вторник, 21 мая 2013 г.

Стать звездой можно через метание яиц


«Спасибо, братишка. Я все ролики про тебя смотрел. Молодец!» - пожимая руку Андрею Цуканову, говорит очередной прохожий на Арбате в Алматы. Мой собеседник в мгновение ока стал знаменит на всю страну, закидав министра Абденова яйцами.
И если власти отреагировали на выходку коммуниста арестом, то казахстанцы - всенародной поддержкой.
Инцидент произошел в конце апреля, когда телеканал КТК показал сюжет, в котором глава Министерства труда и соцзащиты населения пытался с помощью фразы «патамушта» объяснить гражданам, что пенсионный возраст для женщин будет поднят до 63 лет. Естественно, такое оправдание чиновника не оставило народ равнодушным. И в нескольких регионах страны разговоры о несправедливости властей вышли за пределы кухонь. Люди начали активно собирать подписи под обращением к президенту республики о том, что они против реформы.

В свою очередь Андрей Цуканов посчитал, что власть уже не способна на диалог в этом вопросе, и решил пойти на кардинальные меры. На встречу с министром Абденовым он пришел, вооружившись яйцами. Почему именно этот «снаряд» выбрал Андрей и к каким последствиям привело его решение, мы решили выяснить непосредственно у него самого.

Стоит отметить, что во время разговора (а он проходил на алматинском Арбате) нас постоянно прерывали. Прохожие, завидев Андрея, спешили пожать ему руку и высказать слова одобрения.

Укоряли, что мало бросил

- Андрей, расскажи, что побудило тебя к проведению такой акции? Какие мотивы были?

- Я отслеживал ситуацию, когда начался ажиотаж с фразой «патамушта». Ею министр пытался в области, где люди в основном работают на тяжелых производствах, объяснить реформу правительства. Но именно там женщины выполняют очень тяжелую, вредную и опасную работу. Меня это возмутило. А через несколько дней стало известно, что Абденов приезжает в Алматы. Причем на «Фейсбуке» был выложен полный график его встреч в Алматы — от времени прилета и заселения в гостиницу до времени встречи с общественностью. В тот момент я и понял, что не могу упустить такой шанс.

- Ты говоришь, что был возмущен поведением чиновника, когда смотрел видеосюжет. А не поразила реакция самих людей? Никто из них особо не возмущался. Хотя ведь именно женщины, работающие на тяжелом производстве, и должны были министра яйцами закидать.

- На самом деле у нас подобные встречи всегда показушные. Туда сгоняют послушную публику — бюджетников, акиматовских работников. Эти люди играют роль публики. Но в этот раз, нужно отметить, несколько женщин, так сказать, от станка все-таки прошли в зал, как раз они и задали «больной» вопрос министру.

- А почему именно яйца?

- Вообще раньше тухлыми яйцами закидывали плохих актеров. Да и в Европе было несколько случаев, когда в нерадивых чиновников бросали яйца, а в одного — даже торт. В общем, главная цель была — привлечь внимание. Поэтому я взял вечером пять штук яиц, сложил в коробочку из-под чая и аккуратно положил в карман.

После мне ставили в укор, что я всего три яйца взял, говорили, что надо было десяток, чтобы по залу погонять министра. Но я в тот момент думал лишь о том, чтобы получилось хотя бы одно кинуть из трех.

Моей целью было именно поднять скандал вокруг этой темы, чтобы власти не думали, что народ поддерживает эту реформу. Я подождал минут пятнадцать, пока министр выступал с речью. Недовольные женщины из движения «За справедливые декретные» высказали чиновнику свое возмущение. Но он сидел с таким видом, который как бы показывал: «Говорите, что хотите» или «Собака лает, а караван все равно идет». Такое складывалось впечатление. Здесь же он заявил, что получает заработную плату в 600 тысяч тенге. После этих слов я и запустил в него первое яйцо, потом второе и третье.

Родителей благодарили

- Как отреагировали окружающие на твой выпад?

- Кто-то крикнул «Браво!», другие в ладоши захлопали. В тот момент меня уже оттеснили, как я понимаю, комитетчики и сотрудники департамента внутренней политики, и видеть, кто хлопал, я не мог. Но предполагаю, что это были женщины из движения «За справедливые декретные». Однако я заметил, что заместитель акима Алматы, сидевшая рядом с министром Абденовым, с обреченным видом стала машинально вытирать его пиджак салфеткой. Мне почему-то в этот момент стало ее жалко.

- А как родители восприняли?

- Мама, конечно, сначала эмоционально отреагировала. Очень переживала. Но потом ей полторы тысячи сообщений пришло от казахстанцев в социальных сетях. Люди благодарили ее за то, «что она родила такого сына». Такие сообщения сгладили впечатление. Отец нормально воспринял, спокойно.

- И все же многие пользователи в Сети обвиняли тебя, писали, что это не выход и нужен диалог с властью...

- Здесь уже ни о каком диалоге речи идти не могло. Это было бесполезно. Поэтому я решил, что народ должен хотя бы запомнить, что этот закон принимался с таким скандалом, какового еще не было в Казахстане.

Что же касается вопросов некоторых СМИ, то, как выяснилось, на одном из сайтов в блогах была запущена утка, что якобы я состоял на учете в карагандинской «психушке». Но это глупости. Никогда я там не состоял. Когда ажиотаж пошел, текст удалили с сайта. Но на эту справку уже начали ссылаться. И некоторые СМИ хотели меня представить не в лучшем свете. Это, конечно, был определенный заказ.

Поддержали, но неофициально

- Тебя задержали, но почти сразу в «Фейсбуке» ты написал, что полицейские поддерживают акцию. А потом появилось официальное опровержение. Как все было на самом деле?

- Меня усадили в машину и повезли в Бостандыкский РОВД. В тот момент сами полицейские не понимали, почему меня задержали. Когда я рассказал им, что сделал и почему, они сказали: «Правильно сделал, так и надо». Когда приехали в районный отдел полиции, меня уже встречали начальник РОВД и два его зама. Он, конечно, ничего не сказал в поддержку, но многозначительно улыбался. Отношение было доброжелательное, и несколько сотрудников подходили, жали мне руку.

А после пресс-секретарь ДВД сделал заявление для прессы, что якобы «они спросили у полицейских и те сказали, что они Цуканова не поддерживают». Они все мои фотографии вытащили из социальных сетей. И пока пресс-секретарь говорил, эти фотографии чередовались. То я на вечеринке, то на природе (смеется). Не понимаю, зачем им это было надо.

Но вернемся назад. В два часа дня я уже был в административном суде. Председательствующий судья почему-то дал мне семь суток ареста, хотя по данной статье предусмотрено десять. Возможно, мои объяснения, что министр Абденов ведет себя с людьми, как с баранами, повлияло на решение. Ведь он в курсе реформ, предлагаемых чиновниками. Положение, так сказать, не позволяло ему меня оправдать, ведь если привезли, надо посадить, поэтому он дал, но не на полную катушку.

- Говорят, что министр Абденов сразу же выступил в твою поддержку, якобы заявление даже в суд написал.

- Мне говорили, что было какое-то заявление министра. Я его не видел. И оно нигде не всплывало — ни на первом заседании, ни на апелляции. О том, что оно вообще существует, я узнал, лишь выйдя на свободу через семь суток. Думаю, что он пытался просто сохранить хорошую мину при плохой игре.

- Насколько мне известно, в спецприемнике тоже нашлись люди, которые поддерживали тебя?

- Меня поместили в первую камеру. Она шестиместная, но сидели на тот момент в ней пять человек. Потом я узнал, что это так называемая блатная камера. Доходила информация, что арестованные с недоверием ко мне относятся, поговаривают, что у меня какая-то крыша, наверное, есть. Не знаю, правда или нет, но говорят, что люди платят деньги, чтобы именно в этой камере сидеть.

- А в чем ее преимущество?

- В том, что она маломестная. В других камерах до 14 человек может находиться. Естественно, все курят, и со свежим воздухом напряженка. Поэтому сидеть в маломестной камере для здоровья полезнее (смеется). Питание там очень скудное, и когда ты попадаешь в маленькую камеру, где сидят обеспеченные люди, имеющие возможность проплатить, то там и питание лучше. Ведь все, что приходит, делится на всех. Здесь сотрудники тоже открыто жали мне руку и передавали привет от своих матерей.

Пиар будет, реформы - нет

- Ты вышел и узнал, что знаменит. Каково быть звездой? С чем пришлось столкнуться?

- В основном люди поддерживали. В первый день я только отвечал на сообщения. Море заявок в друзья было в социальных сетях. Но с другой стороны, это серьезная психологическая нагрузка. В общем, довольно непросто, когда такое внимание.

Автографы, конечно, не просили, но фотографироваться приходится. Люди узнают на улице, руки пожимают, машины сигналят, водители кричат, здороваются.

- Как считаешь, почему люди обратили внимание на акцию?

- Я, честно говоря, не ожидал такого резонанса. Понимал, что скандал получится, но что люди так серьезно поддержат, не ожидал. Возможно, так получилось потому, что это не свойственно Казахстану. У нас только оппозицию яйцами могут закидывать, и то по заказу. А чтобы в чиновника — такого еще не было.

- Как ты относишься в целом к социальной политике государства?

- К социальной политике властей отношусь отрицательно. Как коммунист, я вижу, что наша жизнь с каждым годом становится все хуже, сокращаются социальные гарантии. Тот же пенсионный возраст уже увеличивали. Да и говорить сегодня о бесплатном (в кавычках) образовании, здравоохранении и прочем глупо.

Я не думаю, что нынешняя власть что-то поменяет. Все, на что они способны, - это пойти на небольшую уступку. Ну, к примеру, президент сейчас может выйти и сказать: «Люди не согласны, пенсионный возраст повышаться для женщин не будет», чтобы успокоить народ. Но это опять будет пиар, а не реформа. Это дело не поменяет. Сейчас уже поговаривают об увеличении рабочей недели до 60 часов. И за ту же зарплату мы станем работать больше.

Если бы мы жили в нормальном обществе, такого министра уже уволили бы.

То, что я сделал, это нормальный адекватный ответ на действия властей, которые не прислушиваются к своему народу. Диалог, конечно же, нужен. Хотя сомневаюсь, что он будет. Казахстан де-факто не является независимой страной. Мы давно в кабале долгов, поэтому у нас реформы антинародные продвигаются. А доказать человеку, что ему будет во благо откровенное зло, довольно сложно. Поэтому у нас и нет диалога. И при нынешней власти не будет.

- Какой видишь выход?

- Нужно целиком менять политическую систему. Возвращать все в госсобственность, разрывать договоры о продаже наших основных нефтяных, угольных предприятий, стратегические объекты возвращать государству. Кроме того, необходимо ввести уголовную ответственность за разбазаривание народной собственности. Нам нужны кардинальные перемены.

Источник: Еженедельник «ASSANDI-TIMES» №15 (326) от 17 мая 2013 года

Комментариев нет:

Отправить комментарий