пятница, 24 мая 2013 г.

Обслуживание по-таджикски


В редакцию «АП» обратилась пассажирка авиарейса Худжанд – Москва с просьбой помочь разобраться в действиях национального перевозчика «Таджик Эйр».


ПРИВОДИМ текст ее письма:

«Прошу осветить тему с посадками на дозаправку у авиакомпании «Таджик Эйр». Я летала рейсом авиакомпании из Худжанда в Москву. При приобретении авиабилета нам никто не сообщал, и в билете это не указано. В компании никто толком не отвечает. Однажды нам ответили, что ввиду долга перед заправочной компанией они их не заправляют уже с конца апреля. Я слышала от своих знакомых, что также другие рейсы компании летают с дозаправкой. Мое возмущение связано с тем, что об этом никто не сообщает и в билете заранее не указывают».

Чтобы понять, в чем дело, мы первым делом обратились к местному представителю авиакомпании «Таджик Эйр» по Согдийской области Мибину Очилову, который в телефонной беседе подтвердил, что ситуация с дозаправкой существует, но чем это вызвано, он якобы не в курсе. «Есть такое дело. Самолеты дозаправляются в городе Шымкенте. Почему не заправляются в местном аэропорту, я не в курсе и не уполномочен отвечать на данные вопросы. Обращайтесь в головной офис» - отметил он.

Звоним в головной офис «Таджик Эйр» в Душанбе. После четвертой попытки поднимает трубку женщина, которая на просьбу соединить с кем-нибудь из руководителей заявляет, что руководства на рабочем месте нет - в командировке в Саудовской Аравии. Посоветовала позвонить в коммерческий департамент господину Икрому Мавлонову, продиктовала номер телефона. На звонок ответила девушка (видимо, секретарь), которая сказала, что Мавлонова нет на месте, попросила позвонить через полчаса и добавила, что через пресс-службу можно найти, кто бы мог ответить на интересующие нас вопросы. Позвонили в пресс-службу. Там посоветовали обратиться в… коммерческий департамент. Когда представитель пресс-службы услышала, что туда мы уже обращались, трубку взял человек и представился Фарходом Каримовым - менеджером международных отношений.

После просьбы корреспондента «АП» прокомментировать ситуацию с дозаправкой самолетов в Шымкенте менеджер произнес только: «Ну…» - и все! Голос пропал. То ли человек не рассчитывал на подобный вопрос, то ли связь оборвалась, хотя мы в течение часа пытались дозвониться, но все попытки оказались тщетными. После этой недолгой беседы мы не смогли побеседовать ни с одним сотрудником национальной авиакомпании.

Пришлось находить анонимные источники.

Как выяснилось, «Таджик Эйр» имеет большие долги перед компанией, которая заправляет ее топливом. «Видимо, предыдущие руководители наворовали, - говорит источник. - Руководство «Таджик Эйр» предлагало заправлять самолеты и сразу же оплачивать, а с долгами рассчитаться со временем, однако заправочная компания не согласилась, потребовав сразу же погасить все долги».

По словам источника, на данный момент рейсы в Россию, действительно, заправляются в Шымкенте. «Причем, если в аэропорту города Худжанда тонна топлива стоит 2000 долларов, в Шымкенте заправляют по 1100 долларов, - подчеркнул источник. – Даже с учетом лишних взлета и посадки в Шымкенте тонна горючего обходится компании в 1300 долларов, соответственно, это значительно экономней».

Касательно информирования авиапассажиров о транзите через Шымкент, источник отметил, что после одного скандала всех пассажиров информируют об этом во время регистрации, хотя, по сути, должны это делать во время приобретения билетов. «В чем сложность информирования, не знаю, на это уже нужно решение руководства компании», - заключил источник.

За правовой оценкой действий «Таджик Эйр» мы обратились к координатору программ Худжандского офиса Союза потребителей Таджикистана Ильхому Абидову.

«Однозначно в данном случае права пассажиров, как потребителей, со стороны авиаперевозчика ущемлены, так как согласно нормам Закона РТ «О защите прав потребителей», в частности статьи 9 данного закона, "потребитель вправе потребовать, а изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю  необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность правильного выбора", - отметил он. - Информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на государственном и русском языках».

Абидов также подчеркнул, что на билете пассажиров рейса Москва–Худжанд указаны пункт вылета и пункт назначения, а про город Шымкент ничего не написано, соответственно, в данном случае со стороны исполнителя услуг (авиаперевозчика) нарушены условия договора. «Согласно нормам статьи 801 Гражданского кодекса исполнитель несёт ответственность за нарушение условий договора, - отметил он. - В случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения договора возмездного оказания услуг исполнитель обязан возместить заказчику причиненные убытки в полном объеме, но не свыше двукратного размера предусмотренной договором цены услуг».

По словам Абидова, на основании приведённых норм закона потребитель имеет право потребовать от авиаперевозчика полного возмещения морального и материального вреда, причинённых вследствие непредоставления надлежащей информации об услуге, а также нарушения условий договора воздушной перевозки (задержки рейса по причине дозаправки)».

…Подешевеет ли цена топлива в местных аэропортах, погасит ли авиакомпания свои долги или также ее самолеты продолжат летать транзитом через Казахстан, сказать сложно. Нам остается надеяться, что после прочтения данной статьи компетентные лица найдут выход из сложившейся ситуации и перестанут игнорировать права и интересы своих клиентов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий