пятница, 7 февраля 2014 г.

Возможен ли Майдан в Казахстане?

Украинские “мирные” акции протеста с “коктейлями Молотова” и арматурой в руках, с лозунгами “Бей жидов!” и “Москалей на ножи!” заставляют граждан многих других стран проецировать возможность такого варианта развития событий на себя. И казахстанцы в этом плане не являются исключением.
Аналитики уже высвечивают спектр факторов, способных разжечь в Великой степи пожарище. Среди них – рост числа религиозных фанатиков, активизация деятелей национально-патриотического толка, наличие сепаратистских настроений. Конечно же, берутся в учет и внутренние социально-экономические и политические противоречия, а также потенциальное влияние извне – со стороны тех, кто хотел бы откусить от пирога, в начинке которого содержится вся таблица Менделеева. Реалистичность подобных сценариев усиливается и вследствие того, что достаточно большое количество казахстанских политиков и общественных деятелей “очарованы” устроенным украинцами “гражданским протестом”. Впрочем, предоставим слово экспертам, которым мы адресовали следующие вопросы:
1. Чем, на ваш взгляд, являются события на Майдане и улице Грушевского в украинской столице – гражданским протестом или попыткой экспорта революции?
2. Какие уроки следует извлечь казахстанской власти из событий, происходящих в Украине?
3. Возможен ли Майдан в Казахстане? Можно ли говорить о наличии факторов для этого, вытекающих из социально-экономических и политических противоречий, а также воздействия со стороны?
4.Как бы вы оценили уровень протестных настроений казахстанцев? Возможно ли у нас появление активных, радикально настроенных молодежных групп?

Мухтар Тайжан, президент Фонда Болатхана Тайжана:
“Когда народ объят всеобщей трусостью, получается Жанаозен”
1.Забудьте про российские формулировки. Для России все, что сегодня происходит без ведома Москвы, превращается в экспорт революции или какие-то госдеповские заговоры. На самом деле, в Украине мы имеем дело с мирным гражданским протестом. Я там был четыре дня и много общался с народом, в том числе и с протестующими. Могу сказать, что украинский Майдан – это не работа политтехнологов, не место, где зарабатывает очки политическая оппозиция, а инициатива снизу. Майдан состоит из обычных людей: пенсионеров, научных работников, студентов, сотрудников иностранных фирм, предпринимателей, владельцев малого и среднего бизнеса… Типичный представитель Майдана – это человек с двумя высшими образованиями и знанием нескольких иностранных языков, с высокой степенью национального и гражданского самосознания. Сознание это, очевидно, родилось не сегодня и даже не вчера. Это традиции Запорожской Сечи, генетика, если хотите. Майдан – это мирное выражение гражданского протеста, аналогичное тем, которые происходят в других странах мира. Анализируя события в Украине, я бы меньше всего стал говорить о заговоре, а уж тем более о проплаченной госдепом революции.
2. Нашей власти сегодня бояться нечего, в том числе и проявлений гражданской активности. Уровень гражданственности и самосознания нашего народа, к сожалению, несопоставим с уровнем, который демонстрируют украинцы. И казахстанская власть, хорошо это понимающая, предпочитает не реагировать на недовольства со стороны населения.
Наш народ должен осознать, что именно он в доме хозяин. Что такое гражданская солидарность? Это, в первую очередь, чувство хозяина. Оно должно рождаться, если хотите, с осознания себя хозяином собственного подъезда, двора, улицы, города. Достигнув этого, мы придем и к осознанию того, что хозяева в нашей стране – мы сами, что мы отвечаем за нее, за порядок в государстве. Когда это произойдет! В Украине, в отличие от нас, народ чувствует себя хозяином своей страны. Мы же продолжаем мусор выбрасывать в окна. На Майдане, например, вы не найдете ни одной обертки от сигарет, ни одной крышки от пластиковой бутылки. В захваченных зданиях женщины, занимающиеся бизнесом, забыв про свой маникюр, драют полы. Там нет ни одной разбитой витрины. И это говорит о многом.
3. Повторюсь еще раз: Майдан – это не революция. Вы посмотрите, протестующие два месяца стоят совершенно мирно, защищаясь, когда их хотят разогнать, но ни на кого не нападают. Майдан для меня – это демонстрация всеобщей гражданской и национальной солидарности друг с другом. Когда народ достигает такого высокого уровня самосознания, получается Майдан. Для того, чтобы в Казахстане возник Майдан, наш народ должен понять, что все мы – казахи, независимо от национальности. Казах может быть русского происхождения, корейского, узбекского. Но если он связывает свою жизнь, свое будущее с Казахстаном, владеет госязыком, для меня он казах. Общность интересов делает нас нацией, она обязывает и защищать свою страну, когда надо, и наводить в ней порядок, и быть патриотами.
4. Возможности достичь такого уровня самосознания и всеобщей ответственности у нас, в Казахстане, в ближайшей перспективе я не вижу. Правда, если не изменится воспитательная политика государства. Что такое государство? Это отец своего народа, родитель, который должен воспитывать. Если бы у нас появилось собственное информационное пространство, а не российское, то мы за короткий срок смогли бы изменить гражданское самосознание нашего народа, возродить национальную гордость, распространить знания о собственной истории, народных героях. Только так появляется чувство ответственности за судьбу своей страны. Сегодня же мы все раздроблены. И это сделано специально, потому что в таком состоянии мы – уже не страна, не гражданское общество, не нация.
Махамбет Абжан, председатель правления республиканского общественного объединения “Шанырак”:
“У нас есть лидеры протестного сообщества”
1. Я бы назвал это гражданским протестом. Но судя по тому, что люди на Майдане настроены более радикально, чем три лидера оппозиции, и не подчиняются им, события приобретают признаки революции. Общество будет радикализироваться еще больше и требовать лидеров более радикальных.
2. Казахстанская власть должна сотрудничать со всеми сегментами гражданского общества.
3. Активисты инициативной группы “Антигептил”, задержанные полицией после их личных акций перед офисом “Казкосмоса”, уже заявляли эмоционально в социальных сетях, что скоро наступит казахский Майдан. Астана собирается ввести в городе прописку, как в советские времена, тем самым закрыв столицу от неимущих граждан, которые не смогут прописаться там из-за отсутствия жилья. Думаю, этот фактор может серьезно повлиять на подогрев социальной обстановки в городе. Майдан возможен. В стране достаточно новых ярких, а, главное, решительных лидеров протестного сообщества. Внешним фактором влияния я бы назвал провокации “Роскосмоса” и их представителя Талгата Мусабаева.
4. Не могу оценивать эти настроения, не имея большой выборки. Фактически радикальной молодежной группой сегодня является “Антигептил”. И процесс радикализации будет нарастать, если правительство не выполнит требование относительно запрета на использование гептила в стране.
Айгуль Омарова, независимый журналист:
“Предпосылки для Майдана есть”
1.Происходящее в Украине не может не затронуть всех, кто живет на постсоветском пространстве. Но, увы, чем дальше, тем больше лично я убеждаюсь в том, что слова Томаса Карлейля “революцию задумывают гении, делают фанатики, а пользуются ее плодами мерзавцы” будут актуальными всегда. Если вначале события на Майдане и улице Грушевского можно было принять за гражданский протест, то сегодня они больше похожи на экспорт революции. И чем дальше, тем отчетливей это видно. Печально, что некоторые политики уже не стесняются откровенно заявлять, что в Украине идет гражданская война. И при этом не скрывают желания разделить страну. Это очень тревожно.
2.Украинские события должны стать уроком для всех, в том числе и для казахстанских властей. На мой взгляд, им сейчас необходимо идти на диалог с теми, кто выступает от лица протестных масс.
3. Надо признать, что, в отличие от Украины, у нас низкая гражданская активность, оппозиционных сил практически не осталось. В то же время протестные настроения имеются, они подспудно зреют, и это нельзя не учитывать. И как только появятся лидеры, за которыми пойдут люди, то Майдана у нас не избежать. Предпосылки для этого есть в виде непрерывного роста тарифов на коммунальные услуги, электричество, повышения цен на товары, отсутствия постоянной работы, жилья. К этому следует прибавить нарастание политических противоречий, влияние извне.
4.Мы должны понимать, что в стране выросло целое поколение молодых людей, которые не видят перспективы. Поэтому одни находят выход, примкнув к радикальным религиозным группировкам, другие собираются в группы с ультранационалистическими взглядами. И все это опасно для страны, для общества. К тому же нельзя сбрасывать со счетов и внешние факторы, что видно на примере Украины. Пусть никого не вводит в заблуждение то, что Казахстан якобы находится на периферии политической карты мира. Государство, в котором есть вся таблица Менделеева, никогда не будет периферийным, как бы этого кому-то ни хотелось. К тому же Казахстан рассматривается некоторыми странами еще и как буферная зона.
Алмагуль Олжас

Комментариев нет:

Отправить комментарий