вторник, 17 сентября 2013 г.

Казахи в Узбекистане. Так же плохо, как всем

На этой неделе появилась информация о том, что в Юкарычирчикском районе Ташкентской области снесли поселок Китай тепа, который считается местом массового проживания лиц казахской национальности.

"Прямо под Ташкентом, примерно в 15 километрах, есть поселок Китай тепа. Там только казахи проживали. Молодежь переехала в Казахстан, а старики оставались. И целое село снесли бульдозерами, а жителей всех вывели в поле, поставили им шатры, и они там живут. Все сделали без их разрешения и еще запретили кому-либо что-либо рассказывать", - говорит один из очевидцев сноса.
В городской администрации Ташкента объясняют снос домов плановыми мероприятиями. С учетом генерального плана расширения автомобильных дорог; жильцам будут выделяться денежная компенсация и альтернативное жилье.
Однако, как рассказали на условиях анонимности некоторые очевидцы сноса домов, предлагаемое жителям альтернативное жилье их не устраивает, а компенсации слишком малы и не могут покрыть стоимости снесенных домов. К тому же, появилась информация, что  территорию снесенного поселка заселяют жителями титульной нации из Андижана, Маргилана и других населенных пунктов.   
Эта история в очередной раз дает повод задаться вопросом: как сегодня живут казахи в Узбекистане, стране, где сегодня проживает самая многочисленная и вторая по численности казахская диаспора в мире.
Узбекский политолог Баходир Сафоев отмечает, что в Узбекистане осталось значительное число этнических казахов, которые живут в тех же сложных условиях, что и все население,  бытовой национализм имеет место, но в незначительных масштабах.
«Между казахами и узбеками исторически существует определенная напряженность, еще в советские времена имела место быть определенная конкуренция за лидерство в Средней Азии, к примеру, было известно противостояние между Динмухамеддом Кунаевым и Шарафом Рашидовым, это иногда переходило и на бытовой уровень. После краха СССР, казавшийся более экономически развитым и успешным Узбекистан начал быстро сдавать свои позиции. Начался затяжной экономический кризис, сегодня узбеки массово работают в Казахстане и есть ощущение некоей исторической несправедливости, поэтому определенное  напряжение имеет место быть. Другое дело, что нельзя говорить о наличии в Узбекистане  масштабного национализма против казахского этнического меньшинства, так как в целом в стране подобные проблемы в основном решены, люди слишком загружены текущими проблемами и элементарным выживанием, поэтому иное их редко тревожит», - говорит Сафоев.
Об определенном порохе, существующем в отношениях этнических  казахов и узбеков в соседнем государстве,  явственно стало понятно в начале 2012 года, когда в городе Чирчике, неподалеку от столицы страны - города  Ташкента произошел конфликт на национальной почве, который мог иметь самые печальные последствия. Один из местных информационных ресурсов тогда описал  его причину так:   в городе Чирчике в Ташкентской области органам правопорядка удалось предотвратить крупные межнациональные столкновения между узбеками и казахами в возрасте до тридцати лет. Одной из причин конфликта представителей двух народов, традиционно соседствующих друг с другом, стала оскорбительная для казахов песня, распространенная в Интернете и записанная на мобильные телефоны.       
Местные студенты рассказывали, что подобные конфликты - далеко не редкость.
«У нас каждый год, в основном, после хлопковой кампании, случаются драки между казахами и узбеками», - говорит один из студентов.
В злополучной песне, приведшей тогда к противостоянию двух народов, звучало утверждение, что  казахи не умеют, в отличие от узбеков, одеваться, не образованы и живут в плохих домах. Это вызвало гнев казахской общины Чирчика и молодые люди записали свой ответ, направленный уже в адрес узбеков.
Тогда остудить межнациональные страсти удалось только путем введения в Чирчик специальных войск. 
Общие проблемы и низкий уровень жизни, а также сложности межнационального характера часто становятся поводом для казахов Узбекистана о принятии решения о возвращении на историческую Родину. В частности, в программе для оралманов доля казахов, приехавших из Узбекистана, остается самой большой. 
К примеру, за период с 1999 по 2009 год  в РК из соседнего государства переехало 288 839 казахов, это - 74% всех казахов, прибывших на постоянное место жительство из всех стран СНГ, и 48% - от доли всех казахов, переселившихся за эти годы в Казахстан из-за границы.  Вместе с тем, эта статистика не охватила то число переехавших в РК из Узбекистана, кто умер в промежутке между 1999 и 2009 годом, таким образом, можно отметить, что лишь за этот период в среднем в Казахстан перебралось свыше 300-350 тыс. этнических казахов из Узбекистана.
Цифры свидетельствуют, что данный процесс обретает массовый характер, но, в силу того, что в последние годы программа для оралманов в значительной степени претерпела изменения и была сокращена, возвращение казахов на историческую Родину было в основном свернуто.
К тому же, многие из приехавших в РК отмечали, что условия жизни в Казахстане для них оказались не столь благостными, как они предполагали. Значительную часть не устраивает предоставляемое жилье и невозможность трудоустройства. Поэтому, пока «узбекские» казахи все еще достаточно широко представлены в Узбекистане.
Также значительной проблемой, по мнению депутата мажилиса парламента РК Уалихана Калижанова, является то,  что им чинят при выезде административные препятствия.
«Для наших соотечественников, проживающих в Узбекистане, возникает немало препятствий. И хотя президент Узбекистана Ислам Каримов говорит, что у них все и для всех общее, тем не менее, чиновники узбекской стороны создают препятствия, а именно: усложнили процедуру выхода из гражданства Республики Узбекистан для наших этнических соотечественников. Например, необходимы заявления родственников, остающихся в этой стране, в том числе детей, достигших 14-летнего возраста, заверенные нотариусом, о том, что они не возражают о вашем выходе из гражданства Узбекистана», -  отмечал депутат
Эксперт Института экономических исследований стран Центральной Азии, Алишер Хамидов,  говорит, что казахи в Узбекистане достаточно хорошо адаптировались к местным реалиям, но они так же, как и представители других национальностей, в том числе и титульной, страдают от коррупции и низкого уровня жизни.
 «Когда в 2011 и 2012 году в Ташкенте, Ургенче и Хорезме массово сносили дома, то люди также получали маленькие денежные компенсации, которые не могли покрыть  стоимости их жилья, тогда под горячую руку городских властей попадались и русские, и корейцы, и узбеки. То есть говорить о каком-то избирательном подходе по отношению к казахам не стоит, другое дело, что общеизвестно, что даже на самом высоком уровне между лидерами обеих стран существует некая холодность в отношениях, тут надо учитывать и историческую специфику. Узбеки в силу своей великой истории и средневековым завоеваниям Тамерлана всегда чувствовали определенное превосходство над региональными соседями, не имевшими такого исторического бекграунда. Сегодня же, в силу как объективных обстоятельств, так и субъективных, Узбекистан уступил лидерство в регионе Казахстану и узбеки считают, что это - исторически неоправданно, это может вызывать некую антипатию, но не думаю, что она переходит в какие-то ощутимые масштабы. Все-таки исторически оба народа были вместе и боролись за свою идентичность и порой даже за выживание, поэтому, помимо противостояния, есть и много объединяющих факторов», - говорит Хамидов.
Казахи в Узбекистане населяют, прежде всего, регионы,  которые граничат с РК. Значительную часть населения казахи составляют в областях: в Ташкентской -13,7%, в Навоийской -10,2% и в  Джизакской - 6,6%. 
Больше всего их, конечно же, проживает в Республике Каракалпакстан - 24,8%. В Ташкенте же казахи составляют примерно 2% от всего населения узбекской столицы, занимая 4-е место среди представленных в городе этносов.  В целом казахская диаспора в Узбекистане насчитывает от 1,5 до 2 млн человек. 
Для многих казахов в Узбекистане становится проблемой и обучение на родном языке. По данным министерства народного образования Узбекистана, если, к примеру, в 2002-2003 годах в Узбекистане была 581 смешанная школа с казахским и узбекским языком обучения, то уже в 2006-2007 годах количество таких смешанных школ составило 521. Из них в 234  обучение ведется только на казахском языке, в остальных – смешанное обучение. В последние годы доля школ, где преподается казахский язык, резко сократилась - как в силу отъезда казахов из Узбекистана, так и из-за отсутствия специалистов.  Стоит отметить, что к моменту распада СССР в Узбекистане было свыше 700 школ с казахским языком обучения.
Сегодня многие юноши и девушки казахской национальности, обучавшиеся в Узбекистане в средней школе и колледжах и лицеях, решают продолжить свое образование в Казахстане – в основном, в Южно-Казахстанкой области, в силу географического расположения и более схожих условий проживания. 
Молодежь считает, что, получив казахстанское образование, она имеет больше перспектив для обустройства в жизни, нежели с узбекскистанским. 
Казахи из Узбекистана, помимо Шымкента, сегодня, как правило, переезжают в Жамбылскую, Алматинскую области и город Алматы, так как чувствуют ментальную близость с казахами, населяющими эти территории.
Любопытно и то, что многие казахи приезжают из Узбекистана на сезонные заработки в РК, но возвращаются обратно домой и предпочитают работать в Казахстане, но жить в Узбекистане, так как стоимость продуктов питания и коммунальные услуги в соседнем государстве в разы ниже, чем в РК.
Еще один интересный парадокс жизни этнических казахов в Узбекистане. Многие люди пожилого возраста намеренно берут казахстанское гражданство, при этом, не желая покидать Узбекистан, но хотят получать именно казахстанскую пенсию, которая в 3-4 раза превышает местную.
Несмотря на то, что в Узбекистане запрещено двойное гражданство, местные власти не особо препятствуют старикам, так как это снимает с них дополнительную социальную нагрузку.
При этом сегодня в Казахстане проживают около 450 тыс. узбеков, примерно 3% от всего населения. Количество трудовых мигрантов из Узбекистана оценивается в пределах от 500 тыс. до миллиона человек.
«Конечно, экономические, трудовые, а зачастую - родственные связи настолько переплетены между казахами и узбеками, что говорить о какой-то целенаправленной политике узбекских властей против казахского этнического меньшинства не приходится. С другой стороны, официальные власти в Ташкенте часто использовали те или иные поводы, чтобы продемонстрировать Астане свое недовольство политикой Казахстана. В частности, все помнят историю закрытия со скандалом казахстанского культурного центра в Ташкенте, когда часть его сотрудников была обвинена в ряде преступлений. Часто казахстанским бизнесменам чинят разные препятствия, особый статус Каракалпакстана и преобладание в нем казахов тоже имеет потенциал для определенных сложностей у казахского меньшинства в Узбекистане, но пока можно констатировать, что казахи сталкиваются в Узбекистане с тем значительным набором проблем, как и все остальные местные граждане. Поэтому, снос домов в казахском поселке вряд ли стоит воспринимать как целенаправленную политику  местной власти против казахов Узбекистана», - говорит Баходир Сафоев.

Комментариев нет:

Отправить комментарий