пятница, 17 мая 2013 г.

Конец американской мечты для казахов


Теракт в Бостоне может послужить поводом для оказания давления на руководство Казахстана


Суд по обвинению казахстанских студентов Азамата Тажаякова и Диаса Кадырбаева в уничтожении улик по теракту в Бостоне отложен. Заседание должно было состояться 14 мая, однако новую дату в МИД РК не уточняют. Каким будет решение американской Фемиды, предсказать нетрудно. И надеяться на чудо не приходится.


Сегодня информация по взрывам в Бостоне сопровождается картинками могилы Тамерлана Царнаева, убитого полицией в момент оказания им вооруженного сопротивления при задержании. Американские мусульмане возмущены фактом негласного захоронения тела Царнаева на их кладбище в штате Вирджиния. А американская пресса бурно обсуждает поведение матери братьев-террористов, которая ранее подозревалась в краже товаров в магазине на сумму 1600 долларов и поэтому срочно покинула США, а теперь оправдывает своих сыновей через российскую прессу, мол, они стали жертвой вербовки мусульманских экстремистов. Кроме того, СМИ США заостряют внимание на факте умышленного уничтожения казахстанскими студентами улик, которые, как утверждает ФБР, доказывали причастность братьев Царнаевых к совершенному теракту.

Напомним, двух казахстанских студентов Массачусетского университета – Азамата Тажаякова и Диаса Кадырбаева задержали по подозрению в связи с одним из подозреваемых в организации теракта на марафоне в Бостоне 15 апреля, младшим из братьев Царнаевых – Джохаром. Официальным поводом задержания студентов из Казахстана стал факт нарушения визового режима США одним из них, который был отчислен из университета за неуспеваемость еще в январе этого года, поэтому его студенческая виза была давно недействительной.

В обвинительном заключении следователи ФБР указали, что один из студентов, «увидев по ТВ сюжет о возможном участии Джохара Царнаева в организации терактов, намеренно выбросил в мусорный бак рюкзак с вазелином и петардами, а также ноутбук подозреваемого». Таким образом, считают следователи, «Тажаяков совершил преступление по сокрытию важных улик».

Здесь стоит отметить, что бостонский теракт поставил перед американским обществом целый   ряд вопросов, главный из них – обсуждаемый в конгрессе США более 10 лет законопроект о легализации почти 11 миллионов нелегалов, проживающих в США, которые с большими надеждами ждали положительного решения по данному проекту. Но теперь после теракта, совершенного иностранными студентами в Бостоне, кстати, главные исполнители которого получили и грин-карту, и даже стипендию на обучение от американского правительства (младший Царнаев), многие законодатели отзывают свои положительные заключения по вышеназванному законопроекту.

Таким образом, герои теракта (в том числе два казахстанских студента) стали причиной серьезных проблем для 11 миллионов американских нелегалов, получивших долгим трудом возможность стать полноценными гражданами США. Именно против них теперь направлено данное законодательство, и можно представить, какую негативную реакцию в Америке вызвало событие 15 апреля в Бостоне. А вчерашние обычные студенты Азамат Тажаяков и Диас Кадырбаев из университета Массачусетса сегодня стали необычными заключенными Америки. Они учились в городе Дортмунд вместе с Джохаром Царнаевым,  жили в одном общежитии, имели общие интересы и пристрастия к шоу-бизнесу.

По версии защиты, студенты решили избавиться от улик, потому что просто испугались, увидев по ТВ новостной сюжет о теракте и изображение подозреваемого, в котором сразу опознали Джохара. ФБР указывает, что в тот день сразу после взрывов между Джохаром Царнаевым и одним из казахских студентов происходила sms-переписка, в которой «подозреваемый просил спрятать его рюкзак и ноутбук». Также, согласно обвинительному заключению, опубликованному на сайте Бюро, следователи ФБР во время осмотра территории общежития нашли в мусорном баке улики. Другой студент – американец, общий знакомый Азамата Тажаякова и Диаса Кадырбаева, также привлеченный как соучастник, сообщил следствию, что «ребята сразу после новостного сюжета о взрывах» отправились в комнату Царнаева, взяли ноутбук, рюкзак и, «проявив солидарность, решили все это спрятать».

Однако сотрудники дипломатического ведомства Казахстана, знакомые с ситуацией, сообщили а’, что «один из наших студентов в ходе консультационных бесед с доверенным лицом признался, что сокрытием улик занимались из страха перед Джохаром Царнаевым и его братом, которые часто оказывали на них давление».

Сегодня перед прессой выступают адвокаты Азамата Тажаякова и Диаса Кадырбаева, сами задержанные от каких-либо комментариев отказываются. По данным защиты, на предварительных слушаниях по делу судом рассматривался вопрос об освобождении Тажаякова и Кадырбаева под крупный денежный залог с условием ограничения передвижения в пределах ареала проживания. Однако, как сообщают адвокаты, их подзащитные от внесения залога отказались «из-за слишком высокой суммы, установленной судом». Сумма залога не уточняется, равно как ничего не известно об условиях содержания обвиняемых в тюрьме. Лишь известно, что за сокрытие улик и дачу ложных показаний следствию студентам из Казахстана грозит срок от 5 до 10 лет заключения и выплата штрафа в сумме по 150 тысяч долларов.

Итак, тема теракта в Бостоне до сих пор не утихает в американских СМИ, так как она затронула вопрос легализации более 11 миллионов человек, надеющихся стать гражданами США. Взрывы прогремели незадолго до принятия Конгрессом соответствующих поправок в сторону смягчения условий для нелегалов. Теперь рассмотрение поправок  приостановлено. Как пишут в американской прессе, «одиннадцать миллионов людей, рассчитывавших на данные поправки, теперь обречены на годы ожидания». «Закон, который мог бы легализовать пребывание в США миллионов мигрантов, скорее всего, теперь не пройдет. Поэтому в стране возник сильный негативный настрой по отношению к обвиняемым. Вторая волна информационного шквала произойдет, когда будет объявлена дата суда», – считают американские эксперты.

Причастность казахстанских студентов к теракту стала поводом для пристального внимания к нашей стране. Если раньше о нас говорили как о нефтяном государстве третьего мира, а также кое-кто вспоминал о Казахстане в аспекте шутника Барона Коэна, то теперь американская пресса вовсю называет РК страной авторитаризма и зоной высоких рисков. Нас уже сравнивают со странами Ближнего Востока и арабским регионом, в которых  уровень государственной тирании, коррупции и нищеты делает «чуть ли не всех граждан склонными к жестокости и насилию». Теперь шансы введения ограничений на въезд граждан Казахстана на территорию США как никогда выросли. Так было, например, когда после терактов в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года гражданам некоторых арабских стран въезд в Америку был запрещен несколько лет.

Поэтому говорить о том, что у Тажаякова и Кадырбаева есть хоть какие-то шансы на оправдание, не приходится. В США самое жесткое законодательство в мире по данной статье. Выводы следствия тоже вряд ли кто-нибудь решится поставить под сомнение. Теракт пока не стал поводом для оказания давления на руководство Казахстана, однако отношение американского общества к нам стало настороженным, о чем, в частности, свидетельствуют появляющиеся все чаще в американских СМИ материалы под красноречивыми заголовками, как, например, один из последних – «Конец американской мечты для казахов».

Нурадам

Комментариев нет:

Отправить комментарий