пятница, 4 апреля 2014 г.

Возвращение Карима Масимова в правительство - это повышение или понижение?

Позавчера глава государства принял отставку  премьер-министра Серика Ахметова и подписал указ о назначении на эту должность теперь уже бывшего главы администрации президента Карима Масимова.
Как расценивать очередную рокировку? Как понижение руководителя АП или признание его заслуг в качестве главы правительства? Обозреватели Central Asia Monitor постарались разобраться в перипетиях политической борьбы.
Беспремьерное поведение
Новая рокировка удивила немало людей внутри страны. И если отставку Серика Ныгметовича еще можно было прогнозировать с некоторой долей вероятности, то работа администрации президента в последние месяцы публичных нареканий не вызывала: на виду у всех в последние месяцы был именно блок, за который традиционно отвечает правительство. Причем, по большей части, недочеты кабмина носили скорее имиджевый, нежели социально-экономический характер. Давайте вдумаемся. Нацио­нальный банк республики провел шоковую девальвацию – это, пожалуй, новость номер один последних месяцев. Фор­мальную ответственность за макроэкономическую часть данного шага несет, безусловно, Кайрат Келимбетов. Но как отыграли этот момент члены правительства? Страна не только не услышала слов поддержки со стороны премьер-министра, более того, его подчиненные позволили себе ряд высказываний, которые прямо указывали на их непрофессионализм. Ситуацию не спас даже экстренный рейд главы кабмина по Астане.
Из этой же оперы и трагедия в Карагандинской области (родной для премьер-министра), где в результате разрушения дамбы под водой оказалось село Кокпекты с пятью погибшими и большим количеством пострадавших. К слову, администрация президента сработала в этом случае с очень большой отдачей – несмотря на трагедию, в Казахстане не случилось информационной истерики, которая обычно сопровождает любую техногенную катастрофу последних лет. Информационные потоки были сужены до минимума, и аудитория в подавляющем большинстве своем даже не успела сделать выводов. Но их сделали “наверху”: оперативная работа МЧС – это еще полдела.
Страна в таких случаях нуждается в публичном лице, которое будет вещать буквально с “завалов”, на месте трагедии рассказывая жителям пострадавшего региона, как именно будет заботиться о них власть. Кто подходит для этой роли более всего? Премьер-министр. Без вариантов.
Впрочем, несправедливо было бы говорить об одних только недочетах. Неблагодарность работы главы правительства в том и заключается, что успехов (а нормальное функционирование экономики – это тоже успех), как правило, не замечают, зато критике председатель кабинета министров подвергается за любой промах. Такая система координат. Но есть несколько важных моментов, о которых хотелось бы поговорить отдельно.
В сущности, и это надо отметить, правительство Серика Ахметова действительно работало без крупных сбоев. Перечисленные нами “огрехи” явно не тянут на отставку – в таком режиме существовали многие кабинеты министров, и ничего, работали, получая периодические нагоняи от президента. Нынешний состав правительства глава государства критиковал дважды: летом и осенью. В первый раз критика касалась реализации пенсионной реформы, во второй раз кабмину досталось за провал программы жилищного строительства. Если внимательно рассмотреть все нюансы критики, то можно прийти к выводу – президентская критика носила исключительно рабочий характер, и ничего фатального глава государства в своих выступлениях не произносил. Только на основании этого можно утверждать, что отставка Ахметова вряд ли связана с недостатками в работе, какими бы они ни были. Но чтобы подтвердить нашу гипотезу, надо следить за очередным карьерным поворотом бывшего восьмого премьер-министра независимого Казахстана.

Соответствие штабу
И вот здесь мы вплотную подходим к другому органу государственной власти в стране. Почти все обозреватели, комментируя рокировку, отметили крайне короткий период, отведенный премьер-министру, но никто не упомянул о том, что в аналогично сжатые сроки обстоятельства “втиснули” и Карима Масимова в статусе главы администрации президента. Как расценивать этот “прерванный полет”? Давайте признаемся: полтора года – это не тот срок, за который руководитель АП может успеть реализовать хотя бы часть собственных замыслов по конструированию архитектуры внутренней политики. Поэтому отставка Масимова не прогнозировалась вовсе: в новое время, с начала двухтысячных годов, в кресле главы АП меньше двух лет работали только двое – Имангали Тасмагамбетов и Кайрат Келимбетов. Но оба они приходили в это кресло, по сути, в качестве реформаторов, чего нельзя сказать о Кариме Масимове, который с самого начала занял довольно консервативную позицию. Впрочем, и оценивать работу главы АП гораздо сложнее, нежели работу руководителя правительства: почти вся деятельность первого находится в тени. Но кое-какие выводы сделать все-таки можно.
Да, безупречной работу Карима Масимова в должности руководителя АП назвать сложно, но таковой она не бывает ни у кого: работа президентского штаба как раз связана с тем, чтобы “разводить” конфликтные точки, не доводя до жестких столкновений. В этом смысле одним из “сигнальных выплесков” может считаться Павлодарская область, недавний аким которой Ерлан Арын находится сейчас в статусе подозреваемого в коррупционных преступлениях. В каком-то смысле, конечно, этот инцидент провалом и не назовешь: дела о коррупции вообще выведены из ведения руководителя АП. Но есть одна закавыка – считается, что бывший глава Павлодарской области не по всем параметрам устраивал некоторую часть элиты, а уже это означает, что руководитель администрации президента не погасил вспыхнувшую искру противостояния. С другой стороны, за истекшее время в таком конгломерате конфликтов, как город Астана, решены были считанные единицы конфликтных ситуаций между элитами, фактически многие решения блокируются именно из-за аппаратного клинча. Поэтому говорить о том, что Карим Кажимканович был поставлен для решения одних только внутриэлитных задач, было бы слишком наивным: конфликты такого уровня в стране способны решить буквально пару человек.
С другой стороны, именно Масимов сумел “бескровно” решить ряд оперативных общественно-политических задач. Например, при его поддержке в Казахстане был принят комплекс законов, согласно которым усилилась карательная роль государства – в диапазоне от запрета травматического оружия до “мягкого” завинчивания гаек в сфере СМИ. Разобралась администрация президента и с казахстанским “майданом” – стихийным выступлением граждан в южной столице Казахстана по результатам шоковой девальвации. Причем в информационном поле все опять было сделано крайне мягко, без “тяжелых последствий” в виде перетекания протеста в более радикальные формы.
Все перечисленное нами позволяет сделать вывод, что и Масимов был смещен с должности вовсе не за свои огрехи. В пользу этого вывода свидетельствует и его возвращение в кресло премьер-министра. За плохую работу президент карает обычно много жестче, его переход на другую должность говорит только об одном: логику решения надо искать в области текущих задач.

В круге первом
Теперь переходим к самому интересному. К задачам. Серика Ахметова в этой связи мы пока не трогаем. Нам интересно, зачем Карим Масимов оказался нужен именно в кресле публичного чиновника. Вся логика его биографии говорит о том, что он силен решать  задачи экономического характера – причем, в отличие от своего предшественника, Масимов всегда работал именно в секторе реальной экономики, а не на хозяйствующих должностях. Это очень важный момент – он говорит о том, что новый, девятый по счету, премьер-министр РК будет ориентирован в большей степени на решение задач, связанных с общим экономическим здоровьем Казахстана. И уже в этом контексте представляется несколько критически важных для Астаны направлений.
Первое из них тесно связано с формирующимся Евразийским союзом, экономическую часть которого президенты трех стран должны будут подписать в течение месяца. Документооборот между странами в этой связи увеличивается в геометрической прогрессии, и необходим человек, который бы взял данный процесс под свой непосредственный контроль. Еще важнее усиливающееся противостояние Москвы со странами Запада и реальная угроза введения международных санкций (особенно, если Киев будет продолжать курс на конфронтацию). В этих условиях Казахстан как ближайший партнер России должен позаботиться о своих интересах. А поскольку скорость интеграции замедлить уже невозможно, требуется человек, который со знанием дела мог бы разговаривать с Западом на предмет режима наибольшего благоприятствования Казахстану.
Второй момент – это отношения с Китаем в существующих геополитических условиях. Уже сейчас дипломаты готовят визит казахстанского президента в Пекин, где внимательнейшим образом изучают обстановку и готовы выслушать предложения Астаны относительно сотрудничества в статусе российского партнера. Известно также, что Поднебесная очень интересуется режимом работы СВМДА, и для переговоров в этом формате опять нужен знающий человек, способный говорить с руководством КНР.
Третий момент немного повторяет тезисную часть первого, но проговорить отдельно его крайне важно. Это отношения между Казахстаном и странами Запада отдельно от контекста Таможенного союза и ЕЭП. Так или иначе, но в Астане над этим вопросом задумываются, и особенно ясно это заметно по участившимся контактам. Понятно, что часть встреч посвящена позиции Казахстана по крымскому вопросу, но очевидно, что стороны проговаривают разные конфигурации, детали которых и будет прорабатывать новый премьер министр.
И последнее. Один из самых важных вопросов, решение которого было оставлено на следующий день, – это пустовавшие кресла сразу двух бойцов, в чью задачу входит регулирование внутриполитического поля: руководителя администрации президента и государственного секретаря. Было понятно, что назначены на эти должности будут два разных человека. Ими стали Нурлан Нигматулин и Адильбек Джаксыбеков – выбор более чем очевидный, с учетом не очень большого кадрового лага.
Что можно сказать, как говорится, навскидку? Публичного политика Карима Масимова резко усилили очень сильным администратором Нурланом Нигматулиным и умеющим работать с внутренним же полем Адильбеком Джаксыбековым. Все трое имеют колоссальный в условиях Казахстана опыт управления, но у всех есть один тонкий момент в биографии: по крайней мере, двое из них – выходцы из северных областей республики. С учетом того, что на должность спикера мажилиса планируется выходец из западных областей республики, а бывший премьер Серик Ахметов стал министром обороны, конфигурация вырисовывается крайне интересная. Осталось только дождаться окончательных решений по всем направлениям – и тогда можно анализировать комплекс задач, который будет поставлен перед каждым из назначенцев.

Роберт Берновский

Комментариев нет:

Отправить комментарий