, как я, «новичков» не кормят.

В прокуратуре меня опросила женщина-прокурор, после чего окружной прокурор — мужчина, сказал, что меня освободят, потому что я не скрывался, сам пришел в полицию, легально пребываю в Польше, имею постоянное место жительства и работу.

Судя по их словам, дальнейшие события будут развиваться так. Пока польская сторона не получила от Казахстана никаких документов на экстрадицию — меня задерживали как объявленного в международный розыск по запросу Казахстана. Теперь прокуратура меня из розыска уберет и, как только получит документы, пригласит меня. После чего будет суд, который и должен принять решение — экстрадировать меня или нет.

Судя по шуму, который стоит сейчас в Польше, скандал вышел большой. Как мне сказал прокурор, получился шум, из чего я сделал вывод, что резонанс оказался для них неожиданным. После чего меня отвезли в КПЗ забрать вещи и потом подбросили домой.

Честно говоря, сильно не переживал, поскольку успел до задержания сделать несколько звонков и предупредить о случившемся. Поэтому представлял, какая поднимется буря в Польше, где я неплохо известен. В камере проблем не было вообще, единственное затруднение — плохое знание польского языка и необходимость обходиться без очков. Все остальное — терпимо. Единственное, в чем я ошибся — думал, что меня освободят через 48 часов, освободили через сутки.

Ну и в качестве прикола — я ношу лекарства не в фирменной упаковке, а в маленькой пластмассовой коробочке, какие выдают в больницах больным на день. Там четыре отделения. В военном госпитале, когда врач опрашивал меня на предмет болезней, чтобы дать заключение, можно ли меня содержать в КПЗ, стало проблемой, как описать для полицейских, какие лекарства и когда я могу принимать — названий лекарств нет, лекарства, которые в Европе не используются и которые врачу не знакомы. После консультаций врач описал лекарства по размеру и цвету. В итоге в КПЗ полицейский просто приносил мне глюкометр и лекарства, настаивая только на том, чтобы я их выпивал при нем.

Республика

Комментариев нет:

Отправить комментарий