вторник, 17 сентября 2013 г.

Хлопковая агония Узбекистана

В этом году в Узбекистане наблюдается невиданный массовый «выгон» населения на сбор хлопка. Руководитель Инициативной группы независимых правозащитников Узбекистана Сурат Икрамов в интервью говорит, что видимо чиновники торопятся «набить карманы».


- Сурат, везде в мире хлопок собирают сами сельские жители. Почему в Узбекистане  нельзя обойтись без городского населения?  

- В большинстве стран мира существует реальная рыночная экономика, где фермер является хозяином своего урожая. У нас на хлопок установлена государственная монополия, определенная жесткими госзаказами и низкими закупочными ценами.

В результате фермеру выращивание хлопка зачастую оборачивается убытком, а сборщик хлопка за свой труд получает такую мизерную сумму, которой ему не хватает даже на обед. 

Получается, дехкане не заинтересованы в сборе урожая хлопчатника. Поэтому сбор хлопка можно произвести только при помощи рабского труда горожан.

- Действительно ли этот хлопковый сезон превзошел все предыдущие по масштабам привлечения горожан к сбору хлопка?

- Да, такого раньше не было. Еще в августе были проведены собрания, посвященные предстоящей хлопковой кампании. На хлопок в этом году гонят даже торговцев с рынков,  серьезно надавили на бизнесменов, которым предложили основательно раскошелиться на наем сборщиков. 

О работниках бюджетных организаций и говорить не стоит - люди под угрозой увольнения поставлены в такие условия, что вынуждены или сами ехать на хлопок, или давать крупные суммы на наем вместо себя мардикоров.

С начала сентября только из Ташкента в добровольно-принудительном порядке на сбор хлопка отправлено почти 200 тысяч человек. А по всей республике эта цифра, по моим подсчетам, составит не менее двух-двух с половиной миллионов.

- С чем Вы связываете столь беспрецедентные меры?  

- Здесь несколько причин. Одна из них - предстоящий приезд в этом году в Узбекистан наблюдателей МОТ (Международной организации труда). Возможно, именно поэтому горожан заставили написать заявления, что они едут на хлопок добровольно.

И всех, в первую очередь студентов и учащихся колледжей, проинструктировали, как врать посторонним людям: «Собираю хлопок добровольно, хочу помочь родине повысить экономические показатели».

Вторая причина связана с отказом Узбекистана под давлением международной общественности от привлечения к сбору хлопка школьников. В результате республика лишилась огромной армии бесплатной рабочей силы, которую восполнить можно только за счет жителей городов.

Третья причина связана с климатическими условиями - надо успеть собрать урожай перед возможными дождями.

Но главная причина, на мой взгляд, заключается в том, чтобы продать за границу побольше хлопка. Судя по сообщениям местных СМИ, Узбекистан наметил подписание на предстоящей в октябре хлопковой ярмарке контрактов на поставку хлопкового волокна  и старается всеми силами выполнить свои обязательства.

- В экономике Узбекистана все столь плохо, что правительство хочет гарантировать хоть эту часть прибыли

- Вряд ли кто-то из  чиновников Узбекистана думает об экономике. В стране, где размах коррупции достиг невиданных размеров, власти заинтересованы не в том, чтобы что-то улучшить в стране, а в личном обогащении. 

Недаром в Лондоне самую дорогую недвижимость скупили именно жители Узбекистана, даже россияне стоят после них на втором месте. Поэтому можно смело предположить, что значительная часть прибыли от нынешнего урожая хлопка пойдет на дальнейшее обогащение чиновников – они торопятся вовремя набить свои карманы.

- Можно ли Ваши слова «торопятся» и «вовремя» рассматривать, как намек на предстоящий уход в 2015 году с политической сцены президента Ислама Каримова и предстоящие за этим возможные изменения в стране? 

- Вариантов здесь множество. Но один из них не исключает, что чиновники боятся, как бы в ближайшем будущем их не отстранили от хлопковой кормушки, а то и вовсе эту кормушку закрыли, отменив государственную монополию на хлопок.

О таком беспокойстве чиновников свидетельствуют и беспрецедентные шаги по продаже в Китай газа, в Кыргызстан, Казахстан, Туркменистан и даже Афганистан электричества в ущерб собственному населению. 

Где это видано, чтобы население страны, богатой энергоресурсами, страдало от постоянных многочасовых отключений электроэнергии и агитировалось властями на переход с газа на дрова?

При этом населению неизвестно, куда идет валюта, вырученная с продажи за рубеж электричества, газа, того же хлопка - нигде в местных СМИ об этом не сообщается ни строчки. Не надо быть ясновидящим, чтобы понять, что происходит. 

- Но вернемся к нынешней хлопковой кампании. В этом году впервые за всю историю на полях Узбекистана должны появиться наблюдатели МОТ - Международной организации труда, которые будут осуществлять мониторинг за сбором хлопка. Какие рекомендации Вы могли бы им дать?

- Я бы дал два совета. Первый – осторожно относится к узбекским чиновникам. Они приложат все усилия, чтобы представить сбор хлопка в Узбекистане в самом розовом свете. А при этом, наверняка устроят пышную встречу, богатые застолья, не поскупятся на дорогие подарки. Если наблюдатели МОТ поддадутся этой восточной хитрости, то все пропало - можно считать, что они приехали в Узбекистан зря.

И второй совет - сразу по приезду в Узбекистан связаться с правозащитниками, устроить с ними встречу на какой-нибудь нейтральной территории, например в представительстве ООН в Узбекистане. Правозащитники могут дать инспекторам наиболее правдивую информацию, правильно их сориентировать.

В качестве примера можно привести приезд в Узбекистан в 2002 году инспектора ООН по пыткам Тео Ван Бовена. Он прямо с самолета отправился на встречу с правозащитниками, после чего смог задать чиновникам много неприятных вопросов и подготовить объективный доклад.

Uznews.net

Комментариев нет:

Отправить комментарий