четверг, 11 июля 2013 г.

В Жезказгане может случиться второй Жанаозен

Олигарх Ким заинтересован в возникновении социального конфликта?

В регионах по телевидению предупреждают население об ответственности за участие в несанкционированных митингах. Журналист и гражданский активист Берик Жагипаров (на фото) рассказывает о грядущих массовых сокращениях в «Казахмысе», преследованиях со стороны силовиков и призывает власти вмешаться в трудовой конфликт через национализацию предприятий.

Берик Жагипаров, гражданский активист:

– Ситуация вокруг грядущего массового сокращения рабочих Жезказганского медеплавильного завода действительно становится тревожной: власти и рабочие так и не смогли договориться. Уже сейчас среди трудящихся ходят разговоры, что нужно идти в «Казахмыс», потому что в Жезказгане ничего не решается. Если толпа станет неуправляемой, то обязательно найдутся провокаторы и разъяренных людей трудно будет остановить. Чтобы этого не произошло, мы и придаем назревающему конфликту публичный характер. Я не хочу повторения трагедии с нефтяниками в Жанаозене, но к этому все идет. Мы просто предупреждаем. В провластных СМИ меня называют провокатором, но провокаторы работают скрытно и подпольно, я же действую открыто – снимаю на видео, записываю интервью. В общем, освещаю ситуацию.
«Ким и компания», владеющие «Казахмысом», уже лет десять не вкладывают деньги в производство. В будущем они не видят себя в Казахстане. А добыча руды – это ведь как живой организм, который нужно постоянно развивать и поддерживать. Объемы добычи меди с каждым годом уменьшаются, новых шахт иzhagiparov_11.07развития мощностей по добыче не производится. Рабочие недовольны тем, что все постепенно закрывается и несколько тысяч семей могут остаться без средств к существованию. Жезказган изначально строился как вахтовый городок, где перед войной в тридцатых годах нашли медь. Только ради добычи меди его и построили. Если в дальнейшем производства не будет, то и людям там оставаться не будет никакого смысла.
Недавно я разговаривал с одним из почетных геологов страны. Он мне сказал, что были бы деньги, а медь можно найти. Она есть! И если бы президент страны прислушивался не к «Киму и компании», а к профессионалам, которые болеют за свою страну, то они были бы готовы хоть сейчас показать, где бурить и искать медь.
В «Казахмысе» сейчас работают около 60 тысяч человек. В Жезказгане находится примерно 40% предприятий компании. Здесь трудятся порядка 30 тысяч человек. На медеплавильном заводе задействовано 1800 человек. Это основное градообразующее предприятие, вокруг которого есть множество других мелких производств. И они тоже приносят «Казахмысу» огромную прибыль. Например, при компании есть «Жезказганредмет», занимающееся добычей редких металлов. Это те редкоземельные металлы, используемые в космической и научной сфере. Стоимость грамма таких металлов может достигать 60 тысяч долларов. Для сравнения: тонна меди стоит порядка 8 тысяч. Добыча редких металлов – это около 40% от всей прибыли «Казахмыса». И если главное предприятие – медеплавильный завод – остановится, то и остальные предприятия автоматически перестанут работать.
Если «Ким и компания» реально не хотят больше вкладывать, то их никак уже не заставишь. Их позиция проста – «высосать» как можно больше и уйти из Казахстана. Они привыкли всегда командовать. Неизбежно начнутся сокращения, увольнения и закрытие предприятий. Никто из рабочих, даже те, кто на стороне «Казахмыса», не верят, что все нормализуется.
По местным телеканалам постоянно крутят ролик с предупреждением об уголовной ответственности за призывы выходить на митинги и акции протеста. То есть людям четко дают понять, что если они будут поднимать эту проблему и тем более возмущаться, то их просто отправят за решетку. В итоге все понимают, что все катится в пропасть, но никто не высовывается. Люди боятся.
Меня приглашали в прокуратуру и допытывались, почему я поднимаю эту проблему. Я им сказал, что не хочу повторения жанаозенских событий, не хочу, чтобы пострадали невинные люди. У нас городок маленький. В любом случае эта проблема коснется и моих родных и знакомых. 
Силовики намекнули, если в Жезказгане повторятся жанаозенские события, то, мол, я  стану вторым Козловым. То есть они четко дали понять, что сделают меня крайним.  Власти очень испугались недавнего митинга рабочих. Они боятся повторения жанаозенских событий и обвиняют журналистов, активистов и общественников в разжигании социальной розни, провокаторстве и подстрекательстве. Но вот смотрите: если я сейчас прокричу, что в Караганде наступит второй Жанаозен, никто же мне не поверит, правда? А то, что местные власти испугались – это и есть доказательство, что проблема существует и она очень серьезная. Я бы даже сказал – взрывоопасная. Власти внимательно ее отслеживают и понимают, что в рабочих коллективах атмосфера накалена.
Если градообразующие предприятия закроются, Жезказган превратится в город-призрак.  Молодежь давно бежит оттуда. Я лично знаю как минимум десять знакомых семей, которые переехали в другие города. Малый бизнес сворачивается, жители не видят перспектив оставаться здесь. Я не понимаю одного, неужели наверху не видят, если Жезказгана не станет, то в центре страны в радиусе как минимум 1000 км образуется огромная безлюдная пустота? И неужели китайцы, например, не обратят внимание на то, что самое сердце страны никем не заселено?
Чтобы спасти положение города и десятков тысяч рабочих семей, нужно как можно быстрее национализировать «Казахмыс». Государство обязано вмешаться в ситуацию и забрать предприятие себе. Президент Назарбаев должен поменять менеджеров компании. Ким и его команда свое уже отработали в Казахстане. Они сидят на чемоданах. Они все одной ногой в Европе.
Записал Санат Урналиев, Астана

Комментариев нет:

Отправить комментарий