воскресенье, 9 марта 2014 г.

Пойдет ли власть на сближение с казахcкими националистами?

Украинский кризис разбудил доселе дремавших  в своих “кружках по интересам” казахских националистов.
В начале недели они заявили о намерении собрать все протестные силы 12 апреля, чтобы заявить о проведении антиевразийского форума. Пока неясно, как на это заявление отреагировала власть, но в том, что “Ак-Орда” не станет сидеть сложа руки, сомневаться не приходится.
Казахстанскую оппозицию часто характеризуют эпитетом “ручная”, и недавняя история с девальвацией тенге наглядно это продемонстрировала. Оппоненты власти никак себя не проявили в эти дни, разве что порцией острой критики в соцсетях. Предпочли отмолчаться и казахские нацио­налисты, хотя их сегодня называют единственной силой, которая еще способна растормошить народ. Возможно, сами по себе национал-патриотические организации и слабы, но за ними стоит практически большинство государствообразующего этноса – казахов. И степень угрозы, исходящей от этой протестной группы, в “Ак-Орде” прекрасно осознают.
Возьмем, к примеру, Евразийский союз, который начнет полноценно функционировать 1 января 2015-го. Его противников в лице казахов, опасающихся за независимость страны, вполне достаточно, чтобы прогнозировать возможное повторение украинского сценария в Казахстане. Причем события в “незалежной”, на взгляд политолога Талгата Мамырайымова, можно спроецировать на то, как будет Россия действовать при создании Евразийского союза по отношению к Казахстану. “Она будет всячески принуждать нас вступить в него, – уверен он, – в том числе с помощью силовых инструментов. И поэтому сейчас “Ак-Орда” работает над созданием тыла, чтобы обезопасить свои взаимоотношения с Москвой, нейтрализовать возможные риски. В частности, она пытается укрепить связи с тюркским миром, чтобы создать определенный круг стратегических партнеров, на которых можно будет положиться при обострении ситуации по вопросу евразийской интеграции”.
Но именно заигрывания казахстанского руководства с пантюркизмом инспирируют рост поддержки этой в общем-то антироссийской доктрины в стране, полагает украинский политолог Михаил Павлив, опасаясь, что последствия этого процесса могут быть не самые радужные. “По моему мнению, ситуации с русскоязычной, русской и русскокультурной общиной в Украине и Казахстане не являются тождественными. Все же, если в Украине конфликт носит в большей степени культурный характер, то в Казахстане “водораздел” сугубо этнический. В этом сложности Украины и риски Казахстана. Как бы то ни было, в Украине невозможно представить себе этнические чистки. Что касается Казахстана, то если говорить сугубо гипотетически, там гражданский конфликт может принять такие угрожающие формы”, – заявил политический эксперт в интервью “Радиоточке”.
Словом, логически все идет к тому, что казахстанская власть может набраться смелости и отказаться от опасного союза. Помимо внешних стратегических партнеров, ей потребуется поддержка общества в лице казахских националистов. Вполне вероятно, что официальное заявление о проведении антиевразийского форума и есть начало всей этой кампании….
Чтобы оценить потенциал сотрудничества власти с национал-патриотическим движением, мы обратились к отечественным экспертам, занимающимся изучением этих процессов, с вопросом: “Как вы считаете, начнет ли власть заигрывать с казахскими националистами, опасаясь повторения украинских событий в Казахстане?”.

Марат Шибутов, представитель Ассоциации приграничного сотрудничества:
“Наши власти классом гораздо выше Януковича и не будут повторять его ошибок”
- Давайте сначала поговорим о предыстории вопроса. Что такое Майдан в политическом смысле? Это бунт правых партий (правоцентристских “Батькивщины” и “Удара”, нацио­налистов из “Свободы”) и ультраправого общественного движения (“Правый сектор”) против центристов из “Партии регионов”. То есть, если проводить аналогию с Казахстаном, – это национал-популисты и национал-демократы против “Нур Отана”. Но откуда взялись такие мощные правые партии в Украине?
Дело в том, что Янукович, будучи человеком не очень умным, решил провернуть следующую операцию по своему приходу к власти:
1. Последовательно избавился от сильных фигур в “Партии регионов” (к примеру, “случайно” погиб в 2007 году на охоте Евгений Кушнарев из Харькова) и видных политиков с пророссийской ориентацией (арест в 2013 году одесского депутата Игоря Маркова), чтобы они не создавали ему конкуренцию и чтобы все контакты с Россией замкнуть на себя
2. С помощью СБУ стал укреплять “Правый сектор” как возможную силу против России и связанных с нею политиков. К ультраправым примкнули футбольные фанаты всей Украины – даже ее Востока. В общем, типичная “зубатовщина”.
3. Помогал партии “Свобода” и Олегу Тягнибоку в их раскрутке, чтобы те отобрали часть электората у “Батькивщины” и косвенно у ее лидера Юлии Тимошенко, которая находилась в заключении. То есть “Свобода” выступала партией-спойлером в Западной Украине и должна была помочь расколоть силы, находившиеся в оппозиции к Януковичу.
И все это он делал настолько бодро и хорошо, что в настоящее время сидит в изгнании в Ростове-на-Дону, представляя собой политический труп. Хитрая, как он думал, стратегия “корми врагов, убей друзей” оказалась проигрышной.
Вот что представляют собой украинские события.
Будут ли теперь после них власти Казахстана заигрывать с нашими нацио­налистами, создавать им политическую организацию и как-то содействовать? Ну, думаю, если они хотят переехать на постоянное жительство в Москву или в Пекин и оттуда давать пресс-конференции, то, наверное, начнут заигрывать. Но, на мой взгляд, наши власти на несколько порядков выше классом Януковича и его ошибок повторять не будут. Так что, я думаю, все будет с точностью до наоборот.
И, разумеется, если национал-популисты постараются воспользоваться социально-экономическими протестами для собственной раскрутки – кончится это для них плохо. Полагаю, что для оппонирования нашей власти вполне достаточно пар­тийной оппозиции и ОСДП, большего пока не надо.

Серик Бельгибай, директор общественного фонда “RealPolitik”:
“Теперь ясно, что Кремль будет требовать полного подчинения”
- Сейчас, после украинских событий, все в нашей стране четко поняли, что Россия опасна. Поняли то, о чем наши патриоты говорили все время.
Вторжение России в Украину показало истинные намерения Путина и сделало ясными цели создания Евразийского союза. Это попытка восстановления СССР при полном доминировании России.
Заявления Жириновского и Лимонова находятся в одном русле с этими событиями. Это угроза использования силы для присоединения к себе соседних стран (либо их частей). Неслучайно в преддверии визита Назарбаева в Москву, куда его позвал Путин на 5 марта, Россия провела демонстративные учения, запустив на территорию Казахстана ракету “Тополь”. Давление на нас будет весьма сильным, а в случае введения санкций против России и тем более начала войны в Украине возможен вариант захвата нашей страны. Как мы помним, после высказываний Жириновского МИД отправил запрос в Россию и получил крайне презрительный и наглый ответ: мол, у вас организуются какие-то “Антигептилы”, требуют закрыть русские полигоны, и вы сами виноваты. Аргументация русской стороны – и по полигонам, и по Байконуру – всегда была простой: это наша земля, и вас, казахов, это не касается.
В такой ситуации необходима поддержка со стороны общества. В первую очередь со стороны представителей казахов. У нас много казахских националистов, то есть тех, кто поддерживает идеи патриотизма, любви к своей родине, и руководствуется в своих действиях ее интересами. Но проблема в том, что нет сильных организаций. Есть небольшие группы активистов, но они разрознены.
Пойдет ли власть на сближение с националистами? Использует ли она их как опору в наметившейся опасной ситуации? Власть давно отвыкла советоваться с обществом. Обращаться к каким-то независимым общественным движениям, тем более советоваться с ними не в ее стиле. Их потенциал власть предержащие могут использовать только тогда, когда положение станет крайне опасным, когда уже некуда будет деваться. Но чтобы они пошли на это, нужно, чтобы Россия угрожала не просто стране и казахскому народу, а им лично, их положению.
В то же время наша власть неоднородна, в ней много разных групп, персоналий. Кто-то может попытаться, осознавая опасность момента, поддержать казахских националистов. Последних часто обвиняют в том, что они ручные, контролируются властями. Но здесь все намного сложнее. У них есть контакты с теми или иными фигурами из государственного аппарата, часто просто дружеские, родственные, кто-то им симпатизирует… Но говорить, что они прикормлены, было бы неправильно. Их позиция во время недавней девальвации ни о чем не говорит – они сделали, что могли, и сделали не больше того, что могут сделать мелкие, разрозненные группы по 5-10 человек в каждой.
Сегодня главная цель наших националистов – это объединение и координация усилий. Чем хуже будет становиться положение, чем более сильным будет давление со стороны России, тем быстрее это произойдет. Власть опасается, что, открыто поддержав казахское общество, казахских патриотов, она может спровоцировать какие-то действия со стороны Москвы, дать ей повод. Но это не так. Повод Москва найдет в любом случае.


Сауле Исабаева

Комментариев нет:

Отправить комментарий