вторник, 4 июня 2013 г.

Лакшми Миттал разинул свое «хайло» даже на шахтерские здравницы «Карагандауголь»

Владелец четвертого в мире состояния экономит на крохах и относится к болезням и смерти своих подопечных, как и положено, в Индии: заболел или умер – значит, заслужил!


Около восьми тысяч разгневанных карагандинских шахтеров передали главе государства Нурсултану Назарбаеву свою петицию. Они требуют его личного вмешательства в сложившуюся ситуацию.

ЗДЕСЬ ВАМ НЕ ТУТ

Дело в том, что владелец шахт – АО «АрселорМитталТемиртау» (далее – АМТ) — решил избавиться от своих непроизводственных активов, всего того, что не приносит ему прибыль. В частности, это шахтерская медсанчасть (далее – МСЧ), санаторий и дом отдыха «Шахтер» и «Жартас», где ежегодно отдыхают и поправляют свое здоровье 5 тыс. горняков, члены их семей, ветераны угольного бассейна, инвалиды, получившие увечья на производстве. Сегодня, согласно коллективному договору, за путевку в здравницы шахтеры платят 22% от ее стоимости, остальное – за счет АМТ. И санатории, и МСЧ были построены еще в середине 60-х годов прошлого века на деньги самих шахтеров. Внимание к ним со стороны бывшего руководства карагандинского угольного бассейна – производственного объединения «Карагандауголь» было такое, что они считались уникальными, и многие, даже не работавшие в «Карагандаугле», считали великим благом отдыхать и лечиться там.

С приходом иностранного хозяина ситуация изменилась в корне. Он отказался от МСЧ, правда, оставив в своей собственности ликвидную ее часть – здания. Медицинский персонал выживал, как мог. На целых 10 лет шахтеры «забыли» о своих профессиональных заболеваниях, заработанных в подземных условиях, и их профилактике. Произошло это не только потому, что АМТ «кинул» МСЧ.

С самого начала иностранный владелец взял ориентир на получение максимальной прибыли. Тут уместно напомнить, что тогдашний «Испат» выкупил у государства почти по смешным на сегодня ценам самые лучшие шахты Караганды – добывающие коксующий уголь, который идет на металлургические предприятия, нерентабельные отсеки. А крутой и строптивый шахтерский нрав укротил, заявив: «Здесь вам не тут», уволил смутьянов, сократил количество работающих. Под страхом оказаться за шахтными воротами или на работах на поверхности, люди глубоко спрятали свои болезни, так как профбольные олигарху, для которого прибыль – прежде всего, не нужны.

Между тем ученые утверждают, что уголь содержит практически всю таблицу Менделеева, в том числе ряд вредных веществ. Однако исследованию критических состояний работников угольной, металлургической и других «вредных» отраслей в нашей стране уделяется крайне мало внимания, что не может не сказаться на их здоровье и продолжительности жизни. К примеру, средний возраст шахтеров АМТ составил: в 2007 году – 47,4 лет, в 2012 году – 51,8; средний и максимальный стаж работы: в 2007 году – 24,3 и 35 лет соответственно, в 2012 году – 26,2 и 40 лет.

Российские ученые доказали, что длительный стаж подземной работы может привести к существенным изменениям организма человека, вплоть до изменений на генетическом уровне. Ими установлено, что после 10 лет подземного труда у горняка страдают механизмы адаптации, то есть  организм с трудом возвращается в нормальное состояние. Кроме того, вредные вещества, находящиеся в угле, способны изменить хромосомы, влияют на гены и, таким образом, оказывают прямое влияние на наследственность.

ТЕНДЕРА ЕЩЕ НЕТ – НО УЖЕ ЕСТЬ ПОБЕДИТЕЛЬ

В 2004 году по просьбе руководства компании МСЧ в свои руки взял профсоюз угольщиков «Коргау». На ее базе он учредил ТОО «Медсанчасть «Шахтер Испат-Кармет» — с соответствующей государственной лицензией на осуществление специализированной медицинской помощи, проведение профилактических мероприятий среди работников угольного департамента. Никаких конфликтов, недопонимания между АМТ и «Коргау» за все эти годы не возникало, стороны строили свои взаимоотношения на основе коллективного договора и ежегодных договоров. То есть в законодательном порядке.

Тем не менее, руководство АМТ, заключая договор страхования жизни и здоровья шахтеров со страховой компанией «Альянс-Полис», близко не подпускало «Коргау» к участию в переговорах профсоюза угольщиков. Однако не надо было обладать способностями Ванги, чтобы не догадываться: деньги в «Альянс-Полис» АМТ перечисляет немалые. Шахтерам же – регрессникам, доставались крохи – 30 тыс. тенге. И только благодаря твердой позиции профсоюза они стали получать 100 тыс. «регрессных».

1 февраля этого года из шахты имени Ленина, что в городе Шахтинске, в «Коргау» пришла недобрая весть. На заседании инженерно-врачебной бригады советник по профилактике АМТ Галина Полторецкая заявила, что АМТ, скорее всего, откажется  от услуг МСЧ, в том числе по проведению профосмотров шахтеров и проведет тендер. При этом заметила, что победитель тендера уже определен – им станет частная клиника «Гиппократ». Нонсенс?

В принципе, для «Коргау» новость не стала ошеломляющей. Все последние действия руководства АМТ к этому и вели. Оно уже выражало свое крайнее недовольство ростом профзаболеваний. И не только на словах. В ноябре прошлого года в МСЧ нагрянула комиссия. Оказалось, АМТ обратился в Карагандинскую областную прокуратуру с заявлением на предмет проверки МСЧ на предмет коррупционных составляющих при определении шахтерам профзаболеваний. Прокуратура поручила проверку МСЧ  департаменту комитета контроля медицинской и фармацевтической деятельности министерства здравоохранения РК по Карагандинской области.

И хотя состав комиссии формировался явно не без участия АМТ, ни одного факта, о чем сигнализировало руководство АМТ, проверяющие не обнаружили. Зато указали руководству МСЧ на такие многочисленные нарушения, как несвоевременное выявление профессиональной патологии, наличие случаев запущенных заболеваний, небрежность, граничащая с халатностью при оформлении больничных листов и т.д.

Но как им не быть, если администрация АМТ на протяжении всех лет искусственно сдерживала уровень профзаболеваемости, подчас  даже волевыми методами? В частности, она спускала на шахты задания по снижению уровня заболеваемости и лишала премий руководителей подразделений за увеличение числа болеющих. Те, в свою очередь (жить-то всем надо) принуждали шахтеров не брать больничные листы, а на время болезни оформлять трудовой отпуск. Кроме того, «подфартили» АМТ казахстанский парламент, принявший закон «О частном предпринимательстве», и Минздрав, утвердивший соответствующие нормативно-правовые акты, согласно которым госсанэпиднадзор не мог производить проверки объектов частного предпринимательства. А так как МСЧ (ТОО «Медсанчасть «Шахтер-Испат-Кармет») является субъектом частного предпринимательства, то в течение почти 9 месяцев выдача шахтерам санитарно-гигиенических характеристик условий труда, необходимых для установления фактов профзаболеваний, была прекращена.

БОЛЕТЬ ПО ПЛАНУ

«Признание высокостажированного шахтера на периодическом профосмотре  «годным» вовсе не означает, что он абсолютно здоров, а находится в периоде так называемой ремиссии. То есть, на момент прохождения профосмотра у него нет признаков заболевания. Но нет никакой гарантии, что он не обратится в случае обострения хронического заболевания за медпомощью к врачу через неделю, пару месяцев или через полгода.

Имеет место и сокрытие от врачей своих жалоб и уже имеющегося заболевания во время прохождения профосмотров, так как они боятся лишиться работы с достойной оплатой их труда, притеснения со стороны начальства, перевода «на поверхность», где заработная плата в разы меньше и не позволяет им содержать их семьи. Долгое время по-настоящему больным шахтерам удается скрывать от медиков свое состояние, занимаясь самолечением, принимая бесконтрольно различные обезболивающие,  обращаясь в другие медицинские организации платно или по месту жительства. Поэтому понимание термина «годен » как «абсолютно здоров» неверно. Скорее, речь идет об относительном здоровье. Врачам, которых такие больные ставят перед фактом своего заболевания, ничего не остается, как приступать к комплексному лечению «запущенных» пациентов, параллельно проводя и экспертизу их трудоспособности.

Если трудоспособность больного не восстанавливается в течении 40-60 дней, больной направляется на дальнейшее обследование в ГУ «Национальный центр гигиены труда и профзаболеваний», — сказали автору этих строк в МСЧ.

В МСЧ считают, что остановить рост профессиональной радикулопатии в ближайшие 5-10 лет не представляется возможным по ряду объективных причин. Это, в частности, старение контингента рабочих на шахтах угольного департамента, соответственно, большой подземный стаж; отсутствие другой профессии, кроме шахтерской; отсутствие полноценной замены молодыми кадрами ввиду проводимой кадровой политики работодателя, когда проводится сокращение штатов по СДУ (добровольный уход по сокращению штатов).

«Компания пошла по такому принципу: давайте, мы не будем искать первоисточник профзаболеваний, а будем бороться с теми, кто уже имеет эти болезни.

Да, мы отлично знаем: есть маленький процент людей, которые получили профзаболевания какими-то обманными путями. Кто-то нашел какие-то связи, еще что-то.

Позиция профсоюза такова: надо менять условия труда в шахте, вместо того, чтобы бороться с регрессниками да писать жалобы в прокуратуру», — прокомментировал ситуацию председатель профсоюза «Коргау» Марат Миргаязов.

Также он «выдал» большой секрет АМТ. Существует такое негласное положение – коэффициент абсентеизма. То есть на шахту дается план: болеть позволено такому-то количеству людей. За выход за предел этого коэффициента наказывается руководитель, по цепочке наказываются все. Поэтому шахтер боится болеть. Иначе выведут на поверхность. А получать 200 тыс. или 30 тыс. тенге, сами понимаете, — большая разница.

КОМУ – ВЕРШКИ, А КОМУ — КОРЕШКИ

Владельцам АМТ явно не стало хватать прибылей. Недавно на совещании с активом профсоюзов угольщиков и металлургов руководство компании вновь жаловалось на тяжелую финансовую ситуацию, мировой кризис и предупредило, что вводятся дополнительные меры экономии, в частности, будут сокращаться подряды, использоваться преимущественно свое сырье, сократятся капитальные вложения. Однако иностранец лукавит. Так, два года назад он получил более 68 млрд. тенге (около 455 млн. долларов) прибыли. Намерение избавиться от МСЧ, учредителем которой является профсоюз, здравниц, детского оздоровительного лагеря «Орленок» и передать их в частные руки логично вписывается в проводимую им политику максимального сокращения расходов на социальные программы и невыполнения обязательства, которые он принимал на себя, выкупая у государства в свою собственность карагандинские шахты.

В своем обращении к президенту Назарбаеву вчерашние его земляки пишут: «Профсоюз «Коргау», в рядах которых десятки тысяч карагандинских шахтеров,

считает, что такому отношению к людям, которые в ущерб своему здоровью,

приносят миллиардные прибыли для иностранного собственника, в нашей стране должен быть положен конец. Защитить граждан Республики Казахстан от подобного произвола иностранной компании, в конце концов – дело чести государства, которое отдало ему на откуп «черное золото» страны».

«КОРГАУ» — КОСТЬ В ГОРЛЕ АМТ

 Перед тем, как сдать обращение в канцелярию АП, Миргаязов и председатели профсоюза 8 крупнейших шахт провели пресс-конференцию в Астане.

- Мы всегда умели договариваться за столом переговоров. Но в последнее время в компанию пришли люди, с которыми мы не можем наладить контакт и только в судах отстаиваем наше право, интересы работников.

Все проблемы компания связывает с кризисом. Мы удивлены. Кризис возник не вчера. Было время, когда шахтеры очень туго затягивали пояса, чтобы сохранить производства, чтоб дети здесь работали. Но сегодня, компания, ссылаясь на кризис, урезает все материальные и социальные блага, которые были до этого.

Например, детский оздоровительный центр. Он существует испокон веков, там отдыхают детишки горняков – очень хороший лагерь «Орленок», куда стараются пропасть дети даже других карагандинских предприятий. На сегодня стоит угроза закрытия этого лагеря.

В свое время, когда АМТ избавлялся от непроизводственных активов, он попросил нас взять здравницы к себе. За три года разительные улучшения. Сейчас АМТ решило прекратить договор с «Коргау» по здравницам и передать их в частные руки. Шахтеры возмущены, потому что они построены на их деньги. Передав их в частные руки, мы останемся на вторых ролях.

АМТ обвиняет «Коргау» в лоббировании интересов шахтеров. Извините, а чьи еще интересы мы должны защищать? – возмутился Марат Миргаязов.

В еще больший шок привел его ответ директора по социальным вопросам АМТ Анджея Выпиха, который предложил профсоюзу выкупить у АМТ объекты по рыночной цене. «Он или смеется над нами, или что – непонятно», — разводит руками лидер шахтерского профсоюза.

С ШАХТЕРАМИ ЛУЧШЕ НЕ ШУТИТЬ

На сегодня 220 регрессников Караганды не могут получить свои выплаты ни от АМТ, ни от страховой компании. Взыскать их с «Альянс-Полиса» профсоюзу шахтеров не представляется возможным, так как договор он заключал с АМТ, который отказывается показать документы профсоюзу. «Коргау» подал в суд на работодателя – и выиграл. Однако, по словам Миргаязова, компания отказывается выплачивать «регрессные» и  намерена обжаловать решение суда в апелляционной инстанции.

А в это время 72 регрессника по жалобе АМТ вынуждены доказывать следователю облпрокуратуры, что профзаболевания они «заработали» честным трудом.

По судам и следователям ДВД «таскают» и врачей МСЧ, которые проработали по 20-30 лет в системе здравоохранении и которые только вчера получали от руководства компании одни благодарности.

«В коллективном договоре написано, что договор на оздоровление горняков должен быть заключен только с «Коргау». Чтобы выкинуть этот пункт, они пошли на то, чтобы опорочить МСЧ», — говорит Миргаязов.

Более конкретно ситуацию обрисовал председатель профкома шахты имени Ленина Евгений Буслаев:

- На нашей шахте работает 1770 человека. Из них 1400 – подземные, 802 от общего количества работающих в возрасте более 40-45 лет, как правило, они имеют большой стаж работы в опасных и вредных условиях труда. В апреле завершен ежегодный медицинский осмотр, основная цель которого – определение профессиональных заболеваний, а также выявление на ранней стадии заболеваний. Итоги осмотра: порядка 80% от общего числа работающих имеют какие-либо заболевания. Из них 462 человека состоят на диспансерном учете, то есть имеют стойкие заболевания.

А что же государственная власть, под носом у которой иностранный владелец карагандинских шахт ради своих сверхприбылей опускает ниже плинтуса социальную сферу?

Областной акимат и департамент труда и соцзащиты заняли одну позицию, они солидарны с нами. Но АМТ не исполняет имеющееся распоряжение департамента труда. Мы обратились в министерство. Министр Серик Абденов дал задание АМТ решить вопрос до 5 декабря. Оно тоже не исполнено.

«Шахтерские коллективы настроены очень решительно, и если нас не услышат, шахтеры готовы к самым активным действиям по защите своих прав», — заявили на пресс-конференции профсоюзные вожаки горняков.

- Пусть здравницы, МСЧ останутся не у нас, а в угольном департаменте, но ни в какие частные руки. Иначе на поток будет поставлено не здоровье шахтеров, а прибыль, зарабатывание денег. Там сколько заплатит АМТ, настолько и будут лечить, — уверены они.

К слову, «Коргау» не привыкать судиться с работодателем. Несколько судов он уже  выиграл. В том числе по проблемам спортивно-культурного отдыха шахтеров, который должен финансировать АМТ.

Жумабике Жунусова, специально для «I»

Комментариев нет:

Отправить комментарий