вторник, 5 марта 2013 г.

Artel закрыл магазины и производcтво в Ташкенте


Сеть фирменных магазинов бытовой техники Artel в феврале прекратила торговлю в Ташкенте и сборку продукции на местном заводе.


В последние дни февраля в Ташкенте закрылись все магазины Artel, которых в столице Узбекистана насчитывалось почти два с половиной десятка. Магазины на ярмарке «Малика» и на рынке «Абу Сахий» распродают остатки техники Artel, не надеясь, что их склады в обозримом будущем снова заполнятся бытовой техникой отечественной сборки.

В офисе компании сообщили, что закрытые магазины и приостановленное сборочное производство — не более чем «временные трудности», но причину трудностей назвать отказались.

Компания была создана в 2011 году, в 2012 году с ее конвейеров сошли первые образцы, собранной в Узбекистане бытовой техники — газовые плиты, микроволновые печи и кондиционеры.

В середине прошлого года компания начала продажи LCD-телевизоров под собственной маркой, а в январе этого года в магазины поступили и сотовые телефоны от Artel.

Made in Uzbekistan

Продукцию Artel нельзя назвать в полном смысле отечественной — на предприятии компании технику собирают из импортных комплектующих. В Узбекистане производится только небольшая часть, около 20%, наименее технологичных деталей.

К концу прошлого года в фирменных магазинах, в торговых рядах «Малика» и на рынке «Абу Сахий» можно было купить не только газовые плиты, телевизоры, микроволновки и кондиционеры, но и холодильники, в том числе 'no frost', стиральные машины, встраиваемую кухонную технику и собранные на мощностях узбекистанского завода пылесосы Samsung.

Такой мощный старт, агрессивная маркетинговая кампания и позиционирование компании как узбекистанского производителя бытовой техники давали основания думать, что Artel станет флагманом отечественного производства техники для дома и в значительной степени заменит импортную продукцию, которой власти Узбекистана объявили войну.

К концу прошлого года техника Artel с биркой «сделано в Узбекистане» стала привычной, а первые ее покупатели остались довольны ее качеством.

Но дорого

Прочному завоеванию собственной ниши на рынке бытовой техники мешало недоверие большинства покупателей к отечественной продукции и цены, которые не сильно отличались от цен на аналоги зарекомендовавших себя Samsung и LG.

«Все шло к тому, что Artel станет самой покупаемой техникой — качество гарантировано импортными комплектующими, но производитель установил слишком высокую цену», - говорит продавец-консультант из магазина бытовой техники на ярмарке «Малика» Шухрат.

Цены на бытовую технику под маркой Artel только на 5%-6% ниже цен на продукцию хорошо известных и популярных в Узбекистане корейских Samsung и LG.

«Покупатель не спешит приобретать довольно дорогую технику неизвестного производителя, тем более, что ее цена не намного ниже проверенных корейских компаний. Artel сможет стать массовой техникой, если будет дешевле корейских аналогов не меньше чем на 25%», - считает владелец небольшой сети магазинов бытовой и компьютерной техники Хикмат Пардаев.

Борьба с импортом

Президентское постановление О мерах по дальнейшему повышению конкурентоспособности отечественной продукции и усилению борьбы с незаконным ввозом товаров и усложнение импорта потребительских товаров должны были понизить позиции зарубежной продукции, сделать ее неконкурентной по цене и открыть дорогу местным производителям.

Так, по крайней мере, предполагали владельцы магазинов бытовой техники. Некоторые из них поспешили переориентироваться и пересмотрели портфели заказов в пользу таких отечественных производителей бытовой техники, как Artel, Sino и «Фотон».

Но если самаркандский завод Sino производит только холодильники, а ташкентский «Фотон» - телевизоры и тюнеры для спутникового ТВ, то Artel обещал удовлетворить потребности покупателей по значительно большему числу позиций.

Руководство Artel отказывается комментировать приостановку работы компании.

А дилеры строят догадки о причинах паузы, большинство из них уверенны, что сбой вызван все тем же президентским постановлением о наступлении на импорт.

«Комплектующие-то все импортные, а сейчас меняются требования к оформлению и маркировке импортных изделий. Вообще меняются условия для импортеров, и не все еще ясно», - комментирует сбой с производством и поставкой техники Artel Пардаев.

Последствия войны с импортом

С закрытием фирменных магазинов Artel совпало исчезновение с прилавков продуктовых магазинов продукции другой отечественной компании — Coca Cola Uzbekistan, закрытие нескольких супермаркетов Dunyo.

Обе эти компании через подставных лиц принадлежат старшей дочери президента Узбекистана Гульнаре Каримовой.

Такое совпадение дало почву для сплетен о начавшихся гонениях на старшую президентскую дочку, которой приписали и владение компанией Artel.

Анонимный источник в Coca Cola Uzbekistan сообщил, что дефицит прохладительных напитков от Coca Cola вызван перебоями в поставках импортного сырья — концентрата из которого производятся напитки.

В свете последних изменений в экономической политике Узбекистана и отношения к импорту проблемы с импортными комплектующими и сырьем, возникшие у Artel и Coca Cola Uzbekistan, понятны и объяснимы.

Закрытие супермаркетов Dunyo, ассортимент которых на 70%-75% состоял из местных товаров, может иметь более интригующие причины и последствия, особенно если учитывать, кто владеет этой торговой сетью.

Uznews.net

Комментариев нет:

Отправить комментарий