вторник, 14 мая 2013 г.

Назарбаев совершил конституционный переворот?


На днях президент Казахстана Нурсултан Назарбаев совершил конституционный переворот, поставив в табели о рангах премьер-министра выше председателей сената и мажилиса парламента.
Как, спросите вы, он это сделал? Да очень просто, своим указом.
Есть в Конституции Казахстана раздел III «Президент», а в нем статья 48, которая, в частности, предусматривает, что: «В случае досрочного освобождения или отрешения от должности Президента Республики Казахстан, а также его смерти полномочия Президента Республики на оставшийся срок переходят к Председателю Сената Парламента; при невозможности Председателя Сената принять на себя полномочия Президента они переходят к Председателю Мажилиса Парламента; при невозможности Председателя Мажилиса принять на себя полномочия Президента они переходят к Премьер-Министру Республики».

То есть фактически это табель о рангах, согласно которой спикер верхней палаты парламента занимает второе место в государственной иерархии после президента, глава нижней палаты — третье, а премьер-министр — четвертое.

И это вполне разумно, поскольку согласно той же Конституции «Парламент Республики Казахстан является высшим представительным органом Республики, осуществляющим законодательные функции» (статья 49), избирается прямо или косвенно всеми гражданами страны (статьи 50, 51) и «утверждает отчеты Правительства и Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета об исполнении республиканского бюджета». Причем «неутверждение Парламентом отчета Правительства об исполнении республиканского бюджета означает выражение Парламентом вотума недоверия Правительству» (статья 53).

Плюс мажилис согласно Конституции имеет исключительное право «большинством голосов от общего числа депутатов Палаты» давать согласие «Президенту Республики на назначение Премьер-Министра Республики» (статья 56).

Между тем на днях Нурсултан Назарбаев совершил конституционный переворот — интересно посчитать, какой по счету? — поставив премьер-министра выше председателей сената и мажилиса парламента. Как, спросите вы, он это сделал? Да очень просто — своим указом от 18 апреля 2013 года №553 со скучным бюрократическим названием «О внесении изменения в Указ Президента Республики Казахстан от 12 октября 2006 года №201 «Об утверждении Государственного протокола Республики Казахстан».

Сам текст указа это предмет отдельного разговора, нас же интересуют два приложения к государственному протоколу. А именно: №1 «ПРОТОКОЛЬНОЕ СТАРШИНСТВО должностных лиц Республики Казахстан при проведении внутригосударственных мероприятий» и №2 «ПРОТОКОЛЬНОЕ СТАРШИНСТВО должностных лиц Республики Казахстан при проведении международных мероприятий».

Мы специально даем полные тексты этих приложений, чтобы читатели могли на досуге сами порассуждать и погадать, почему та или иная государственная должность оказалась выше другой или, наоборот, ниже. Сами же хотим обратить внимание на несколько любопытных обстоятельств.

Во-первых, на то, что Назарбаев поставил премьер-министра выше глав обеих палат парламента, что вполне соответствует реальному положению дел, но не соответствует Конституции страны.

Во-вторых, на то, что руководитель администрации президента РК находится на шестой позиции — сразу после Государственного секретаря РК и выше председателей Конституционного совета и Верховного суда. Тогда как руководитель канцелярии правительства РК оказался на 37-м месте, хотя его непосредственный шеф, глава правительства, следует сразу за главой государства.

В-третьих, заместители премьер-министра РК, попавшие на 11-ю позицию, соседствуют с главой ФНБ «Самрук-Казына» (12-е место), тогда как руководители других госхолдингов развития такой чести не удостоились и, видимо, попали в число руководителей национальных компаний (47-е место).

В-четвертых, начальник канцелярии президента РК (15-я позиция) получил протокольное старшинство над генеральным прокурором (17-е место), председателем КНБ (18-е место), главой Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета (19-е место), вице-спикерами сената и мажилиса (20-е и 21-е места), управляющим делами президента (22-е место), помощниками главы государства (23-е место) и начальником СОП (24-е место).

В-пятых, оказывается, что помощники президента (23-е место) находятся по табели о рангах выше советников президента (25-е место).

В-шестых, председатель АБЭКП РК не удостоился отдельного упоминания в списке протокольного старшинства, как председатель КНБ или министр внутренних дел, а затерялся на 28-й позиции среди руководителей агентств, подчиненных и подотчетных президенту.

В-седьмых, среди четырех министров, упомянутых отдельно, а не в общем списке (33-е место), кроме министров иностранных дел (29-я позиция) и обороны (30-я позиция), почему-то оказались министры внутренних дел (31-я позиция) и юстиции (33-я позиция).

В-восьмых, из всех казахстанских конфессий в список протокольного старшинства попали только глава ДУМК и архиепископ Астанайский и Алматинский. Не знаем, будут ли обижаться представитель Ватикана, а также главы других религиозных объединений, что их не «посчитали», но налицо явный протокольный ляп — ведь к нам могут приезжать главы государств, где исповедуют, например, буддизм.

Мы не знаем, кто и как составлял эти приложения к государственному протоколу, по логике руку к ним должны были приложить работники МИД, администрации президента РК и канцелярии правительства. Но факт остается фактом — подписав такой указ, Нурсултан Назарбаев де-факто совершил конституционный переворот, поставив премьер-министра выше спикеров сената и мажилиса парламента.

Вопрос только в том, зачем и почему он это сделал? Потому что не обратил внимания на содержание документа? Или, наоборот, сделал это специально, сообщив государственному аппарату на «рыбьем» языке, кто является вторым человеком в стране после него самого и кого он видит своим преемником?

Как бы то ни было, елбасы дал простор для гаданий, обсуждений, споров казахстанцам на долгие месяцы. Согласитесь, в политических системах, где нет разделения ветвей власти, где выстроена жесткая вертикаль управления, подобные списки «протокольного старшинства» являются куда более точной оценкой политического «веса» той или иной фигуры и/или должности, чем оценки экспертов. Хотя бы потому, что они освящены первым лицом в государстве и явно носят субъективный характер.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 к Государственному протоколу Республики Казахстан, утвержденному Указом Президента Республики Казахстан от 12 октября 2006 года №201.

ПРОТОКОЛЬНОЕ СТАРШИНСТВО

должностных лиц Республики Казахстан при проведении внутригосударственных мероприятий

1. Президент

2. Премьер-Министр

3. Председатель Сената Парламента

4. Председатель Мажилиса Парламента

5. Государственный секретарь

6. Руководитель Администрации Президента

7. Председатель Конституционного Совета

8. Председатель Верховного Суда

9. Председатель Национального Банка

10. Председатель Центральной избирательной комиссии

11. Заместители Премьер-Министра (по дате назначения на должность)

12. Председатель правления АО "Фонд национального благосостояния "Самрук-Казына"

13. Секретарь Совета Безопасности

14. Заместители Руководителя Администрации Президента (по дате назначения на должность)

15. Начальник Канцелярии Президента

16. Председатель Высшего Судебного Совета

17. Генеральный прокурор

18. Председатель Комитета национальной безопасности

19. Председатель Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета

20. Заместитель Председателя Сената Парламента

21. Заместитель Председателя Мажилиса Парламента

22. Управляющий делами Президента

23. Помощники Президента

24. Начальник Службы охраны Президента

25. Советники Президента

26. Шеф Протокола Президента

27. Пресс-секретарь Президента

28. Руководители агентств, подчиненных и подотчетных Президенту (в алфавитном порядке названий агентств на гос. яз.)

29. Министр иностранных дел

30. Министр обороны

31. Министр внутренних дел

32. Министр юстиции

33. Министры (в алфавитном порядке названий министерств на гос. яз.)

34. Директор Службы внешней разведки "Сырбар"

35. Командующий Республиканской гвардией

36. Акимы столицы, г. Алматы и областей (в алфавитном порядке названий областей на гос. яз.)

37. Руководитель Канцелярии Премьер-Министра

38. Председатели комитетов Сената и Мажилиса Парламента (в алфавитном порядке фамилий на гос. яз.)

39. Депутаты Парламента (в алфавитном порядке фамилий на гос. яз.)

40. Чрезвычайные и полномочные послы (в алфавитном порядке фамилий на гос. яз.)

41. Уполномоченный по правам человека в Республике Казахстан

42. Руководители структурных подразделений Администрации Президента (по дате назначения на должность)

43. Члены Конституционного Совета (в алфавитном порядке фамилий на гос. яз.)

44. Судьи Верховного Суда (в алфавитном порядке фамилий на гос. яз.)

45. Главный муфтий Духовного управления мусульман Казахстана и архиепископ Астанайский и Алматинский

46. Руководители центральных исполнительных органов, не входящих в состав Правительства (в алфавитном порядке фамилий на гос. яз.)

47. Руководители национальных компаний

48. Заместители Руководителя Канцелярии Премьер-Министра

49. Ответственные секретари центральных исполнительных органов

50. Заместители министров, вице-министры и заместители председателей государственных органов, члены Центральной избирательной комиссии и Сметного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета

51. Руководители аппаратов палат Парламент

52. Иные политические государственные служащие

53. Руководители структурных подразделений Канцелярии Премьер-Министра

54. Руководители казахстанских политических партий и иных общественных объединений

55. Видные представители деловых кругов, деятели науки и культуры (в алфавитном порядке фамилий на гос. яз.)

Супруга (супруг) имеет старшинство своего супруга (супруги)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 к Государственному протоколу Республики Казахстан, утвержденному Указом Президента Республики Казахстан от 12 октября 2006 года №201.

ПРОТОКОЛЬНОЕ СТАРШИНСТВО

должностных лиц Республики Казахстан при проведении международных мероприятий

1. Президент

2. Премьер-Министр

3. Председатель Сената Парламент

4. Председатель Мажилиса Парламента

5. Государственный секретарь

6. Руководитель Администрации Президента

7. Министр иностранных дел

8. Председатель Конституционного Совета

9. Председатель Верховного Суда

10. Председатель Национального Банка

11. Председатель Центральной избирательной комиссии

12. Заместители Премьер-Министра (по дате назначения на должность)

13. Председатель правления АО "Фонд национального благосостояния "Самрук-Казына"

14. Помощник Президента по международным вопросам

15. Секретарь Совета Безопасности

16. Заместители Руководителя Администрации Президента (по дате назначения на должность)

17. Начальник Канцелярии Президента

18. Чрезвычайные и полномочные послы (в алфавитном порядке фамилий на гос. яз.)

19. Должностное лицо — сопредседатель соответствующей межправительственной комиссии (по дате назначения на должность)

20. Председатель Высшего Судебного Совета

21. Генеральный прокурор

22. Председатель Комитета национальной безопасности

23. Председатель Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета

24. Заместитель Председателя Сената Парламента

25. Заместитель Председателя Мажилиса Парламента

26. Управляющий делами Президента

27. Помощники Президента

28. Начальник Службы охраны Президента

29. Советники Президента

30. Шеф Протокола Президента

31. Пресс-секретарь Президента

32. Заведующий Центром внешней политики Администрации Президента

33. Руководители агентств, подчиненных и подотчетных Президенту (в алфавитном порядке названий агентств на гос. яз.)

34. Министр обороны

35. Министр внутренних дел

36. Министр юстиции

37. Министры (в алфавитном порядке названий министерств на гос. яз.)

38. Заместители министра иностранных дел

39. Директор Службы внешней разведки "Сырбар"

40. Командующий Республиканской гвардией

41. Акимы столицы, г. Алматы и областей (в алфавитном порядке названий областей на гос. яз.)

42. Руководитель Канцелярии Премьер-Министра

43. Председатели комитетов Сената и Мажилиса Парламента (в алфавитном порядке фамилий на гос. яз.)

44. Депутаты Парламента (в алфавитном порядке фамилий ни гос. яз.)

45. Уполномоченный по правам человека в Республике Казахстан

46. Руководители структурных подразделений Администрации Президента (по дате назначения на должность)

47. Члены Конституционного Совета (в алфавитном порядке фамилий на гос. яз.)

48. Судьи Верховного Суда (в алфавитном порядке фамилий на гос. яз.)

49. Главный муфтий Духовного управления мусульман Казахстана и архиепископ Астанайский и Алматинский

50. Руководители центральных исполнительных органов, не входящих в состав Правительства (в алфавитном порядке названий на гос. яз.)

51. Руководители национальных компаний

52. Заместители Руководителя Канцелярии Премьер-Министра

53. Ответственные секретари центральных исполнительных органов

54. Заместители министров, вице-министры и заместители председателей государственных органов, члены Центральной избирательной комиссии и Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета

55. Руководители аппаратов палат Парламента

56. Иные политические государственные служащие

57. Руководители структурных подразделений Канцелярии Премьер-Министра

58. Руководители казахстанских политических партий и иных общественных объединений

59. Видные представители деловых кругов, деятели науки и культуры (в алфавитном порядке фамилий на гос. яз.)

Супруга (супруг) имеет старшинство супруга (супруги).

Республика

Комментариев нет:

Отправить комментарий