понедельник, 23 сентября 2013 г.

"Недовольных нынешней политической ситуацией людей очень много"

«Азаттык» Какое вы имеете отношение к новому оппозиционному движению «Сопротивление»? Вы были замечены на его презентации, которая прошла 18 сентября.

 
Джакупова: Я была приглашена туда в качестве гостя. Официально.
 
«Азаттык»В прессе высказывается мнение, что вы принимали непосредственное участие в создании движения вместе с Омурбеком Суваналиевым и Бегалы Наргозуевым.
 
Джакупова: Потом было опровержение. Если вы видели, то в официальном пресс-релизе было сказано, что движение создали Суваналиев и Наргозуев. Безусловно, я их знаю давно. Я поддерживала Суваналиева  во время  президентской кампании в 2011 году. Город у нас маленький и, возможно, нас часто видели вместе, и поэтому родилась интрига.

Я не буду отнекиваться от них, но я не создавала и не являюсь членом объединения. Движение есть движение, и оно не предусматривает членства. Вполне возможно, если будут какие то мероприятия - круглые столы или акции - я их поддержку своим присутствием.
 
«Азаттык»Члены движения «Сопротивление» заявляют о том, что будут противостоять узурпации власти? Вы поддерживаете такие идеи?
 

Джакупова: Да, поддерживаю. Я думаю, что не только я. В принципе число людей, недовольных ситуацией, сложившейся в области права, судебной системы, политизации правоохранительных органов, сращивания власти с криминалом, очень много. Поэтому они назвали это не партией, а движением. Люди хотят сопротивляться беспределу.
 
«Азаттык»Оппозиция в нынешнем ее виде способна противостоять и эффективно оппонировать властям?
 

Джакупова: Давайте вначале определимся с понятием оппозиция. Есть уличная оппозиция, а есть системная – парламентская оппозиция. У нас в Кыргызстане системной оппозиции нет. История оппозиция всегда была связана с очень сильным блоком оппонентов власти в стенах парламента.

При Бакиеве именно парламентская оппозиция использовала трибуну для оппонирования властям. А сейчас вроде есть парламентская форма правления и парламентская оппозиция, но на самом деле оппозиции внутри парламента нет. Из-за этого можно сказать, что в этом смысле оппозиционное движение сильно ослаблено.
 
Когда против тебя используют криминал, когда против тебя возбуждают уголовные дела, очень трудно. Сейчас стало как дважды два возбудить уголовное дело и посадить. В случае с Тюлеевым что сказала Генеральная прокуратура? «Вы знаете, у нас нет нормы закона, которая позволяет конфисковать имущество людей, не фигурировавших в уголовном деле. Но и запрета нет. Поэтому можно это делать», - таков был ответ.

Люди, которые такой бред воспроизводят, сейчас занимают должности.  Президент и парламент на это смотрят сквозь пальцы. Если бы у нас была парламентская оппозиция, они должны были раскачать эту проблему и поднять вопрос о соответствии должности. У нас же в парламенте любой вопрос заканчивается «пшиком». Это и банковские ячейки, мародерство, освобождение Азиза Батукаева. Результатов нет. Это говорит о том, что у нас нет парламентской оппозиции.
 
Из-за отсутствия парламентской оппозиции вся острота политической борьбы выльется на улицу. Самые сильные оппоненты власти будут на улице. В парламенте оппозиция беззубая, торгашеская. Они торгуются за должности и чтобы не угодить на нары. А торгаш по определению не может быть бойцом, и следовательно оппонентов власти в парламенте мы не получим.

Власть не оставляет другого способа оппонировать. Это абсолютно бакиевские методы. Они пока не убивают пачками, но не много осталось ждать, раз уж они начали лепить «Юпи-гейты» и прочие постановы. Тем паче, они отпустили на волю криминал и теперь в хороших с ним отношениях.
 
«Азаттык»Высказываются мнения, что власть сама подталкивает оппозицию на радикальные шаги. Вы согласны с этим?
 
Джакупова: Я не могу понять логику Алмазбека Шаршеновича. Либо он это отдал на откуп каким-то политологам, которых он должен срочно уволить. Он радикализирует тех людей, которые по определению не могут быть радикалами. Что он сделал с Джекшенкуловым с этим «Юпи-гейтом»? Он невольно загнал его в радикальное оппозиционное поле. Он, как бывший госслужащий, как экс-министр иностранных дел, по характеру не радикал.

Он бы двигался себе в рамках круглых столов и так далее. Но ему показали, что мы тебя вот так склеим, дело сошьем и посадим. Нариман Ташболотович же сел на 11 лет. То же самое будет и с этими. Я не могу понять, чего они добиваются такими методами.
 
«Азаттык»Как вы считаете, программа по взращиванию новой элиты может дать какие-то результаты?
 
Джакупова: Так много разговоров вокруг этой концепции. Я, во-первых, не знакома с концепцией «Корпус-500». Но способ преподнесения был очень неудачный с самого начала. Я читаю об этой программе и вижу, что в головах у многих людей такая мешанина. Она была сформирована благодаря неудачному вбросу со стороны президента. Если вы помните, первое упоминание о концепции было в интервью Атамбаева.

Он сказал, что оппозиция слабая, несистемная, она слабая, ни на что неспособная и поэтому он собирается в сентябре-октябре представить новый концепт. Это связали с обучением новой оппозиции. Поэтому некоторые политики говорят, что президент говорит, что он заинтересован в сильной оппозиции. Ни один президент на самом деле не будет заинтересован в сильной оппозиции. Чем она слабее, тем ему комфортней жить. Как я понимаю, «Корпус-500» это программный документ по взращиванию какой-то новой элиты. Мне сложно судить об этом, потому что я не знакома с программными положениями.
 
Где то недели 2-3 назад мне пришло приглашение, которое сопровождалось текстом, что я включена в программу «Корпус-500». Исходя из этого, я поняла, что кто-то оказал мне честь и включил вот в эту программу. Но мне 55 лет. Если из меня хотят в этом возрасте лепить элиту, то когда я ею стану? В 60-70 лет?  На подготовку тоже время требуется. Я, будучи воспитанным человеком, сказала, что со мной это не согласовывали и так далее. С самого начала непонятны критерии, по которым отбирают.

Почему в эту программу попадает Джакупова с ее возрастом, с непростыми взаимоотношениями с нынешней псевдоэлитой, которая сейчас восседает на политолимпе? Кто отбор производил? Это же ключевой вопрос. Может, идея неплохая и совершенно благая мотивация помочь молодому поколению усвоить базовые политические вещи. У нас с этим проблемы.

И у нас эта проблема проявляется. Глядя на наш депутатский корпус, ты понимаешь, что многим из них нельзя близко подходить к людям, не то чтобы занимать какие-то политические должности. Наверное, программа неплохая, но исполнение ужасное. Поэтому такой скепсис возникает с самого начала.
 
«Азаттык»Вы сейчас видите среди молодежи людей, которые способны заменить нынешнюю элиту и повести страну вперед?
 
Джакупова: Вы знаете, странно, когда у нас говорят: «Дайте дорогу молодежи». В обществе совершенно механистическое представление о преемственности в  политике, искусстве или еще в чем-то. Мы же не в Советском Союзе живем, когда приходит директива ЦК КПСС о замене 50-летних на 40-летних. Это не решается так. Этот процесс будет проходить в нашей стране гораздо болезненнее, чем в соседнем Казахстане, например.

Политическая и другая элита готовится годами. Люди должны приобретать опыт администрирования, опыт строительства отношений с коллективом. Опыт должен нарабатываться на практике. Одной школой теоретических знаний это сделать невозможно. Мы знаем огромное количество неплохих теоретиков, но неважных администраторов. Людей надо обкатывать в практических условиях.
 
«Азаттык»: Исходя из всего вами сказанного, что бы вы могли посоветовать президенту для улучшения жизни в стране?
 
Джакупова: Где-то полгода назад у меня было очень для меня не характерное интервью. Это была радостная похвала Алмазбеку Шаршеновичу. Оно было связано с обращением президента к Жогорку Кенешу. Он сделал акцент на том, что хватит, давайте следовать закону. А мне так надоел этот бардак кругом, и я обрадовалась. И я написала: «Ну наконец-то!». Это было очень правильным выступлением. А что потом? Ничего, «пшик».

Любые программы, если не сопровождаются реальными действиями, то это «пшик». После всего этого я не знаю, какие давать советы президенту. И какой в этом смысл? Я не вижу самого главного - желания президента улучшать страну. Бывает, когда человек что-то хочет сделать, но у него не получается. Он нуждается в советах или в поддержке. В данном случае президент ни  в чем не нуждается, потому что он ни  в чем не заинтересован.

На что реагирует наш президент? Он ходит на пятничный намаз. На какие-то такие вещи он обращает внимание. А на то, по поводу чего общество гудит, он не реагирует. Например, Батукаев. Президент молчит. Хотя это ЧП. У нас не так много коронованных, извините, ОПГшников, и чтобы по красной ковровой дорожке он взошел на трап самолета. Это была дикая пощечина. Общество гудело, президент молчит. Дело по 7 апреля длится уже три года, президент молчит. Как же, он не может вмешиваться в суд. Скажите мне хоть один вопрос, по которому гудело общество, и президент отреагировал?
 
В Москве изнасиловал девушку выходец из Дагестана – гражданин Российской Федерации. Что делает президент огромной страны как Россия? Он воспринял это как ЧП, вызов. На следующий день он не побрезговал спуститься со своего президентского Олимпа и дать взбучку всем начальникам вплоть до самых мелких. А что сделал наш глава государства, когда вся страна гудела по Батукаеву? Когда Алмазбек Шаршенович отреагировал? Когда Батукаев улетел, прошло энное количество времени, он наконец-то соизволил благостно все свалить на вице-премьера Шамиля Атаханова, когда тот и так уже ушел в отставку.
 
Какой вывод напрашивается? Президенту глубоко наплевать на наши проблемы. Он живет в собственном мире. Он ездит по европейским странам. Рисует цифры, рисует благостные картинки, как он на деньги Евросоюза строит верховенство права. Приезжают ШОСовцы, он рисует другие картинки, как он борется с преступностью и наркотиками. Как я могу давать ему советы? Не нуждается он в них.

Комментариев нет:

Отправить комментарий